© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Модернизация системы хранения данных и системы резервного копирования в ВТБ
СХД, СРК

ОАО Банк ВТБ и его дочерние банки (группа ВТБ) являются международной финансовой группой, предоставляющей широкий диапазон банковских услуг и продуктов в России, некоторых странах СНГ и отдельных странах Западной Европы, Азии и Африки

СХД, СРК Проект

Модернизация системы хранения данных и системы резервного копирования в ВТБ

23.11.2009

Посетителей: 60

Просмотров: 51

Время просмотра: 0.5 мин.

О заказчике

 

ОАО Банк ВТБ и его дочерние банки (группа ВТБ) являются международной финансовой группой, предоставляющей широкий диапазон банковских услуг и продуктов в России, некоторых странах СНГ и отдельных странах Западной Европы, Азии и Африки. Группа ВТБ работает в сферах корпоративного, розничного и инвестиционного обслуживания. Входящие в Группу банки ведут свою деятельность под единым брендом и руководствуются единым подходом к работе с клиентами.

 

 

Сегодня, будучи одним из крупнейших коммерческих банков страны по капиталу, ВТБ предоставляет весь комплекс банковских услуг высочайшего качества как юридическим, так и физическим лицам. ВТБ является одним из лидеров национального банковского сектора и занимает прочные конкурентные позиции на всех сегментах рынка банковских услуг. Главным акционером ВТБ с долей в 77,5% является Правительство РФ.

 

Задачи

 

Банк ВТБ стремится предоставлять клиентам широкий комплекс услуг, принятых в международной банковской практике. Развитие и рост бизнеса, расширение спектра проводимых операций, необходимость гарантировать быстрое и бесперебойное обслуживание клиентов потребовали развития и модернизации ИТ-системы банка. В перспективе были поставлены следующие цели:

 

  • осуществить переход к сервисно-ориентированной архитектуре;
  • внедрить интеграционную платформу;
  • создать и внедрить новые бизнес-приложения.

Достижение этих целей потребовало модернизации системы хранения данных (СХД) и системы резервного копирования (СРК).

 

В состав единой cистемы хранения данных ВТБ входили несколько дисковых массивов класса Midrange и Hi-End, производства компаний Hitachi Data Systems и Hewlett-Packard, расположенные на двух технологических площадках и объединенные единой сетью хранения данных (SAN). Связь между двумя площадками осуществляется по двум волоконно-оптическим каналам связи. По одному из каналов – с использованием оптической транспортной системы (ОТС) с применением технологии уплотнения DWDM, по другому – прямым соединением. Каналы связи использовались, в том числе, и для on-line репликации данных между технологическими площадками.

 

Дмитрий Назипов, старший вице-президент и CIO банка ВТБ: «Мы давно ощущали необходимость проведения модернизации систем хранения данных и резервного копирования. Благодаря проведенным работам нам удалось обеспечить требуемый уровень производительности, доступности и надежности работы систем. Наши системы способны работать в режиме 24х7х365. Внедренные решения позволят нам активно развиваться. Мы готовы к реализации новых бизнес-задач».

 

Сергей Удалов, заместитель начальника управления внедрения и сопровождения информационных систем банка ВТБ: «Специалисты компании «Инфосистемы Джет» предложили нам решение, которое позволило модернизировать системы хранения данных и резервного копирования, минимизировав при этом степень воздействия на имеющуюся ИТ-инфраструктуру. При таком подходе «жизнь» системы для ИТ-сотрудников банка осталась понятной и прозрачной, что обеспечило их быструю адаптацию к новой среде и позволило снизить затраты на внедрение системы на 30-40%».

 

Для резервирования данных использовалась распределенная система резервного копирования. Ежедневный объем резервируемых данных составлял  4,5TB, общий объем зарезервированных данных, хранящихся на магнитных лентах, – 22TB. Ленточные библиотеки подключались к медиа-серверам через SAN. Передача данных при резервном копировании осуществлялась через SAN и LAN.

 

Несмотря на правильные архитектурные решения, заложенные при создании СХД и СРК, в процессе их эксплуатации накопились некоторые проблемы. В частности, на каждом этапе развития информационная инфраструктура банка дополнялась оборудованием актуальным на тот момент. С течением лет парк серверов и дисковых массивов постепенно становился все более разнообразным, часть оборудования со временем морально устарела. Это привело к увеличению времени копирования данных и снижению производительности.

 

Рис. 1. Логическая схема СХД до проведения модернизации

 

Необходимо было предложить решение по модернизации СХД и СРК, которое позволило бы нарастить существующие объемы хранения, консолидировать хранимые данные на меньшем количестве дисковых массивов, обеспечив при этом необходимую производительность дисковой подисистемы для приложений, а также исключить из состава комплекса морально устаревшее оборудование. Помимо этого, СХД должна была обеспечить безболезненное подсоединение новых устройств без изменения архитектуры SAN, в полной мере используя имеющееся оборудование, и иметь возможность расширения в будущем, например, подключения новых технологических площадок.

 

Рис. 2. СХД и СРК банка ВТБ (после модернизации)

 

Кроме того, необходимо было сохранить существующую ИТ-инфраструктуру и инвестиции, вложенные в СРК, СХД и каналы связи, а также учесть требования, предъявляемые к работе данных систем, как существующими приложениями, так и планируемыми к внедрению новыми прикладными системами.

 

Банк ВТБ провел тендер, по итогам которого исполнителем проекта стала компания «Инфосистемы Джет».

 

Решение


Модернизация СХД

Специалисты компании «Инфосистемы Джет» предложили следующее решение по модернизации данной системы. Во-первых, в состав единой системы хранения данных ВТБ на обеих технологических площадках были введены новые дисковые массивы Hi-End класса USP100 и USP-V Hitachi Data Systems (суммарная «полезная» емкость составляет более 15 ТБ), на которых была консолидирована основная масса высококритичных данных. Массивы, используемые для этих целей ранее, были либо выведены из эксплуатации, либо задействованы для хранения менее ценных данных. Во-вторых, были произведены изменения в инфрастуктуре SAN. В частности, модернизировано каналообразующее оборудование, используемое для организации соединений между площадками (была произведена замена старых, снятых с производства и поддержки производителя DWDM-мультиплексоров, в работе которых периодически возникали сбои) и произведено подключение обоих каналов к отказоустойчивой ОТС. Также была изменена структура SAN внутри технологических площадок, в т. ч. были добавлены новые более производительные FC- коммутаторы(Inter-Switch Liks, ISL), за счет чего были увеличены портовая емкость SAN и ее пропускная способность.

 

DWDM на службе SAN

 

Для обеспечения требуемой производительности SAN при передаче данных в режиме on-line между 2-мя площадками были созданы 2 дублирующих друг друга канала связи с пропускной способностью не менее 8 GBit/s каждый. При этом оборудование, обеспечивающее связь между площадками, было совмещено с используемыми FС-коммутаторами Brocade. Также была предусмотрена возможность перспективного расширения по количеству линков, при этом как альтернатива прокладки новых оптических линий связи была использована технология оптического мультиплексирования. На существующие каналы связи была установлена система оптического уплотнения каналов DWDM от компании Nortel (Optera Metro 5200), которая сегодня позволяет передавать по одному оптическому каналу четыре сигнала FС400 и два сигнала GE. Таким образом, сегодня общая пропускная способность одного канала составляет 18 GBit/s. В случае аварии на основной оптической линии связи предусмотрено автоматическое переключение средствами оборудования DWDM всех оптических сигналов на дублирующий канал связи. Специалисты компании «Инфосистемы Джет» отработали решение по включению новых мультиплексоров компании Nortel в SAN и организации их взаимодействия с FC-коммутаторами Brocade в тестовой лаборатории – это позволило учесть все возможные ошибки и недочеты. Был разработан четкий план внедрения решения. Таким образом, несмотря на большое количество операций – установка оборудования, перекоммутирование, работы в банке были организованы четко, и связь между площадками при проведении модернизации отсутствовала менее одного часа. Все работы были проведены в выходной день.

 

Модернизация СРК

 

Специалисты службы ИТ банка и компании «Инфосистемы Джет» разработали решение, которое позволило банку без кардинальных изменений существующей системы резервного копирования интегрировать в нее новое оборудование.

 

В состав основной СРК был введен новый медиа-сервер, который обеспечил взаимодействие клиентов резервного копирования с новой ленточной библиотекой на второй технологической площадке, что привело к значительному сокращению трафика  в LAN и SAN между площадками.

 

Результат

Модернизация СХД и СРК стала одним из фундаментальных проектов, реализуемых ИТ-службой банка ВТБ для обеспечения решения прикладных и бизнес-задач. В результате проекта была значительно увеличена производительность и расширена емкость систем хранения, повышена  надежность хранения и эффективность управления данными. Банк ВТБ получил не только модернизированную сеть хранения данных, но и оптическую высокопроизводительную, масштабируемую сеть передачи данных. Проект позволит банку в дальнейшем развивать и совершенствовать ИТ-инфраструктуру, подключая новые офисы и Дата-центры, а также повышать уровень предоставления услуг.

 

Константин Казаков, директор Центра банковских технологий компании «Инфосистемы Джет»: «В банке ВТБ очень грамотно выстроен процесс управления проектами: все работы были четко спланированы и достаточно последовательно реализованы.
На старте нами был подготовлен эскизный проект, который был защищен вначале на архитектурном совете внутри компании «Инфосистемы Джет», затем на архитектурном совете банка. Его дальнейшая реализация была уже достаточно тривиальным делом – совместной проектной командой был четко согласован план работ, грамотно спланированы ресурсы, разработан график закупок и внедрения».

 

Исполнение проекта с учетом тестирования решения в лаборатории компании «Инфосистемы Джет», поставок оборудования и запуска заняло примерно три месяца.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

От звонка до сделки, или Что может CRM

Представьте компанию с многомиллионной клиентской базой, работающую по всей стране (а может быть, и за ее пределами).

Построение отказоустойчивого облака хранения данных на базе файлового доступа

Современные реалии использования дисковых ресурсов приводят к тому, что уже недостаточно просто хранить данные и предоставлять к ним доступ с использованием популярных протоколов

Резервное копирование и архивация в одном флаконе

Казалось бы, что нового можно придумать в технологиях резервного копирования и архивирования? На текущий момент существует огромное количество продуктов, которые помогают выполнить эти задачи, при этом каждый из них предназначен для определенного окружения (резервное копирование в среде Windows и Linux серверов или архивация данных, но только для файловых систем Windows)

Overstock.com – экономический эффект виртуализации

Ежегодный объем бизнес-данных и записей о клиентах, генерируемых и сохраняемых компанией, рос угрожающими темпами. Это заставило Overstock.com рассмотреть вопрос об улучшении масштабируемости и повышении операционной эффективности ИТ-архитектуры.

Система FLEXCUBE – мировой лидер на российском рынке

Наш опыт продаж показывает, что систему FLEXCUBE на российском рынке рассматривают в первую очередь банки с участием западного капитала или банки, которые рассчитывают привлечь иностранный капитал в самое ближайшее время.

«Наши технологии становятся интересны Европе»

Мы спросили у гендиректора НСПК Владимира Комлева, какие у компании планы на будущее и за счет чего она планирует конкурировать с международными платежными системами.

Заглянуть в цифровую черную дыру

При упоминании Big Data у окружающих появляется мысль о том, что речь идет о передовых технологиях, о новых невероятных возможностях для хранения, обработки и анализа данных, но так ли это на самом деле

«Новые сервисы мы внедряем только в контейнерах»: как устроена ИТ-инфраструктура «Сбербанка» в Казахстане

Почему «Сбербанк» в Казахстане не боится землетрясений? Зачем разворачивать ML-модели в контейнерах в частном облаке? Как банк справляется с кадровым голодом?

Построение информационной системы банка - комплексный подход

Рассматривается комплексный подход к созданию прикладного ландшафта в финансовой организации – как выбрать, внедрить и связать между собой ключевые информационные системы банка

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня