Особенности Российского коммерческого космического рынка
Вычислительные комплексы Вычислительные комплексы

Почему нельзя напрямую сравнивать космический рынок России и США? Где искать деньги отечественным стартапам? Какие законы мешают освоению космоса?

Главная>Вычислительные комплексы>«На одной тяге к звездам стартап не взлетит»: краткий путеводитель по коммерческому космосу в России
Вычислительные комплексы Обзор

«На одной тяге к звездам стартап не взлетит»: краткий путеводитель по коммерческому космосу в России

Дата публикации:
31.08.2021
Посетителей:
300
Просмотров:
387
Время просмотра:
2.3

Почему нельзя напрямую сравнивать космический рынок России и США?

 

Где искать деньги отечественным стартапам?

 

Какие законы мешают освоению космоса?

 

«Компания ликвидируется, работникам объявлено о сокращении» — с этими словами 6 апреля 2021 г. закрылся «Космокурс». Один из самых известных отечественных стартапов планировал создать многоразовый суборбитальный комплекс для космического туризма и даже построить в Нижегородской области частный космодром. Помешали «непреодолимые трудности» по согласованию документов с региональными властями и Минобороны РФ. 

 

В последние годы в России закрылись или снизили активность многие бизнесы, нацеленные на коммерческое освоение космоса: спутникостроительная Dauria, разработчик легких ракет «Лин Индастриал», группа компаний «Галактика». На фоне новостей с Запада об успехах «частников» эти сообщения производят гнетущее впечатление. Неужели у отечественных предпринимателей нет перспектив? JETINFO разбирается, что мешает российскому космическому бизнесу преодолеть земное притяжение.

Американский рынок: масштаб и развитый венчур

 

Объем мирового космического рынка составляет около 360 млрд долл. в год, причем государственных денег от этого — лишь четверть. Основные успехи последних лет и большинство перспектив связаны с американскими компаниями:

 

Space Exploration Technologies Corporation Илона Маска, Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и Blue Origin Джеффа Безоса. Основа для этого была заложена в США еще в прошлом веке.

 

В 1984 г. в Америке был принят Закон о космических запусках в коммерческих целях (Commercial Space Launch Act), который открыл частным компаниям доступ к построенной государством инфраструктуре. Спустя почти 40 лет это привело к «эффекту масштаба»: сначала компаний, занимающихся космическими технологиями, были десятки, а потом счет пошел на сотни и тысячи. В 2009-м Space X впервые доставила на орбиту коммерческий груз, а в 2015-м Барак Обама подписал Commercial Space Launch Competitiveness Act. Документ разрешил частным американским компаниям исследовать и использовать космические ресурсы.

 

Вторая причина успеха Америки —развитый венчурный рынок. Совместное исследование PwC и CB Insights показывает, что даже в 2020 г., несмотря на пандемию COVID-19, объем сделок в США достиг рекордных 130 млрд долл. —на 14% больше, чем годом ранее. Всего были зарегистрированы 6022 сделки (показатель близок к рекорду 2018 г. — 7052 сделки). Space Capital сообщает, что в 1-ми 2-м кварталах 2020 г. в космические компании во всем мире инвестировали 12,1 млрд долл., 303 млн из них — начальные инвестиции. Львиная доля этих денег, конечно же, приходится на американский рынок.

Антон Иванов

директор космического центра Сколтеха

«В каком-то смысле космосу повезло, поскольку сильные мира сего захотели потратить деньги на что-то такое, на что у других денег нет. Сейчас на рынке идет настоящая революция, а ведут ее Илон Маск и Джефф Безос. Благодаря им стоимость “доступа” в космос начала резко падать. В 2009 г. доставка килограмма груза стоила около 100 тыс. долл., а сейчас варьируется от 10 до 30 тыс. долл. Ниже стоимость запуска — выше маржинальность и больше желающих поучаствовать в освоении космоса».

Российский рынок: мало денег и вопросы законодательства

 

Российский венчурный рынок не выдерживает никакого сравнения с американским. По данным исследования Inc. Russia,в 2020 г. объем публичных сделок с участием российских стартапов составил 21,9 млрд руб., то есть меньше 300 млн долл. CEO Cosmos City и Human Cosmos App Алия Григ добавляет, что в России венчурные фонды можно пересчитать по пальцам одной руки. «Путей у стартапов немного: Сбербанк, “Сколково”, Mail.ru Group и еще несколько вариантов. Но эти компании не инвестируют в космос, в лучшем случае — смешные суммы, порядка 10–20 млн руб.», — объясняет предприниматель. 

 

Сама Алия сейчас ориентирована исключительно на западный рынок, хотя ранее пробовала вести бизнес в России. Ее компания «Галактика» планировала заниматься ракетостроением и логистикой, доставлять грузы на орбиту. 4 года назад представители частного космического бизнеса, в том числе Алия, попытались внести поправки в законодательство и упростить деятельность компаний в России, но ничего не вышло. Это стало одной из причин того, почему Алия закрыла проект и вместе с командой перебралась на Запад.

 

С законодательной точки зрения российским космическим стартапам и компаниям живется непросто. Это традиционно была стратегическая и оборонная отрасль, которая полностью подчиняется государству. Нередко возникают ситуации, когда идеи стартаперов разбиваются о регламенты, согласования и повсеместную секретность. Павел Пушкин, генеральный директор «Космокурса», тоже отмечает высокий уровень бюрократии. По его словам, проект не состоялся из-за невозможности получения от Минобороны РФ нормативных документов для создания суборбитальной туристической ракеты и из-за проблем с согласованием требований к будущему космодрому.

 

 

Что нужно исправить в российских законах, чтобы ускорить освоение космоса. Пять шагов

 

Лучше всех комплексный анализ проблем российского законодательства провел вице-президент Международной ассоциации участников космической деятельности, член Совета РАН по космосу Валентин Уваров. По его словам, государство уже делало первые шаги навстречу частным компаниям, когда опубликовало в 2013 г. «Основы госполитики в области космической деятельности на период до 2030 г.». Однако положение существует только на бумаге, никаких шагов за ним не последовало. Валентин выделил 5 пунктов, которые значительно упростят работу компаний в области коммерческого космоса. К слову, опрошенные нами эксперты упоминали эти же моменты.

 

1. Закрепить в российском законодательстве юридический термин «субъекты частного сектора космической деятельности». Сейчас определения не существует, его нет в документах верхнего уровня и «Роскосмоса».

 

2. Обновить «Основы госполитики в области космической деятельности», чтобы к научно-исследовательскими опытно-конструкторским работам можно было привлекать вузы, малый и средний бизнес.

 

3. Доработать законодательство о государственно-частном партнерстве — сейчас космическая деятельность не входит в область действия закона. К примеру, идея S7 Space взять в концессию российский сегмент МКС просто неосуществима. Космические объекты сегодня не могут быть предметом соглашения о государственно-частном партнерстве.

 

4. Облегчить получение лицензий, которые позволяют заниматься космической деятельностью. Необходимо определить исчерпывающий список требований и четко прописать, когда частные компании должны получать лицензию, а когда нет.

 

5. Смягчить требования нормативно-технических документов (ГОСТов и положений), которым должны соответствовать компании, занимающиеся коммерческим освоением космоса. Большинство требований прописаны под большие госструктуры, частный бизнес просто не в силах им соответствовать.

 

Конечно, этими пунктами необходимые перемены не ограничиваются. Чтобы объем частных инвестиций в космос вырос, нужен целый комплекс мероприятий, в том числе направленных на совершенствование нормативно-правовой базы. Но именно эти шаги нужны в первую очередь — они помогут российскому рынку резко рвануть вперед.

Будет сложно, но шансы есть

 

В России коммерческое освоение космоса началось позже, чем на Западе, поэтому рынок пока находится на ранней стадии развития. Напрямую сравнивать нас и США бессмысленно: в Америке гораздо выше объем венчурных инвестиций, а государство уже без малого 40 лет учится работать с частными компаниями. Но остается дилемма: стоит заниматься освоением космоса в России или лучше уехать за рубеж, где для этого больше возможностей и есть готовая инфраструктура?

Алия Григ рекомендует сразу делать представительства на Западе и постараться попасть в хороший зарубежный акселератор (такой как Creative Destruction), а в России оставлять только разработку. В то же время рынок коммерческого космоса в стране тоже развивается, игроки появились практически в каждом секторе: спутниковая связь, дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), навигация, производство спутников и компонентов для них, запуск ракет (S7 Space). Например, производитель малых космических аппаратов «Спутникс» чувствует себя неплохо: с начала 2021 г. компания запустила 5 спутников, в том числе 2 для иностранных заказчиков, всего отправила на орбиту уже 8 аппаратов. На подходе еще десяток КА для различных заказчиков.

 

Уязвимой точкой космической отрасли России еще со времен СССР была элементная база. В 2011 г. глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов признавался, что сейчас она «на 80% импортная». С тех пор ситуация не сильно улучшилась, а это влияет на функциональность создаваемых в стране решений и их стоимость. Из сильных сторон российской отрасли можно в первую очередь выделить ракету «Союз». Ей доверяют все мировые игроки космического рынка. Осталось дождаться перехода с советских технологий на российские — когда полетит «Ангара». 

 

В любом случае начинающий предприниматель, если он решится зарабатывать на космических технологиях, должен быть готов к трудностям. 

 

В то же время у России есть преимущество — государственные фонды, финансирующие космические стартапы. Например, «Сколково», Фонд Бортника и Фонд поддержки проектов НТИ. В «Сколково» есть целый «кластер передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий». Среди резидентов — разработчики двигателей, производители оборудования и сервисов. 

 

Особенности космического бизнеса

 

Главные сложности космических стартапов не связаны с конкретным государством или рынком. Первая — долгий возврат инвестиций. Условный ИТ-стартап может начать зарабатывать через 2 года, компания из нефтегазового сектора принесет дивиденды через год. У космического стартапа возврат инвестиций в лучшем случае начнется через 5 лет — все это время компания будет тратить деньги.

 

Антон Иванов добавляет: «Стартаперам как минимум в течение пяти лет придется убеждать инвесторов, что “уже скоро начнем зарабатывать”. В любой момент инвестор может перестать вкладывать деньги. Даже если компания уже тестирует изобретенный двигатель или космический аппарат. И всё, несколько лет работы можно похоронить». 

 

Показателен пример британского спутникового оператора One Web. Сейчас на орбите находится более 100 спутников компании, в общей сложности в них вложено 3 млрд долл. инвестиций. Однако в марте 2020 г. One Web подала заявление о банкротстве. Один из ключевых инвесторов, японский Soft Bank, не был готов потратить еще 2 млрд долл. Летом компания все же нашла новых инвесторов: правительство Великобритании и индийская компания Bharti Global вложили 1 млрд долл., и банкротства удалось избежать. One Web продолжает развиваться и планирует конкурировать со Starlink Илона Маска, которая уже запустила более 800 спутников для раздачи интернета.

 

Помимо того, что космос — капиталоемкая и рисковая отрасль, для работы в ней, как и в любой другой, требуются компетенции предпринимателя. Нужны работающие бизнес-модели, соответствующие умения и навыки. Компания должна грамотно решать вопросы бюджетирования, продвижения и управления процессами. Конечно, сейчас бизнес в космосе — это в первую очередь желание заниматься космосом, а только потом бизнес. Но на одной тяге к звездам стартап не взлетит.

Перспективные технологии

 

Есть 2 группы технологических трендов: востребованные прямо сейчас и востребованные в перспективе. Алия Григ отмечает, что сейчас космосу нужны новые типы двигателей, которые снизят стоимость доставки грузов. Также она выделяет решения, связанные с туризмом (потенциально высокий спрос), и 3D-принтеры (сегодня можно печатать ракетные двигатели и ракеты, в дальнейшем — космические станции).

 

Снижение стоимости космических миссий — одно из самых востребованных направлений. В качестве примеров можно привести 2 разработки «Спутникса». Первая — спутник «Зоркий» размером с обувную коробку и весом всего 8 кг. На борту установлена камера ДЗЗ с разрешением 6 м. Его ближайшие отечественные аналоги весят под 100 кг. Вторая — микроспутниковая платформа «Паллада» для создания спутников весом до 200 кг. Это масштабируемая платформа для низкоорбитальных малых космических аппаратов, которую можно использовать для дистанционного и радарного зондирования Земли. Мультиспектральное разрешение «Паллады» составит до 0,6 метра, еще 10 лет назад аппараты такого уровня весили несколько тонн. В обозримой перспективе «Палладу» можно будет использовать для предоставления услуг космической связи и в научных целях. Разработка, кстати, ведется при грантовом софинансировании Фонда поддержки проектов НТИ.

 

Среди перспективных направлений можно отметить использование искусственного интеллекта. ИИ почти вывели на орбиту, пока мешает слишком высокое энергопотребление. Одним из интересных вызовов стало создание программно-аппаратного комплекса с использованием нейронных сетей—высокоэффективного и с низкой потребляемой мощностью. Также будут востребованы смежные технологии, связанные с обработкой и анализом данных. «Международная космическая станция управляется огромным количеством ПО, это сложный софтверный проект», — приводит пример Антон Иванов.

 

Стоит помнить, что направление Upstream (то, что происходит за пределами Земли) в денежном эквиваленте составляет лишь 3% индустрии. Остальные 97%— это Downstream, то есть технологии, реализуемые на Земле. Это могут быть стенды с системами машинного зрения для тестирования космической техники, оборудование для обучения с технологиями AR/VR, решения для обработки данных, полученных из космоса, эксплуатациии сборки оборудования.

 

Инвесторам тоже нужно меняться

 

Все опрошенные эксперты сходятся в том, что процесс освоения космического пространства в ближайшие годы будет набирать обороты. Китай совместно с Россией планирует построить международную лунную станцию в 2026–2035 гг., NASA готовится создать международную окололунную станцию, а Илон Маск разворачивает собственную программу колонизации Марса. Количество денег, проектов и возможностей на рынке будет расти. Но сложности, с которыми сталкиваются российские компании, пока не исчезнут. 

 

«Особенность России в том, что любые деньги при ближайшем рассмотрении окажутся государственными. Пока кейс, в котором частная космическая компания заказывает профильные услуги у такой же частной компании, маловероятен», — говорит Антон Иванов. При этом весь бюджет «Роскосмоса» на гражданские космические программы в 2020 г. незначительно превысил те 12%, на которые в 2021 г. планирует повысить свой бюджет NASA.

 

Ключевым фактором для развития российских стартапов в ближайшие годы будет контакт с «Роскосмосом». В качестве примера можно назвать все тот же «Спутникс». У компании есть отработанная схема взаимодействия с предприятием «Главкосмос Пусковые Услуги». «Спутникс» рекомендует запускаться на ракете «Союз-2», а «Главкосмос Пусковые Услуги» предлагает пользоваться услугами «Спутникс», если покупателям необходимы малые космические аппараты. Помимо этого, компании планируют сотрудничать в области образовательных программ. 

 

Во многом перспективы развития коммерческого космоса в России зависят от законодательной базы и венчурного рынка. Если в ближайшие годы частным компаниям упростят доступ к инфраструктуре и облегчат жизнь в целом, рынок неизбежно начнет расти. Это касается и венчурных инвестиций: государственные фонды могут и дальше поддерживать коммерческие проекты на нынешнем уровне, но мощное развитие невозможно без частных средств. А значит, инвесторы должны научиться вкладывать деньги в рисковые капиталоемкие проекты с длинным горизонтом возврата инвестиций.

 

Чек-лист: как инвестировать в космический стартап

 

1. Запастись терпением. Средний срок возврата инвестиций составляет 5–7 лет, но лучше ориентироваться на 10+ лет. Если вы готовы ждать, читайте дальше. Если нет, лучше выбрать отрасль, которая быстрее принесет прибыль.

 

2. Использовать простой способ — ETF-фонд. С 30 марта 2021 г. на биржах торгуется Фонд Кэти Вуд — ARK Space Exploration&Innovation. В ARKX собраны бумаги орбитальных и суборбитальных компаний, акции стартапов, чьи технологии будут использованы при освоении космоса, и предприятий, которые выиграют от развития аэрокосмической отрасли (сельское хозяйство, интернет-провайдеры, GPS, дроны, воздушные такси и электромобили).

 

3. Использовать сложный способ — искать частные выходы на стартаперов. Если хотите инвестировать в конкретный бизнес, особенно российский, о стандартных инструментах придется забыть. Компании по освоению космоса неохотно размещают свои бумаги на бирже. Об этом говорил аналитик ГК «Финам» Артемий Шамшуков. Бесчисленное количество рисков и частые провалы во время запусков отпугивают широкую аудиторию, а стартапы не готовы рисковать. Исключение — акции Virgin Galactic, имеющие очень высокую волатильность.

 

4. Определиться с направлением инвестиций. По итогам 2020 г. тройка направлений-лидеров с точки зрения инвестиций выглядит так: позиционирование и навигация, инфраструктура космоса (преимущественно запуск ракет и спутников), технологии связи и доступа к объектам. Член совета венчурного рынка РВК Виталий Полехин отмечает, что в России проще всего заработать деньги на смежном секторе информационных технологий. Именно на него приходятся кейсы поглощения лучших стартапов крупными корпорациями и выход на IPO.

 

5. Найти подходящий стартап. Если определились с направлением, но не знаете, где искать стартапы, обратите внимание на профильные отделения венчурных фондов. Например, в кластере передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий «Сколково» перечислены основные резиденты и реализованные кейсы. НТИ собирает космических предпринимателей в разделе «Аэронет».

 

6. Быть готовым к провалу. Российские космические стартапы часто закрываются: мешают барьеры регуляторов и недостаток финансирования, возникают сложности с выведением продукта на рынок. Венчурные инвестиции — всегда риск, но в данном случае он куда выше, чем в том же финтехе или ИБ.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Беспилотные машины в центре Москвы мы увидим еще не скоро…

По мнению аналитиков из PwC, к 2040 г. в крупнейших городах появится беспилотная транспортная инфраструктура, в которой не будет места водителю-человеку. Наши собеседники — эксперты Центра Сколтеха по научным и инженерным вычислительным технологиям для задач с большими массивами данных Евгений Бурнаев (доцент) и Алексей Артемов (научный сотрудник) — более сдержанны в своих оценках. Сначала необходимо решить инженерные проблемы, разработать законодательную базу и, главное, изменить отношение людей к беспилотным автомобилям.

«Мы оцениваем потенциальных партнеров с точки зрения их влияния на нашу экосистему»

Какие стартапы сегодня привлекает Фонд «Сколково», каковы их приоритетные технологии и направления?

«Лаборатория стоит 15 млн рублей и не приносит сиюминутной прибыли. Но для компании это шанс выйти на устойчивое развитие»

Как отечественные ритейл-компании поняли, что им нужны инновационные лаборатории? Почему лаборатории не приносят денег, но нужны каждому? Насколько российский ритейл отстает от западного?

Экономика и оптимизация: что получит компания от внедрения IIoT

Компания «Инфосистемы Джет» первой из топ-10 интеграторов вступила в консорциум по созданию и развитию технологий беспроводной связи и Интернета вещей. Консорциум координируется Центром компетенций НТИ на базе Сколковского института науки и технологий (Сколтех). Мы поговорили с директором Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии беспроводной связи и Интернета вещей» Дмитрием Лаконцевым о том, чего он ждет от этого сотрудничества и зачем промышленным компаниям необходимо цифровизировать производство с помощью IIoT.

Цифровизация — это инструмент, а не самоцель

Почему у директоров по цифровой трансформации в промышленности короткий кредит доверия рассказывает Наталья Чернышева, директор по акселерации Кластера передовых производственных, ядерных и космических технологий (Промтех) Фонда «Сколково»

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня