x
© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Цифровизация промышленных предприятий и индустрия 4.0
Машинное обучение

Почему у директоров по цифровой трансформации в промышленности короткий кредит доверия рассказывает Наталья Чернышева, директор по акселерации Кластера передовых производственных, ядерных и космических технологий (Промтех) Фонда «Сколково»

26.11.2019

Посетителей: 300

Просмотров: 296

Время просмотра: 2.6 мин.

Почему у директоров по цифровой трансформации в промышленности короткий кредит доверия?

 

За кем должно остаться последнее слово при принятии решения: за машиной или человеком?

 

В чем залог успешного проекта по цифровизации?

 

 

 

— Насколько российская промышленность готова к оцифровке?

— Готовность, на мой взгляд, достаточно высокая. Индекс цифровизации бизнеса (рис. 1), разработанный ВШЭ, показывает, что Россия находится в мировом тренде.

 

Лидеры цифровизации в нашей стране, как и во всем мире, — банки, ИТ-компании и ритейл.

 

Промышленность находится где-то посередине. Для промышленных предприятий цифровизация — это следующий шаг после автоматизации производства. Достаточно много предприятий уже оцифровывают свои процессы. Например, на нефтеперерабатывающих заводах датчики стоят почти на каждой колонне, данные с них стекаются в единый контрольный пункт. Некоторые уже приступают к созданию цифровых двойников. Пример — BIM- и CIM-технологии в строительстве.

 

Наименее оцифрованные сферы в России — медицина, транспорт, строительство и ЖКХ, если не считать «последнюю милю» — выставление счетов.

Рисунок 1. Индекс цифровизации бизнеса по странам: 2019

BIM (Building Information Model) — информационное моделирование здания. Строительный объект проектируется фактически как единое целое: изменение одного параметра влечет за собой автоматическую трансформацию связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.

 

CIM (City Information Model) — моделирование градостроительной ситуации. CIM-модель актуальна на этапе как разработки генплана, так и мониторинга его будущего развития, управления и принятия решений.

— Какие технологии сейчас наиболее популярны в промышленности и почему?

— Я могу отметить несколько направлений. Во-первых, искусственный интеллект (ИИ), который получил активное развитие в том числе за счет пристального внимания правительства к этой теме. Во-вторых, анализ Big Data. Третье направление — промышленная кибербезопасность. Важная, но, на мой взгляд, недооцененная тема.

 

Отдельно стоят робототехника и машинное зрение. Последнее помогает контролировать качество готовой продукции или оптимизировать ее приемку, например, в сельском хозяйстве. Еще одно интересное применение этой технологии — сканирование поверхности земли с воздуха с помощью дронов. Это актуально для предприятий с развитой инфраструктурой, при добыче и транспортировке полезных ископаемых.

— Можно ли выделить наиболее зрелые сегменты отрасли в части цифровизации?

— Я бы говорила об отдельных предприятиях-лидерах, уровень зрелости компаний даже внутри одной узкой ниши может быть очень разным. Например, пищевой холдинг «Агропромкомплектация»: когда оказываешься на их заводе в Тверской области, ощущение такое, как будто попал на космический корабль. Он полностью роботизирован. Весь персонал завода состоит из трех операторов, контролирующих его работу с пульта управления, и загрузчиков, следящих за упаковкой.

 

В то же время есть молочные заводы совсем без автоматизации, где до сих пор техники и доярки переливают молоко ведрами.

— В чем разница между автоматизацией и цифровой трансформацией?

— Перед тем как перейти к цифровизации, предприятие должно быть автоматизировано. Нужны данные, которые будут показывать, что происходит на производстве, в режиме реального времени. Если их нет, реализовывать цифровизацию будет просто не на чем. Поэтому автоматизация — это первый базовый слой, сбор данных. А цифровизация уже позволяет отследить взаимосвязь разных параметров и увязать их в единую систему.

 

Некоторые предприятия идут дальше и оцифровывают клиентский опыт. Например, в химической промышленности ряд компаний-производителей не просто поставляют реагенты на завод клиентов, но и отслеживают параметры их использования.

 

Другой пример: компания-производитель собирает информацию об эксплуатации своего оборудования с датчиков, стоящих на нем. Эти данные используются, во-первых, сервисной службой для поддержки клиентов, а во-вторых, разработчиками для создания новых и модификации существующих моделей.

 

По сути, цифровая трансформация — единая система, увязывающая все со всем. Отмечу, что цифровизация — это инструмент, а не самоцель, поэтому строить ее нужно на уровне бизнес-процессов, а не данных, четко понимая, как вы хотите оптимизировать производство и какая информация вам для этого понадобится.

— Что такое Индустрия 4.0?

— Поясню на примере. Возьмем современное производство: большинство решений на нем принимают опираясь на опыт и интуицию конкретных людей. В Индустрии 4.0 основой для принятия решений является анализ больших данных. В этом основное различие.

— Может ли машина на 100% заменить человека?

— Системы искусственного интеллекта смогут заменить бОльшую часть специалистов на производстве, когда для их обучения будет аккумулировано большое количество разнородных данных. Однако, по моему мнению, машина так и не сможет научиться творить, поэтому все, что касается создания новых продуктов, не будет автоматизировано.

— Всегда ли ИИ способен принять правильное решение?

— Я считаю, что пока последнее слово должно оставаться за человеком. Функция системы — предоставлять вводные для принятия решения.

 

К сожалению, перед тем как в области машинного управления будут наработаны best practice, мы столкнемся с определенным количеством инцидентов на производстве. Этот путь проходит любая новая промышленная система: всегда есть этап выработки правил взаимодействия с ней. Правила дорожного движения тоже появились далеко не сразу.

— Как в случае с машиной решать вопрос ответственности за неверно принятое решение?

— Здесь есть две точки зрения. Первая — возложить ответственность на производителя системы или на специалиста, который осуществлял ее обучение. Вторая — на пользователя. Я думаю, что в разных областях сформируются свои практики. Пока трудно прогнозировать, как это будет, и уж точно не стоит ожидать, что в обозримом будущем появится жесткая норма.

 

На мой взгляд, основная сложность заключается даже не в принятии решения, а в том, что у машины нет целеполагания. Человек принимает любое решение, учитывая стоящие перед ним задачи, приоритеты, анализируя ситуацию, которая может постоянно меняться. Заложить в машину систему задач и приоритетов уровня начальника участка можно, а вот уровня начальника цеха — не уверена. Именно поэтому я считаю, что последнее слово должно остаться за людьми.

— Можно ли сформировать единый индекс цифровизации?

— Подобные показатели уже разрабатываются. Так, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций сейчас работает над индексом цифрового развития регионов и госкомпаний.

 

Еще один пример: мы готовим проект по разработке индекса цифровой трансформации компаний для одного из регионов России. Перед его руководством стоят задачи по социально-экономическому развитию, в том числе по росту ВВП и доли цифровой экономики. Индекс позволит отслеживать выполнение этих KPI, уровень цифровизации промышленности в регионе. Также на его основе можно будет определять, какие предприятия в большей степени нуждаются в поддержке.

— Допустим, предприятие хочет провести цифровую трансформацию. Что для этого необходимо? Как решить этот вопрос с точки зрения кадров?

— Чтобы цифровая трансформация прошла успешно, проект должен быть в приоритете у руководства предприятия. Как и любое масштабное изменение, цифровизация потребует много времени и сил, поэтому, если ее статус будет низким, лучше даже не начинать — ничего не получится.

 

Второй момент: у команды цифровой трансформации должен быть лидер с должностью не ниже заместителя генерального директора. Проект будет вызывать большое сопротивление со стороны персонала на всех уровнях. Важно не испытывать иллюзий, что его можно провести быстро или исключительно сторонними силами, — нужна своя команда, имеющая вес на предприятии. При этом имеет смысл обращаться к экспертам с рынка для решения конкретных задач и за методической поддержкой.

 

Например, цифровая трансформация должна начинаться с анализа бизнес-процессов и формирования плана их преобразования с учетом новых возможностей. Без привлечения внешних консультантов сделать это довольно сложно — как правило, на предприятиях нет специалистов, которые могли бы выполнить такую задачу.

— Кто в принципе может выступать в роли стороннего консультанта?

— Для столь сложного проекта нужны эксперты из разных сфер. Во-первых, управленцы, которые помогут корректно выстроить бизнес-процессы и архитектуру их оцифровки. Во-вторых, интеграторы, способные спроектировать систему, интегрирующую разнородное промышленное оборудование и ПО. В-третьих, вендоры, разрабатывающие решения по цифровизации.

— Где предприятиям брать кадры для цифровой трансформации?

— К сожалению, готовых специалистов нет. Один из самых эффективных путей — обучать сотрудников предприятия, хорошо знающих его специфику. Например, у нас в «Сколково» есть курс CDTO — Chief Digital Transformation Officer. Он готовит экспертов, которые должны руководить процессом цифровой трансформации.

— Каков горизонт планирования у предприятий в части цифровизации? Когда они ждут первых результатов?

— Реальные сроки — от 3 лет. Но есть проблема — короткий кредит доверия директорам по цифровизации в промышленности. На крупном предприятии такой проект просто невозможно реализовать быстро, он может длиться до 7 лет, но руководство не готово ждать так долго — оно хочет видеть быстрые результаты. Если их нет, директора по цифровизации могут уволить, и он просто не успеет довести начатый процесс до конца.

 

Но не стоит опускать руки. Опытные директора по цифровизации поступают следующим образом: прорабатывают реализацию всего проекта, а затем дробят его на локальные задачи, где можно показать результат с горизонтом один или два года. И реализуют цифровую трансформацию, отчитываясь промежуточными результатами. Руководство и акционеры видят улучшения, поэтому доверие к проекту в целом возрастает.

Уведомления об обновлении рубрик – в вашей почте

Современный ритейлер трансформируется в цифровую компанию

Руководитель направления “Стратегия и инновации” ИТ-дирекции X5 Retail Group Виталий Порубов рассказал нам об особенностях цифровой трансформации одного из крупнейших отечественных ритейлеров в условиях, когда инновации стали важным способом оптимизации бизнеса.

Управление разрозненными ресурсами предприятия

Система гибкого управления комплексными проектами Jet Project, позволяющая в реальном времени отслеживать состояние всех контролируемых проектов, выявлять узкие места и риски.

«Этим можно заниматься бесконечно»: переход на data-driven в «СИБУРе»

Почему не стоит создавать цифрового двойника для отдельного участка производства? Зачем нужен «спецназ» по работе с данными? Почему заводы «СИБУРа» пока не смогут работать без людей?

Информационная безопасность в промышленности: уже да или еще нет?

В разных отраслях ИБ занимает различные позиции: например, в банках на обеспечение безопасности тратят намного больше, чем в промышленности. Но значит ли это, что производственные компании менее защищены? Стоит ли нам ждать кардинальных изменений в подходе к безопасности среди промышленников? Об этом в интервью нашему журналу рассказали Борис Симис, заместитель генерального директора, и Алексей Новиков, руководитель экспертного центра безопасности (PT ESC), компания Positive Technologies.

Хорошо, что мы не потратили много денег на блокчейн

Какие инновации внедряются на Магнитогорском металлургическом комбинате и почему основные поставщики инноваций для ММК — не стартапы, а машиностроительные холдинги

IIoT как способ оптимизации работы с персоналом

Уже много слов сказано о том, как умные устройства проникают во все сферы деятельности промышленных компаний.

ML в промышленности: здесь и сейчас

Почему AI- и ML-решения особенно актуальны на крупном производстве? Кто должен быть драйвером цифровизации компании? Как выбирать подрядчиков для проектов?

«Мы уже цифровая компания»: как технологии изменили работу ММК

Какие решения внедряет ММК в рамках цифровизации?   Какой должна быть команда, реализующая цифровую ...

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на рубрику






      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня