© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Анализ событий в ситуационных центрах (SOC) с помощью BI
Ситуационные центры

Применение BI-технологий и анализ событий в ситуационных центрах нефтегазовых, энергетических, промышленных и транспортных компаний

Ситуационные центры Тема номера

Анализ событий в ситуационных центрах

19.08.2015

Посетителей: 204

Просмотров: 171

Время просмотра: 3.5 мин.

Применение BI-технологий и анализ событий в ситуационных центрах нефтегазовых, энергетических, промышленных и транспортных компаний.

 

 

Как правило, ситуационные центры оснащаются разнообразными средствами отображения информации: видеостеной, интерактивными досками, мониторами и др. Это обусловлено необходимостью одномоментно отслеживать огромное количество данных – оперативную информацию о чрезвычайных событиях за текущий день, исторические данные по уже произошедшим событиям для анализа и выявления корреляций. Кроме того, нужно «держать под рукой» алгоритмы деятельности дежурной смены, модели прогнозирования и моделирования различных ситуаций и т.д.

 

Ситуационные центры решают задачи:

  • управления предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
  • руководства сложными производственными мероприятиями;
  • выработки и поддержки оперативных решений;
  • координации работы, обмена информацией и управления системами мониторинга и обеспечения безопасности.

 

Подобная информация попадает в СЦ разными путями. Это устные (звонки оператору) и электронные сообщения, результаты мониторинга различных датчиков и счетчиков на точках наблюдения (например, датчики с программным интерфейсом на предприятии, показывающие отклонения от плановых и допустимых значений). Свою лепту также вносят сообщения о резком изменении показателей потребления энергии, данные от федеральных органов о ЧС, произошедших в непосредственной близости от точек наблюдения или при непосредственном участии сотрудников/имущества компании, письма-поручения, инициирующие проведение предупредительных мероприятий. Используется и информация из открытых источников (например, прогноз погоды).

Обрабатываются и визуализируются эти данные, как правило с помощью BI-платформы. В результате оперативные дежурные не занимаются рутинной работой по сбору и обработке данных, а непосредственно исследуют разноплановую информацию.

 

В компаниях различных отраслей СЦ решают похожий, но все же не идентичный спектр задач. Как пример, рассмотрим работу ситуационного центра крупного нефтегазового предприятия. Дежурная смена держит под рукой информацию о произошедших за сегодня событиях, чтобы в любой момент времени иметь возможность подробно доложить текущую обстановку. Помимо оперативной информации, сотрудники СЦ используют данные о произошедших ранее событиях. Привычный для коммерции анализ LFL (Like For Like) работает и здесь: специалисты ситуационного центра знают, какие категории событий регистрируются чаще всего, в каких регионах/дочерних обществах они преобладают и т.д. (см. рис. 1).

 

Деятельность дежурных СЦ регулярно оценивается на соответствие ключевым KPI компании по управлению кризисными ситуациями. Например, при аварии специалисты ситуационного центра анализируют финансовые потери, выражающиеся в объёме потерянной нефти, мониторят состояние самой производственной инфраструктуры предприятия и т.д. При этом фиксируются степень их оперативности и соблюдение четкого алгоритма действий. В итоге есть однозначное понимание, кто виноват в случае долгого реагирования, и какие потери это повлекло.

 

Рис. 1. Пример dashboard для руководителя СЦ нефтегазовой компании

 

Руководство СЦ, помимо обобщённой информации по компании и происходящим ЧС, использует аналитику по отдельным дочерним обществам. Руководитель имеет полное представление о том, вблизи или на территории каких дочерних обществ происходит больше всего тех или иных ЧС, как оперативно на местах реагируют на произошедшие события, какова динамика произошедших в этом году событий и др.

 

Рис. 2. Аналитика в разрезе дочерних обществ

 

Рис. 3. Анализ эффективности действий дежурных смены

 

Рис. 4. Детальная информация по событию

 

Когда нужно сфокусироваться

 

Выше мы рассмотрели верхнеуровневые информационные панели, составляющие базис для анализа данных СЦ нефтегазовой компании. Для одного из наших заказчиков из этой отрасли мы разработали отчеты, анализирующие конкретные показатели, – смертность, ущерб и природные факторы.

 

Смертность. Когда происходит чрезвычайная ситуация, в первую очередь компания отслеживает количество пострадавших и погибших и старается сделать всё, чтобы их не было в будущем. Чтобы в будущем предотвратить человеческие жертвы, анализируются причины произошедших событий, эти данные сопоставляются с информацией о людях (должности, специализация и стаж сотрудников). Например, если количество ЧС в среднем повышается при преобладании на объектах специалистов со стажем больше 10 лет, персонал по достижении этого срока может перепрофилироваться. Также компания учитывает, какое именно оборудование использовалось на «пострадавших» объектах, нет ли здесь корреляции.

 

Если ЧС чаще происходят с участием сотрудников, отработавших 1–2 года, нужно понять, с каким оборудованием они преимущественно работают, на чем специализируются. Возможно, необходимы кадровые перестановки, касающиеся управления сложными аппаратами на добыче.

 

Ущерб (прямой и косвенный). Компания оценивает потери после каждой ЧС: происходит анализ разливов нефти, исследование того, как скорость реагирования влияет на общую сумму убытка (можно ли за счет ее повышения сократить ущерб), анализ локализации последствий ЧС. Возникает масса других вопросов: что выгоднее – использовать собственные силы и средства или привлекать подрядчиков, как соотносится скорость реагирования компании с быстротой действий госструктур, каким должен быть размер выплаты пострадавшим, во что обойдется закупка или ремонт оборудования.

 

Рис. 5. Анализ факторов риска

 

Природные факторы. Дежурная смена СЦ регулярно получает сообщения от метеорологов об изменениях климата, надвигающихся циклонах и других природных катаклизмах. Специалисты разрабатывают алгоритмы действий при тех или иных погодных условиях. Для этого они обрабатывают данные по уже произошедшим ЧС и выявляют корреляции между погодными условиями в конкретных регионах и категориями и последствиями ЧС. В дальнейшем при получении сообщений от метеорологов дежурные смены с определённой долей вероятности предсказывают развитие событий. Они готовы к возможным ЧС, а в некоторых случаях могут их даже предотвратить.

 

Мы перечислили лишь некоторые примеры информационных панелей, которые позволяют анализировать множество несвязанных показателей, чтобы выявлять корреляции и предотвращать потенциальные чрезвычайные ситуации. Отметим, что без BI-системы ситуационный центр фактически работает «на ручном приводе». BI-решение оптимизирует его деятельность, выявляя скрытые взаимосвязи между многочисленными факторами и повышая ключевые показатели – скорость реагирования и достоверность прогнозирования ЧС.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Интервью с Андреем Педоренко, Директором Департамента информационных технологий ОАО «Альфастрахование»

BI or not BI: that is the question. Своим мнением по этому вопросу с редакцией Jet Info делится Андрей Педоренко, Директор Департамента информационных технологий ОАО «Альфастрахование».

Всего лишь «более быстрая лошадь»?

Для сегодняшнего бизнеса уже недостаточно стандартной аналитической от-чет-ности, описывающей состояние дел на вчера – решения необходимо принимать в реальном времени

BI or not BI - вопрос уже не стоит

Для эффективного управления и развития своего бизнеса современным компаниям необходимо рассматривать любую возникающую ситуацию под разными углами, оперативно принимать управленческие решения и иметь возможность анализировать формирующиеся тенденции.

«Что это у нас за газета», или Специфика BI на российском рынке

Наш герой Джети еще ни разу в жизни не был в мегаполисе, образ кипящей жизни миллионов людей создавал в его голове интернет

Business Intelligence – модная тема или реальный источник конкурентного преимущества?

Термин Business Intelligence (BI) был введен в обиход в 1989 году Говардом Дреснером, аналитиком компании Gartner Group. Это понятие определяло набор концепций и методов, используемых для повышения эффективности процесса принятия бизнес-решений и базирующихся на информационных системах, которые содержат основанную на фактах информацию.

Рука на пульсе, или АРМ руководителя

Вопрос, который Генеральный управляющий хотел обсудить с Джети, занимал его последние несколько месяцев

Будущее банков. Технотренды в банковской сфере

Несмотря на сложность экономической ситуации и сокращение бюджетов на автоматизацию, банки остаются в числе наиболее высокотехнологичных компаний.

BI - всегда? BI - везде?

Под термином Business Intelligence (BI) чаще всего понимается набор программных средств, позволяющих производить анализ данных (как оперативных, так и исторических) из информационных систем компании и прочих источников

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня