© 1995-2022 Компания «Инфосистемы Джет»
Интервью с руководителем службы ИТ-архитектуры прикладных систем «Лето Банка» Сергеем Чиковым
ИТ-аутсорсинг

Почему «Лето Банк» выбрал для себя путь аутсорсинга в части ИТ-систем, смогут ли российские банки заменить иностранных вендоров отечественными производителями

Главная>ИТ-аутсорсинг>Интервью с руководителем службы ИТ-архитектуры прикладных систем «Лето Банка» Сергеем Чиковым

Интервью с руководителем службы ИТ-архитектуры прикладных систем «Лето Банка» Сергеем Чиковым

№9 (254) / 2014

15.10.2014

Посетителей: 120

Просмотров: 105

Время просмотра: 0.3 мин.

Почему «Лето Банк» выбрал для себя путь аутсорсинга в части ИТ-систем, смогут ли российские банки заменить иностранных вендоров отечественными производителями и рассеются ли «облака» на российском рынке? Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем службы ИТ-архитектуры прикладных систем «Лето Банка» Сергеем Чиковым.

 

 

Сергей, чем ИТ-система «Лето Банка» принципиально отличается от систем других российских банков?

Многие банки, которые выходили на рынок на заре становления банковской розницы в России в целом, имеют «зоопарк» решений, который является наследством технологий, существовавших в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Сейчас им достаточно проблематично избавиться от всего этого «балласта», потому что любые изменения в работающем организме могут привести к очень негативным последствиям для бизнеса. Все мы понимаем, что если с горем пополам вы едете на старом «Запорожце», то, не останавливая полностью движения, поменять ему двигатель на ходу не получится.

 

У нас такой ситуации не было. Когда в 2012 году на базе Бежица-Банка зарождался «Лето Банк», мы строили всю ИТ-инфраструктуру и архитектуру с нуля, т.к. у нас была лицензия на осуществление банковских операций, не обремененная пластом ИТ-систем.

Что удалось построить с нуля за два года?

Удалось полностью построить аппаратную и телекоммуникационную инфраструктуру и развернуть достаточно большую региональную федеральную сеть – 450 клиентских центров, тысячи POS-точек, где присутствуют сотрудники «Лето Банка», 350 стоек продаж в торговых центрах и большую сеть POS-точек, где нет наших сотрудников, но используется наше программное обеспечение (ПО) и есть возможность оформить кредит «Лето Банка».

 

В части архитектуры нам удалось построить автоматизированную банковскую систему (АБС), которая выполняет расчетные функции и функции продуктового бэк-офиса, фронт-офисную систему и систему операционного CRM, систему принятия кредитного решения, внутрибанковскую систему, которая обеспечивает внутрибанковскую деятельность (начисление зарплаты, управление персоналом, хозяйственный учет, процессы бюджетирования и финансового контроля), единое корпоративное хранилище данных, аналитический CRM, системы контакт-центра, платежный хаб и мультиканальную платформу дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

Вы используете стороннее программное обеспечение или частично оно у вас свое?

ИТ-стратегия банка изначально была построена по принципу полного аутсорсинга. Мы не хотели у себя растить компетенцию собственной разработки, поэтому все системы приобретались на рынке у существующих вендоров и интеграторов.

 

Так случилось, что в определенный момент у нас появился все-таки небольшой центр компетенции именно по разработке. Там присутствуют 4 человека – это продуктовый бэк-офис.

Почему была выбрана стратегия аутсорсинга?

Мы банк, а не ИТ-компания, а банк в первую очередь должен тратить усилия на разработку и представление новых продуктов и услуг. ИТ – это обслуживающее подразделение, которое должно обеспечивать соответствующие потребности бизнеса. Если на рынке есть множество компаний с готовыми решениями, выстраивать с нуля центр компетенции, который был бы ориентирован исключительно на бизнес-потребности конкретного банка, неэффективно.

Как Вы считаете, реально ли банку сэкономить, если разрабатывать и применять собственное ПО?

Сиюминутная выгода в скорости и в стоимости внедрения тех или иных систем собственными силами на первый взгляд очевидна. Но в погоне за скоростью зачастую на второй план уходят вспомогательные процессы разработки – документирование, глубокий анализ влияния вносимых изменений на существующий функционал, а порой и качество тестирования. Дешевизна такого подхода тоже относительна. Если посчитать накладные расходы, связанные с болезнями и отпусками сотрудников, периодическими простоями, когда поток требований от заказчика уменьшается или же, наоборот, когда необходимо резко повысить выработку, а ресурсы ограниченны, то концепция собственной разработки уже не покажется такой уж дешевой.

 

Кроме того, изменения, внесенные собственным разработчиком банка, были бы «зашиты» на разработчике, который их сделал, и в случае его увольнения ситуация превращалась бы в «черный ящик» со всеми вытекающими рисками.

 

Не секрет, что команда внутренних разработчиков через определенный период работы в банке может начать диктовать свои условия бизнесу. Такого быть не должно. Если у меня сейчас вдруг обанкротится один из интеграторов, я оперативно смогу найти ему на рынке полноценную замену, которая в течение непродолжительного времени полностью интегрируется в существующий ИТ-ладшафт.

 

Таким образом, грубая сиюминутная выгода наличия собственных разработок и разработчиков в банке, казалось бы, налицо, но данный подход несет под собой очень высокие риски и в конечном итоге выходит намного дороже аутсорсинга.

Треть продаж кредитов наличными в «Лето Банке» идет через аналитический CRM. Расскажите об этом поподробнее.

Уже на старте нашего проекта были все признаки того, что потребительский бум закончится и необходимо будет очень качественно анализировать тех клиентов, с которыми мы работаем, и основной доход получать именно от конвертации этих клиентов из одного продуктового сегмента в другой, в зависимости от анализа качества и потребностей клиента. Поэтому аналитический CRM мы построили сразу. Он появился буквально через пару месяцев после единого хранилища данных.

 

Сейчас у нас порядка 25–30% продаж кредитных продуктов приходится на канал cross-sale. Соответственно, все процессы, связанные с cross-sale, у нас выполняет именно аналитический CRM.

У «Лето Банка» очень развиты облачные сервисы. Где именно в вашей организации они используются?

У нас нет своего серверного и телекоммуникационного оборудования, системного ПО, которое на этом оборудовании установлено, систем управления базами данных, – все это мы берем как сервис у компании «Инфосистемы Джет», включая помещения, в которых это оборудование размещено. То есть мы платим текущие ежемесячные платежи в зависимости от объема тех сервисов и той инфраструктуры, которую используем. Такой подход позволяет намного более гибко управлять как качеством, так и объемами необходимых ИТ-сервисов.

 

В части прикладного ПО и информационных систем у нас смешанная ситуация относительно интеграторов, используются и «облака».

 

К примеру, все, что касается карточного процессинга, все сервисы мы берем у компании «Мультикарта», которая тоже является членом группы ВТБ. Мы друг для друга являемся абсолютно коммерческими структурами с рыночными договорными отношениями. Информация по картам в нашем центре обработки данных (ЦОД) отсутствует как класс, она вся хранится в «облаке» у «Мультикарты».

 

Также в «облаке» у нас находится все, что касается офисного программного обеспечения и корпоративной почты. Это «облако» Microsoft Office 365. Мы в России среди банков были первыми, кто не побоялся взять этот сервис именно как «облако». Это было наше стратегическое решение, оно нас полностью устраивает, но ввиду определенных внешних факторов, связанных с рисками ужесточения санкций и распространения их, в том числе на наш банк, в части запрета пользования определенными сервисами того же Microsoft, мы сейчас вынуждены думать о том, как эти риски закрыть.

По вашему мнению, смогут ли российские банки в ближайшее время полностью отказаться от зарубежного ПО?

Российским компаниям отказаться от решений иностранных вендоров, на базе которых построены какие-то прикладные, инфраструктурные вещи, в ближайшей перспективе не представляется возможным. Возьмем хотя бы системы управления базами данных. В мире есть несколько лидеров-производителей платформ управления базами данных – 
Oracle, Microsoft, IBM; все они принадлежат американским вендорам. 99% прикладных систем российских компаний строятся именно на этих платформах. Это касается и офисного ПО, и операционных систем – аналоги и альтернативы есть, но с точки зрения функциональности они сильно уступают лидерам.

 

Так что реальной замены иностранному ПО сейчас в России нет, а чтобы ее создать, требуется много времени, ресурсов и желания это делать, в первую очередь, на государственном уровне.

Будет ли «Лето Банк» внедрять какие-то новые ИТ-системы в ближайшем будущем?

Новых систем в перспективе 2015 года мы строить не планируем. С точки зрения целевой архитектуры в первом квартале 2015 года мы запустим в промышленную эксплуатацию последние ее элементы – достраивается сервер ДБО с соответствующими каналами (мобильный банк и Интернет-банк) и создается отдельное хранилище регуляторной отчетности. Далее пойдут доработки, связанные с повышением эффективности уже существующих процессов.

Сколько человек числится в ИТ-департаменте «Лето Банка»?

Сейчас порядка пятидесяти. Это немного для такого банка, как наш. Из них 20 занимаются развитием архитектуры, менее 10 управляют аутсорсером в лице компании «Инфосистемы Джет» («железо», телекоммуникации, развитие и поддержка региональной сети), остальные относятся к поддержке прикладных систем второго уровня. Мы могли бы передать эту поддержку на аутсорсинг, но считаем, что это было бы неэффективно. Тот ландшафт архитектуры, который кроется в банке, достаточно уникален и постоянно развивается, видоизменяется в прикладной части (функционала, продуктового ряда). И для того чтобы эффективно оказывать поддержку второго уровня, сотрудникам нужно постоянно находиться внутри всего этого.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

«Бояться новых подходов в ИТ — все равно что бояться дышать»: что такое Инфраструктура 3.0 и почему она неизбежно наступит

Какие технологии характерны для Инфраструктуры 3.0? За счет чего новый подход может быть выгоднее имеющейся инфраструктуры? Как хождение по граблям решает кадровый вопрос?

ИТ-сервис: тенденции развития

За прошедшие годы ситуация на ИТ-рынке изменилась, и сегодня оказание услуг стандартной технической поддержки вендоры зачастую стараются оставить в своей компетенции и уходят от схемы привлечения для этих целей своих сервисных партнеров.

Облаками будет пользоваться даже закоренелый Enterprise

Что безопаснее: частные или публичные платформы? Каким компаниям не подходят публичные облака? Почему растет популярность Big Data в облаках?

Аутсорсинг ИТ-эксплуатации инфраструктуры, обеспечивающей работу кредитного конвейера, и системы резервного копирования КБ «Ренессанс Капитал»

История партнерства КБ «Ренессанс Капитал» и компании «Инфосистемы Джет» началась в 2007 г., когда во время сезона высоких продаж «Ренессанс Кредит» решил подстраховать работоспособность своей ИТ-инфраструктуры и передал на обслуживание интегратору оборудование, системное ПО и СУБД, включая работы по запросу на удаленное администрирование и решение возникающих проблем на площадке компании.

Крупные компании готовы переносить системы в российские облака

В интервью нашему изданию Денис Абраменко рассказал, какие системы сервисная компания «Центр корпоративных решений», входящая в состав Fletcher Group, готов переносить в публичное облако и почему будущее ИТ-инфраструктур крупных компаний — за гибридными облачными моделями.

Уровень сервиса решает все, или Аутсорсинговый проект от А до Я

На сегодняшний день об ИТ-аутсорсинге сказано и написано достаточно много, и каждый из нас уже не раз составил и переменил свое мнение об этой области непростых взаимоотношений.

DLP-аутсорсинг. Вопросы эффективности

На определенном этапе своего развития любая компания приходит к мысли о защите конфиденциальной информации.

«Нам важен каждый клиент, мы стремимся, чтобы он получил качественный сервис»

Николай Яшин рассказал о том, какое место непрерывность бизнеса занимает в компании «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард»

Коммерческие ЦОД и облачные провайдеры: кто кого?

Появление публичных cloud-сервисов разнообразило возможности выбора для заказчиков, по тем или иным причинам отказавшихся от строительства собственных ЦОД.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня