«Что это у нас за газета», или Специфика BI на российском рынке
Программное обеспечение Программное обеспечение

Наш герой Джети еще ни разу в жизни не был в мегаполисе, образ кипящей жизни миллионов людей создавал в его голове интернет

Главная>Программное обеспечение>«Что это у нас за газета», или Специфика BI на российском рынке
Программное обеспечение Тема номера

«Что это у нас за газета», или Специфика BI на российском рынке

Дата публикации:
01.08.2014
Посетителей:
60
Просмотров:
51
Время просмотра:
0.4 мин.

Авторы

Автор
Андрей Байбутов В прошлом - консультант BI Центра программных решений компании "Инфосистемы Джет"
Автор
Анна Харитонова В прошлом - начальник отдела бизнес-анализа Центра программных решений компании «Инфосистемы Джет»
Для начала – предыстория. Наш герой Джети еще ни разу в жизни не был в мегаполисе, образ кипящей жизни миллионов людей создавал в его голове интернет. «Сколько же у них, наверняка, проблем, если в своей повседневной жизни они сталкиваются с таким количеством различной информации! Это ведь так интересно! Я должен побывать там и узнать всё об их жизни!»

 

 

С этими словами Джети собрал вещи, простился с родными и уже почти отправился в загадочное будущее, как услышал фразу из шедшей в это время телепередачи: «Есть задача – реши её!». «Отличная фраза. И неплохой жизненный девиз», – подумал он и переступил порог. Джети всегда хотел приносить пользу людям, помогать им решать проблемы независимо от их сложности. Он долгие годы учился и приобретал знания, чтобы теперь применять их на практике.

 

Путь был не близкий, но спать нашему герою не хотелось, его одолевала жажда знаний. В воздухе витал запах свежеиспечённых «московских» плюшек. На соседнем кресле лежал свежий, но уже потрепанный выпуск журнала Jet Info, посвященный Business Intelligence. Джети открыл первую главу «Специфика BI на российском рынке» и начал читать.

 

Business Intelligence – совокупность методологий, технологий, программного обеспечения и лучших практик, направленных на решение задач бизнеса путём лучшего использования имеющейся информации. Именно поэтому, в отличие от других классов бизнес-систем, актуальность внедрения BI в трудные с экономической точки зрения времена не ослабевает, а только усиливается.

Множество представленных на рынке решений – от мощных платформ прогнозирования до простых систем аналитики и отчетности – позволяет выбрать продукт, доступный для любой компании. При этом развитие средств визуального представления данных, мобильных и облачных технологий сделало BI-инструменты массовыми всего за последние несколько лет.

 

Отметим, что многие наши компании при выборе BI-системы ориентируются на Запад, что в целом правильно, т.к. зарубежные коллеги во многом опережают их в развитии, и те проблемы, с которыми сталкивается российский рынок, уже успешно решены за рубежом. Однако не стоит забывать и о нашей спе­цифике. Мы предлагаем поговорить о ней более подробно.

 

За последние годы крупные игроки отечественного рынка отказались от ручного формирования отчетности в Excel и приобрели мощные BI-инструменты. Это своего рода промышленный переворот и переход от ручного труда к мануфактурам, процесс безумно сложный, но, как показала история, необходимый для дальнейшего роста компании. Это первый шаг к быстрому получению качественной информации о собственном бизнесе, для того чтобы управленческие решения были обоснованными и подкреплёнными фактами, а не догадками.

 

Как показывает мировая практика, существуют 3 основных направления использования BI в компании. Сначала систему начинают применять для решения текущих проблем, затем для анализа данных с целью выявления закономерностей, а в дальнейшем актуальным становится прогнозирование важнейших показателей. И здесь как раз проявляется наша специфика. Дело в том, что многие компании уже прошли этап решения текущих проблем, немногие приступили к анализу и выявлению закономерностей, лишь единицы дошли до прогнозирования. С чем это связано?

 

 

Представьте себе нашу средне­­статистическую компанию, допустим, страховую: у нее есть внушительное количество проблем с текущей отчетностью, сотрудники тратят много времени и ресурсов на создание отчетов, итоговый результат не отвечает ожидаемому качеству и т.д. Например, менеджер в среднем тратит неделю на подготовку ежемесячного отчёта о работе с клиентами. Сначала ему необходимо из 8–10 систем (каждая «заточена» под определенный страховой продукт) выгрузить данные за период по всем клиентам и договорам. Затем выгрузить убытки из страховой системы и привязать их по клиентским идентификаторам к данным договоров и субдоговоров. После этого идентифицировать одних и тех же клиентов из разных систем, т.к. единой карточки клиента нет. Лишь после этого он получает в Excel первичную форму отчета, а ее еще нужно привести в соответствующий вид, рассчитать промежуточные показатели итоговой суммы и передать руководству. Неделя… Это лишь маленькая ниточка в огромном и запутанном клубке бизнес-процессов, требующих отчётности. Если мы говорим об Enterprise-сегменте, а не о SMB, масштабы бедствия поистине впечатляют. Здесь принципиально то, что российские компании принялись распутывать упомянутые клубки сравнительно позже своих зарубежных коллег.

 

И лишь когда организация все выстроила корректно, процесс автоматизирован и работает без сбоев, у бизнеса появляется время для размышлений о будущем, он начинает анализировать... What-if? Этот вопрос уже давно задают себе все компании западного рынка, в то время как российский рынок пока так далеко не загадывает и разбирается с насущными проблемами «здесь и сейчас».

 

Что было бы с прибылью, если бы мы продали с иной маржинальностью? Что если бы мы закупали у другого поставщика? Что если увеличить плановые значения на 10%? По нашему мнению, за поиском ответов на такие вопросы – будущее российского рынка развития BI. Компании начинают ценить экспертизу, которой они смогут обогатиться после внедрения BI-системы. Например, зачастую в ритейле снизить издержки с помощью BI можно лишь после того, как станет проводиться более глубокая аналитика – до каждой транзакции, чека, документа и т.д. Крупные ритейловые компании давно мечтают проводить анализ смежных продаж, детализируя глубину отчета до каждой позиции (85% тех, кто покупает хлеб, купят и молоко, а 67% тех, кто покупает хлеб и молоко, купят сыр, и т.д.).

 

 

Возможность переноса ассоциативных правил в термины бизнеса существует уже давно, но сам бизнес только начинает приходить к пониманию, как использовать эту информацию и насколько она нужна. Наступает пора, когда компания, благодаря такой информации, сможет оценивать потенциальную успешность своих будущих маркетинговых акций. И процесс закупок будет регламентирован не простым плановым значением, а выстроен на основе прогноза по данным предыдущих лет, с учётом сезонности. Категорийные менеджеры больше не будут тратить уйму времени на выявление успешных и неуспешных категорий, система сама будет подсказывать, какие товары залежались на складе и их надо изъять из продажи, а какие, наоборот, пользуются повышенным спросом. Решение многих проблем обеспечат возможности Data Mining, российскому бизнесу осталось понять, что теперь их мечты реальны.

 

Джети дочитал статью и глубоко задумался. Вы верите в судьбу? Джети обладал выдающимися аналитическими способностями, необходимыми знаниями в областях прикладной математики и информатики. Что ещё нужно? Лишь огромное желание расти и развиваться. Кроме того, он хотел сделать нечто неординарное, новое, то, что никто ещё не делал… Но для этого ему ещё многому необходимо было научиться.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Кластер для BI-системы - как его "готовить"?

Проекты внедрения BI-систем, как правило, инициируются небольшой группой ключевых бизнес-пользователей и изначально представляют собой локальные работы

Куда движется российский ритейл

В начале июня прошла Неделя Российского Ритейла. Для нас она стала хорошим поводом сверить свое видение развития этого рынка с мнением коллег и заказчиков. Решая огромный объем операционных задач, ритейлеры одновременно пристально следят за инновациями – именно они первыми внедряют технологические новинки.

Business Intelligence – модная тема или реальный источник конкурентного преимущества?

Термин Business Intelligence (BI) был введен в обиход в 1989 году Говардом Дреснером, аналитиком компании Gartner Group. Это понятие определяло набор концепций и методов, используемых для повышения эффективности процесса принятия бизнес-решений и базирующихся на информационных системах, которые содержат основанную на фактах информацию.

BI or not BI - вопрос уже не стоит

Для эффективного управления и развития своего бизнеса современным компаниям необходимо рассматривать любую возникающую ситуацию под разными углами, оперативно принимать управленческие решения и иметь возможность анализировать формирующиеся тенденции.

Self-Service — новый вектор эволюции платформ BI

Сроки проектов BI не соответствуют темпам изменения бизнес-требований, и причины не только в циклах согласования, но и функциональных ограничениях BI-продуктов.

Золото может и не блестеть

Но пора было заняться и лич-ными делами – застраховать квартиру, которую бабушка оставила Джети в наследство

Всего лишь «более быстрая лошадь»?

Для сегодняшнего бизнеса уже недостаточно стандартной аналитической от-чет-ности, описывающей состояние дел на вчера – решения необходимо принимать в реальном времени

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня