© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Поймай меня, если сможешь
Информационная безопасность

В одних компаниях мошенничество легко поддается оценке, выбрать способы защиты тоже не составляет труда

28.08.2014

Посетителей: 60

Просмотров: 66

Время просмотра: 0.3 мин.

Ночь. Темно. Кухня. Открывается холодильник, и из него медленно выползает огромная крыса. В одной лапе у нее палка колбасы, в другой – здоровенный кусок сыра, а за спиной висит свиной окорок. Добирается эта крыса до своей норы, с трудом все это туда запихивает и, перед тем как скрыться самой, бросает взгляд в сторону и видит в углу мышеловку, а в ней маааленький кусочек сыра. Крыса вздыхает, качает головой и произносит: «Ну, просто как дети».

 

В одних компаниях мошенничество легко поддается оценке, выбрать способы защиты тоже не составляет труда. Например, банки и телеком-операторы могут определить объем и характер мошеннических действий исходя из обращений клиентов. Для других организаций – ритейлеров, топливно-энергетических, промышленных и производственных компаний – оценка уровня мошенничества является намного более сложной задачей. Дело в том, что действия злоумышленников нацелены не на процессы обслуживания клиентов, а на внутреннее движение денежных средств, товарной продукции и т.д. Если факты хищения не могут быть относительно просто выявлены компанией или ее клиентами, мошенниками обычно являются сами сотрудники этой организации.

 

Отметим, что отчетные документы, которые анализируются при инвентаризациях, инкассациях и пр., никак не помогают в деле обнаружения мошенничества. Совпадение данных из отчетных документов дает право ревизионным службам рапортовать об отсутствии хищений, в то время как их масштабы только увеличиваются.

Наиболее остро проблема гарантирования доходов стоит перед классическим ритейлом и ТЭК. Одним словом, если ваша продукция высоколиквидна и маржинальна, можете быть уверены – на нее найдутся охотники «без лицензии». Причем риски мошенничества особенно высоки при реализации гаджетов и высокотехнологичных товаров – мы установили это путем сравнения эквивалентных по обороту магазинов продажи электроники, продуктов питания, одежды.

 

Рис. 1. Соотношение типов мошенничества в ритейл-сегменте

 

Каким образом мошенники добиваются своих целей? Представим себе любую последовательность действий, например, бизнес-процесс реализации товара. Так или иначе это учет движения товарной продукции на всех этапах – от закупки до реализации. Очевидно, что если система является замкнутой с точки зрения движения денежных средств, прозрачной для определения конечной цены товара и защищенной от изменения учетных данных, отчетность по крайним точкам процесса будет однозначно указывать на наличие или отсутствие фактов мошенничества.

 

Если мошенничество так незаметно, а бизнес приносит прибыль, стоит ли вообще уделять внимание гарантированию доходов? Окупаются ли вложения в поиск мошеннических схем, организацию технологий и процессов по контролю действий злоумышленников? Каждая компания должна решать для себя эти вопросы самостоятельно. При этом есть вполне очевидный тренд: комплексы мероприятий, направленные на борьбу лишь с тривиальными схемами, окупают себя менее чем за год.

 

Рис. 2. Соотношение внутренних и внешних угроз мошенничества

 

В то же время некоторые сотрудники – существа алчные, и если есть возможность иметь не совсем легальный, но дополнительный доход при отсутствии даже видимости контроля, аппетиты у них будут расти, как грибы после дождя. Тогда как можно эффективно контролировать подобную открытую бизнес-систему? Только реализовав комплексный проект по защите бизнеса и гарантированию доходов, который бы обеспечил компанию инструментом контроля критичных областей.

 

Причины высокого уровня хищений у любого ритейлера:

 

  1. Бизнес-процессы, подспудно приводящие к потере прибыли. Любая маркетинговая акция, призванная стимулировать спрос и привлекать новых клиентов, воспринимается сотрудниками как способ подзаработать.
  2. Формальная законность каждой отдельно взятой операции.
  3. Невидимость убытка при классической инвентаризации.
  4. Трудность и высокая стоимость контроля большинства процес­сов – от закупки до продаж.
  5. Высокая текучка кадров и низкая лояльность персонала.
  6. Влияние человеческого фактора на процесс контроля мошенничества.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Анализ кассовых чеков

Наш опыт работы с компаниями из разных отраслей рынка показывает, что ритейлеры предъявляют к аналитике наиболее жесткие требования

Сплошная фальшь, или Стоит ли доверять доверенности

Насколько сложно изготовить фальшивые паспорта и доверенности для получения SIM-карт и дальнейшего осуществления мошеннических действий, что для этого нужно? Как банкам обезопасить своих клиентов от подобного рода мошенничества? Как должны действовать сотовые операторы, чтобы подобных нарушений не было? На эти вопросы отвечает наш эксперт Василий Сергацков.

Имея дело с инновациями, ты не знаешь, с чем столкнешься в реальности

Директор по инновациям Х5 Retail Group Иван Мельник в интервью нашему изданию рассказал, какие стартапы интересуют Х5 в данный момент, как супермаркеты ритейлера экономят 10% электроэнергии с помощью системы «умный дом» и почему компания в свое время отказалась от прототипа умных весов, а затем передумала.

Идеальный омниритейлер — какой он?

8 ИТ-составляющих идеального омниритейлера? Как сэкономить 1,6 млн долл. с помощью омниканальных решений? Сколько стоят такие проекты?

«Конкуренция драйвит e-com-рынок»

Как один из крупнейших онлайн-ритейлеров решал вопрос резко возросшей нагрузки весной 2020 г.? Величина среднего чека в Утконос ОНЛАЙН и самые популярные категории в заказах в марте? Какие ИТ-проекты компания развернула во время пандемии?

Retail loyalty – как быть в тренде

Ритейлерам сегодня нужно обеспечивать дифференцированный уровень обслуживания для разных клиентских сегментов, разрабатывать программы лояльности (в том числе коалиционные), ориентированные на ту или иную целевую аудиторию, при этом полномасштабно присутствовать в онлайне.

Защита ДБО от мошенничества на уровне бизнес-процессов

Наш опыт показывает, что противодействие мошенничеству в рамках дистанционного банковского обслуживания (ДБО), внедрение дополнительных и совершенствование существующих традиционных механизмов защиты не приводят к снижению рисков мошенничества до приемлемого уровня.

Antifraud Russia 2016: новые угрозы, новая защита

Специалисты по информационной безопасности поделились опытом противодействия фроду в рамках Antifraud Russia 2016

Современный ритейлер трансформируется в цифровую компанию

Руководитель направления “Стратегия и инновации” ИТ-дирекции X5 Retail Group Виталий Порубов рассказал нам об особенностях цифровой трансформации одного из крупнейших отечественных ритейлеров в условиях, когда инновации стали важным способом оптимизации бизнеса.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня