© 1995-2022 Компания «Инфосистемы Джет»
Как ОПТИ за 2 года стала самой большой сетью АЗС в России ?
Программное обеспечение

Как за 2 года сеть АЗС «ОПТИ» стала самой большой сетью независимых автозаправочных станций в России? Почему сейчас топливный ритейлер инвестирует в системы рекомендации?

Главная>Программное обеспечение>«Мы не думали, что многие АЗС до сих пор измеряют уровень топлива «палкой»: Как создать уникальный ИТ-продукт для топливного рынка

«Мы не думали, что многие АЗС до сих пор измеряют уровень топлива «палкой»: Как создать уникальный ИТ-продукт для топливного рынка

№5-6 (306) / 2021

07.04.2021

Посетителей: 2228

Просмотров: 2085

Время просмотра: 3 мин.

Как за 2 года сеть АЗС «ОПТИ» стала самой большой сетью независимых автозаправочных станций в России?

 

Почему сейчас топливный ритейлер инвестирует в системы рекомендации?

О компании: Сеть АЗС «ОПТИ». Партнер «Газпром нефти» 

Отрасль: Сбыт/реализация моторного топлива

Год основания: 2019

Сайт: https://azs-opti.ru

 

Стартап внутри

 

Сеть АЗС «ОПТИ» — это партнерская сеть под брендом «ОПТИ», объединяющая независимых участников рынка. При входе в проект партнеры проводят ряд работ, в том числе по ребрендингу АЗС. В реконструкцию и развитие новых АЗС мы с партнерами вкладываемся на паритетной основе. Если коротко: на нас вся бизнес-модель, ИТ-начинка, мы также предоставляем станции брендовые конструкции, стелу, занимаемся продвижением и маркетингом, обучаем персонал, помогаем контролировать работу АЗС. Партнер должен подготовить оборудование и обеспечить бесперебойную интернет-связь. В среднем эти инвестиции составляют 3–4 млн руб. Партнеры используют топливо компании «Газпром нефть — Региональные продажи», исключение составляют регионы, где нет ее присутствия. Но и там мы помогаем с поиском надежных поставщиков топлива.

 

Специально для этого проекта мы разработали ИТ-платформу. Когда началась работа над проектом «ОПТИ», стало понятно, что у большой компании с устоявшейся структурой процессы устроены иначе по сравнению с небольшой сетью независимых АЗС. Поэтому мы не могли использовать собственные системы, нужно было делать что-то кастомное, более подходящее для наших партнеров, чтобы не ломать их процессы. 

 

Главная задача платформы — дать инструменты для развития бизнеса партнеров и оптимизации затрат. Она включает полный цикл автоматизации бизнес-процессов на станции — от операций с топливом до работы с персоналом. Между ними есть большой пласт сопутствующих сервисов и услуг: ассортимент, своевременность поставок, общение с поставщиками. И все это команда «ОПТИ» берет на себя. Обычно у партнеров есть свои информационные системы, мы их меняем, можем даже поставить свои компьютеры и принтеры. Главное — чтобы команде было удобно управлять сетью, а для этого станции должны быть унифицированы с точки зрения ИТ. Стандартизация порождает уровень SLA, а чем больше становится сеть, тем дешевле сопровождение каждого отдельного элемента.

208

Млн литров топлива реализовали в 2020 г. на всех АЗС «ОПТИ»

 

 

Решение работает в облаке, имеет веб-интерфейс и доступно по ссылке, то есть партнеру не нужно ничего скачивать. Разработки мы тестируем только в отечественных средах. Чтобы исключить фрод, мы полностью отказались от офлайн-процедур, все работает в онлайне.

 

Все доработки ИТ-платформы идут за наш счет, партнеры за них не доплачивают. Например, в прошлом году мы внедрили национальную систему маркировки товаров «Честный ЗНАК» — электронный документооборот между поставщиками и государством. Это большая доработка: у нас ушло полгода на интеграцию с соответствующими системами управления. Малым и средним предпринимателям внедрить «Честный ЗНАК» было бы еще сложнее, а наши партнеры получили работающее решение автоматически, не отвлекаясь от основной деятельности. Другой пример: у одного из наших партнеров были карты лояльности, сделанные в форме ключа от домофона. Я узнала, что это популярный метод, к тому же ключ стоит дешевле «пластика». В итоге мы заменили партнеру карты на привычные пластиковые, но пока этого не произошло, мы буквально за месяц интегрировали его необычную систему с нашей платформой. 

 

Сеть АЗС с такой необычной ИТ-платформой — это в первую очередь эксперимент. Мы хотели проверить, можно ли создать легкий и удобный продукт. 

 

Платформа «ОПТИ» существует как самостоятельная бизнес-единица, это топливный стартап. За 3 года существования «ОПТИ» стала самой большой сетью независимых АЗС в России: 200 станций, которыми управляют 95 партнеров. Партнерам легко открывать новые точки, наша команда всегда готова помочь, мы даже можем с нуля написать процессинг, если это необходимо. 

 

303

проверки качества топлива проведено на АЗС
в 2020 году

 

Вдохновленные «Додо Пиццей»

 

Я пришла в компанию 3 года назад без опыта работы в топливной отрасли. Более того, вся команда набиралась с нуля, и она тоже не была связана с топливным рынком. То, что наш взгляд был незамыленным, в итоге пошло на пользу проекту. Но в то же время в тонкостях работы мы разбирались уже в процессе. Например, мы не знали, что многие станции партнеров до сих пор измеряют уровень топлива «палкой». Официально она называется метршток, но на самом деле это просто палка, которую опускают в резервуар. Мы очень хотели это автоматизировать: ну какая палка?! Но на деле это невозможно, потому что на рынке практически нет дешевых и проверенных электронных уровнемеров. В итоге в нашей цифровой платформе прописаны 2 метода считывания объемов топлива: электронный уровнемер, который автоматически передает данные в систему, и все та же палка. 

 

Вся наша команда набиралась с нуля, и она не была связана с топливным рынком. То, что наш взгляд был незамыленным, в итоге пошло на пользу проекту. Но в то же время в тонкостях работы мы разбирались уже в процессе.

Когда проект только запускался, нашим бенчмарком была «Додо Пицца». Мы 3 раза всей командой приезжали в гости к Федору Овчинникову, он делился опытом. 

 

Наша команда разработки насчитывает 16 человек.

 

Мы с самого старта проекта хотели научиться запускать станции удаленно, чтобы туда выезжал максимум один инженер. В 2020 г. из-за пандемии жизнь заставила нас прийти к этому. В итоге практически все станции прошлого года (80 АЗС) — были запущенны удаленно, без выезда. Для сравнения: все 90 станций, запущенных в 2019-м, подключали только с выездом. Самое сложное — протянуть связь до станции, обычно наши партнеры делают 2–3 канала. Один из партнеров даже договаривался с провайдером, чтобы тот поставил новую вышку, так как станция стояла где-то на трассе. Затем на объект приезжает монтажник, который подключает оборудование. А пусконаладка идет удаленно: наши специалисты из Санкт-Петербурга подключаются к компьютеру станции. У нас прописано, что АЗС может стоять максимум 6 часов, но такого не было уже давно. Обычно на всю работу уходит не более 2 часов. 

 

Планы по развитию: системы рекомендации и модуль управления кафе 

 

Сейчас мы много инвестируем в ритейл. Например, разработали систему персональных предложений на кассе. Это математическая модель, которая анализирует покупки клиента, сопоставляет их с прошлыми визитами, предлагает докупить что-то из популярных у него товаров — булочку, кофе или питьевой йогурт. Сейчас решение проходит тестирование, его запустили в январе. Интересно то, что мы «дотягиваемся» до клиента не пуш-уведомлением на телефон, а просто уведомлением кассиру. Во-первых, пуш-уведомления могут раздражать покупателя из-за их обилия. Во-вторых, у многих наших клиентов в регионах кнопочные телефоны, там элементарно некуда прислать пуш.

 

Еще один наш проект тоже связан с рекомендациями — на этот раз по ассортименту товаров на АЗС. С учетом высокой волатильности рынка нефтепродуктов АЗС учатся зарабатывать не на топливе. Благодаря накопленной базе данных мы умеем сегментировать не только клиентов, но и станции. Платформа анализирует расположение АЗС, виды топлива, историю покупок и товарный ассортимент. На основании этих данных генерирует советы: какие товары партнеру стоит закупать, как часто это делать, какую цену ставить, чтобы повысить оборачиваемость. Это классическая система автозаказов, с которой давно знакомы в ритейле. 

 

К нам приходит много стартапов с системами, позволяющими формировать рекомендации по ценам — на сопутствующие товары, на бензин. Но мы уже умеем это сами. По идее, стартап должен предложить нам что-то, о чем мы раньше не подозревали. Но чаще предлагают то, что мы либо уже сделали, либо попробовали и отсеяли.

 

В конце прошлого года мы провели большой опрос независимой топливной розницы и поняли, что не учим партнеров управлять кафе. А это большие возможности для заработка на станции. Поэтому в ближайшее время планируем сделать модуль управления. 

 

Мы рассматриваем АЗС не просто как станцию, где заправляются. Это нечто большее — место, где можно поесть, поработать, может быть, даже провести встречу. Наш проект выделяется на топливном рынке, поскольку мы постепенно усиливаем ритейл-составляющую АЗС. Совсем скоро это будут не просто заправки, а экосистемы, закрывающие несколько потребностей клиента.

 

Современная АЗС трансформируется в ритейлера, и мы выступаем одним из флагманов этих изменений. 

Наш проект выделяется на топливном рынке, поскольку мы постепенно усиливаем ритейл-составляющую АЗС. Совсем скоро это будут не просто заправки, а экосистемы, закрывающие несколько потребностей клиента.

 В целом в планах — большая технологическая переработка системы управления, чтобы стать еще гибче и меньше тратить на инфраструктуру. Наши серверы стоят дешево благодаря оптимизации, но мы знаем, как сделать их еще дешевле. Если мы сейчас поменяем платформу и сделаем ее технологичнее, то, скорее всего, нас не успеют догнать. Да, у нас сейчас нет конкурентов в топливной сфере, но я уверена, что скоро они появятся. 

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Нам нужна настоящая армия, чтобы реализовать все инициативы

Как пандемия изменила стратегию развития компании? Почему «Аскона» не стала останавливать ИТ-проекты? Зачем «Аскона» разрабатывает экосистему здорового сна?

Анализ кассовых чеков

Наш опыт работы с компаниями из разных отраслей рынка показывает, что ритейлеры предъявляют к аналитике наиболее жесткие требования

Организация видеоконференций на базе цифровых систем передачи данных

Стандартные средства связи, такие как телефон, факс, электронная почта уже не могут удовлетворить возросшие потребности пользователей. Во многих отношениях более эффективное общение возникает тогда, когда можно видеть и слышать собеседника, ...

У вас до сих пор нет интернета вещей? Тогда он идет к вам

Какая картинка обычно возникает в голове, скажем, директора магазина при упоминании Интернета вещей?

Использование омниканального подхода в ретейле

До второй половины двадцатого века розничная торговля была сосредоточена на экспансивном развитии – на охвате новой аудитории за счет территориального расширения. Наступление ближе к концу двадцатого века эпохи информации и ИТ привело к необходимости смены приоритетов. Динамическая экспансия достигла своего предела, охват платежеспособной аудитории приобрел транснациональный масштаб, всё это происходило на фоне бурного развития коммуникационных технологий вообще и сети Интернет в частности.

Основные функции системы противодействия мошенничеству

Антифрод-системы позволяют решать вполне прикладные бизнес-задачи – выявлять и предотвращать совершение мошеннических операций, так-же они служат источником первичной информации о выявлении злоумышленников и следах хищения

Особенности внедрения и использования антифрод-систем в ритейле

Для борьбы с потерями большинство ритейл-компаний применяют исторически хорошо зарекомендовавшие себя традиционные методы: инвентаризации, видеонаблюдение, контрольные закупки/поставки, выборочные сверки отчетности, выборочный аудит транзакций и т.п.

Как реализовать омниканальную аналитику

Сегодня взаимоотношения ритейлеров с клиентами имеют несколько ключевых характеристик. Во-первых, последовательность действий каждого представителя целевой аудитории при ознакомлении с товаром/брендом носит не линейный, а циклический характер.

Внедрять Data Governance пора, когда топ-менеджеры перестают доверять отчетам

Почему правильный подход к DataGovernance улучшает доверие к аналитике? Основные предпосылки внедрения этих технологий? Чем подписка на решения DataGovernanceможет быть лучше традиционной лицензии?

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня