«Золотое дно» микроплатежей
Информационная безопасность Информационная безопасность

Злоумышленники вокруг нас! Заходишь в интернет и рано или поздно попадаешь на сайт, видишь баннер или просто очередной пост на каком-нибудь форуме со ссылкой на сомнительное предложение.

Главная>Информационная безопасность>«Золотое дно» микроплатежей
Информационная безопасность Тренд

«Золотое дно» микроплатежей

Дата публикации:
26.01.2016
Посетителей:
104
Просмотров:
102
Время просмотра:
2.3

Авторы

Спикер
Василий Сергацков Директор по информационной безопасности «Яндекс.Денег»
Злоумышленники вокруг нас! Заходишь в интернет и рано или поздно попадаешь на сайт, видишь баннер или просто очередной пост на каком-нибудь форуме со ссылкой на сомнительное предложение. Или тебе приходит подозрительная SMS, или еще того хуже – позвонят родным и сообщат, что ты в беде, срочно необходимы деньги… Многие смотрели передачи о подобных «разводах» или слышали телефонные записи разговоров мошенников. Мы решили проанализировать схему, которую они используют.

 

Для начала опишем взаимодействие участников рынка микроплатежей, а именно операторов связи, контент-провайдеров (КП) и их партнеров (см. рис. 1). Взаимодействие телеком-операторов и контент-провайдеров подразумевает оказание услуг абонентам (SMS на премиум-номера) с помощью контент-провайдеров и взимание за это платы операторами с абонентов (разовые платежи или подписка на услуги). В случае подписки абоненту предоставляются услуги на регулярной основе, за них систематически списываются денежные средства (ежедневно/ежемесячно). Партнеры контент-провайдеров являются генераторами контента, предоставляемого абонентам. В этой цепочке иногда присутствуют субпартнеры: их контент транслируется через партнеров и контент-провайдеров по «трубе» телеком-оператора.

 

Рис. 1. Схема взаимодействия участников рынка микроплатежей

 

Как денежные средства находят получателя? Чаще всего по содержимому, отправленному в SMS. Его можно сравнить со счетом в банке, который тоже имеет свою структуру. К примеру, абонент отправил сообщение на номер NNNN с текстом АА ВВВ СС DDDD. NNNN – короткий премиум-номер, выделенный телеком-оператором тому или иному контент-провайдеру, АА – префикс, принадлежащий партнеру контент-провайдера, поставляющему контент, BBB – префикс, принадлежащий субпартнеру, CC – партнерская программа, DDDD – конкретный участник партнерской программы. В нашем случае DDDD – префикс, указывающий, что денежные средства должны быть перечислены на кошелек конкретного лица. Подписка идентифицируется на уровне контент-провайдера, т. е. оператор по подписке не может проследить путь до исполнителя-получателя.

 

Со схемой взаимодействия разобрались, распишем денежную цепочку, возникающую при отправке абонентом SMS на премиум-номер. В этом случае оператор выплачивает контент-провайдеру порядка 60% (обычно % зависит от общей суммы привлеченного трафика, чем больше начислений от абонентов по всей абонентской базе, тем выше % выплаты КП) от его стоимости. К примеру, если SMS для абонента стоит 300 руб., КП с этой суммы зарабатывает около 180 руб. КП выплачивает партнеру не более 50% от общей стоимости SMS, чаще речь идет о 35–45%. Например, с 300 рублей, затраченных абонентом на SMS, партнер получает около 120 руб.

 

Итого: у абонента за 1 SMS списывается 300 руб. (100%), оператор зарабатывает 120 руб. (40%), КП – 60 руб. (20%), партнер – 120 руб. (40%).

 

Чтобы стать мошенником в этой сфере, не нужно быть программистом, нет необходимости в прочтении книг по психологии. Достаточно покопаться в интернете и найти уйму вариантов, так сказать, плагиата. Для примера рассмотрим схему с мобильными вирусами.

 

Мошенник регистрируется на сайте КП (он же SMS-биллинг) в качестве партнера, при этом ему не нужно вносить действительные паспортные данные (введенные ФИО никто не проверяет), указанные электронные почта и кошелек могут быть созданы специально для регистрации. Больше у новоиспеченного партнера ничего не потребуют. Затем человек выбирает премиум-номера под 20–60 руб. и регистрирует динамические префиксы (начальный текст сообщения, по нему SMS-биллинг поймет, кому именно нужно зачислить на счет «заработанные» денежные средства). Он берет в сети зараженное ПО (игру, программу), декампилирует его и прописывает «свой» сайт для перехода.

 

Механизм работы вируса таков: жертва, установив на мобильный купленное зараженное приложение, пользуется телефоном. С заданной периодичностью телефон автоматически делает запрос на заранее прописанный мошенником сайт, откуда получает команды к тем или иным действиям. Пока на сайте злоумышленника не запущен процесс генерации ответа на зараженные телефоны с информацией о премиум-номере и префиксе (содержании SMS), мобильный не будет автоматически отправлять SMS. Достигнув нужного количества зараженных телефонов (поняв это по статистике запросов), мошенник запускает генерацию «обратной связи» для зараженных телефонов. Для сокрытия улик и снижения вероятности выявления потерь абонентом параллельно с запросом на отправку SMS задается строка на удаление сообщений из списка отправленных телефоном.

 

Критерии, влияющие на «заработок» злоумышленника:

 

  • К старту массовой отправки SMS-сообщений, как правило, набирается до 200 000 зараженных телефонов.
  • «Проект» проживет минимум 1 месяц до того, как телеком-оператор выявит и приостановит обращение к управляющему серверу мошенников.
  • С каждого телефона жертвы обычно отправляется 1 SMS в неделю.
  • Все премиум-номера будут задействованы равномерно в течение всего периода отправки, чтобы не было всплесков отправки SMS в конкретный период времени.
  • Поскольку у части абонентов подключены услуги, запрещающие отправку SMS на короткие номера, либо нет средств на балансе, до 30% зараженных телефонов не принесут прибыль злоумышленникам.
  • До 5% абонентов могут удалить вредоносное ПО, подключить запреты на отправку SMS-сообщений на короткие номера. Тем самым количество «заработка» мошенников будет падать на 5% каждую неделю.

 

Таким образом, финансовый расчет «проекта» будет выглядеть так:

 

  • Расчет активной базы жертв с учетом динамики их уменьшения: 200 000 * 0,7 = 140 000 (активная база жертв без динамики снижения, 30% зараженных телефонов не приносят прибыли, поэтому фактически «доход» гарантирует 70% базы);

 

  • Динамика снижения количества жертв в течение месяца (база уменьшается на 5% каждую неделю):

    1 неделя = 140 000*0,95 = 133 000 (x1)
    2 неделя = x1*0,95 = 126 350 (x2)
    3 неделя = x2*0,95 = 120 032 (x3)
    4 неделя – x3*0,95 = 114 031 (x4)

    Общая сумма отправленных SMS (сумма всех недель) = 373 713 шт.

 

  • Расчет стоимости всех SMS (допустим, используются 5 коротких номеров с различной стоимостью отправки SMS на них):

    (20 руб. + 30 руб. + 40 руб. + 50 руб. + 60 руб.) / 5 = 40 руб. – средняя стоимость 1 SMS
    373 713 * 40 руб. = 14 948 520 руб. составят общие потери абонентов
    40 * 0,4 = 16 руб. (может заработать мошенник с 1 SMS, если является партнером КП)
    373 713 * 16 = 5 979 408 руб.

 

Отметим, что с учетом возможного привлечения фрилансеров и средств, затраченных на «продвижение» зараженного ПО, общая прибыль может быть снижена на 200 000 руб.

 

Итого более 5 млн руб. чистой прибыли. Мошенник при этом может находиться в любой точке мира, орудовать не только в России, но и в других странах, включая СНГ. Тем более что одни и те же КП предоставляют свои премиум-номера в десятках стран.

 

Как на нас «зарабатывают» злоумышленники, мы поняли, но как с этим бороться? Есть несколько методов пресечения деятельности мошенников, в том числе борьба с ее причинами. Во многом это задача нашей законодательной базы:

Необходимо ужесточить механизм регистрации, использования премиум-номеров и их сдачи в «аренду» контент-провайдерами.

Целесообразен повсеместный запуск AoC (Advice of Charge – принудительное информирование о стоимости отправки каждого SMS и запрос подтверждения на его отправку).

 

Операторы связи должны использовать специализированное ПО для выявления мошеннических действий, связанной с отправкой премиум SMS, которое позволяет анализировать префиксы, то есть текст сообщений. Обязательны также регулярные аудиты по информационной безопасности и внедрение решений по выявлению SMS-спама и других подозрительных активностей.

 

Абонент может снизить риски самостоятельно. Для этого НЕ нужно:

 

  • верить всему, что приходит в сообщениях по любым каналам связи (SMS, MMS, месседжеры, e-mail и др.);
  • переходить по ссылкам на сомнительные интернет-ресурсы;
  • загружать игры, программы, музыку с сомнительных сайтов;
  • указывать свой номер телефона в сети;
  • нажимать Да/Ок/Принять на всплывающих окнах при серфинге с телефона.

 

И наконец, пользоваться антивирусным ПО.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Особенности внедрения и использования антифрод-систем в ритейле

Для борьбы с потерями большинство ритейл-компаний применяют исторически хорошо зарекомендовавшие себя традиционные методы: инвентаризации, видеонаблюдение, контрольные закупки/поставки, выборочные сверки отчетности, выборочный аудит транзакций и т.п.

Не тушите пожар пирогами

За последние 10 лет произошли существенные изменения в технологиях защиты банковских счетов и карт наших сограждан

Самые значимые ИТ- и ИБ-проекты 2016 года

Банковское обозрение отметило три проекта, реализованных в финансовой сфере компанией «Инфосистемой Джет» в 2016 году

Интервью с Игорем Ляпуновым, директором Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет»

Не так давно центр информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» подвел итоги своей работы за прошлый год. И сегодня нашим собеседником стал Игорь Ляпунов, директор ЦИБ, который рассказал, какими результатами завершился 2009 г. для центра информационной безопасности.

Защита персональных данных

Информация в руках мошенника превращается в орудие преступления, в руках уволенного сотрудника – в средство мщения, в руках инсайдера – товар для продажи конкуренту

Прагматическая классификация телекоммуникационного фрода

Не будет откровением мысль, что невозможно составить исчерпывающий список всех существующих видов телекоммуникационного фрода. С одной стороны, постоянно возникают новые услуги, новые технологии и, как следствие, новые виды фрода. С другой стороны, телекоммуникационное мошенничество, в отличие от традиционных угроз информационной безопасности, весьма "оператороспецифично"

Борьба за доходы при реализации нефтепродуктов

Современный бизнес-процесс реализации нефтепродуктов ("Downstream") является сложным с точки зрения управления и контроля. Логистическая цепочка данного процесса состоит из множества различных объектов (НПЗ, нефтебаз, АЗК), удаленных друг от друга, и штаб-квартиры компании с большим количеством разнообразных ИТ-систем. Поэтому становится возможной потеря доходов на любом участке этой цепочки.

Как у ритейлеров утекают деньги

Мы часто задаёмся вопросом, чем для ритейл-компаний является мошенничество. Это проблема, которую нужно оперативно решать, угроза, риски которой нужно постоянно учитывать, или факт, неизменно сопутствующий бизнесу компании?

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня