x
© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Советы небольшим ритейлерам - как выбирать и внедрять инновации
Программное обеспечение

Почему магазин «у дома», работающий на основе машинного зрения, — это утопия? Каким образом инновационная лаборатория Х5 помогает малому и среднему бизнесу? Как самоизоляция повлияла на цифровую трансформацию ритейлеров?

19.02.2021

Посетителей: 195

Просмотров: 208

Время просмотра: 2.9 мин.

Почему магазин «у дома», работающий на основе машинного зрения, — это утопия

 

Каким образом инновационная лаборатория Х5 помогает малому и среднему бизнесу

 

Как самоизоляция повлияла на цифровую трансформацию ритейлеров

 

 

Amazon и российская реальность

 

Когда речь заходит о магазине без продавцов, в первую очередь все вспоминают кейс Amazon. Компания использует в своих торговых точках систему, построенную на технологии машинного зрения. Она идентифицирует вас на входе в магазин и анализирует, что вы берете с полок. Пока вы кладете товары в корзину, система записывает все позиции и составляет «мягкий» чек. Итоговый, обычный чек формируется при подходе к кассе. Дальше все зависит от фискального законодательства государства: где-то нужно рассчитаться, а где-то можно просто выйти — и деньги автоматически спишутся с вашего счета.

 

Главный минус технологии машинного зрения — ее цена. На один придомовый магазин, в основе которого лежит подобная система, придется потратить от 10 до 20 млн руб. (с учетом «железных» компонентов ИТ-инфраструктуры). В России кейс вряд ли окупится — это утопия с точки зрения бизнеса. Открытие таких площадок используют скорее как инфоповод, с помощью которого можно раскрутиться, привлечь клиентов и показать свою инновационность. Это полезно для публичных компаний: такие кейсы повышают капитализацию на рынке.

 

Основной драйвер развития небольшого ритейла — снижение издержек. Для малого и среднего бизнеса вариант увеличить прибыль за счет роста товарооборота менее вероятен: давят большие сети, растут затраты, снижается покупательская способность. В супермаркете небольшой сети затраты на персонал могут достигать 70% валового дохода. Поэтому любая технология, которая позволяет снизить эти издержки, как минимум вызывает интерес. Таких решений много. Первое, что приходит на ум, — кассы самообслуживания.

Дай волю ритейлеру — и он уберет всех кассиров, оставив только кассы самообслуживания, потому что они дешевле. На самом деле они удобны только в малых форматах, когда у покупателя в тележке не более 10 товаров, в идеале — 5–7 позиций.

 

Не только фронт

«ДатаКрат» — российский разработчик ПО в сфере автоматизации торговли и сферы услуг.

 

Один из проектов компании — создание франчайзинговой сети магазинов «Фасоль» совместно с METRO Cash and Carry. «ДатаКрат» выступает технологическим партнером проекта и осуществляет комплексную автоматизацию магазинов сети — выполняет проектирование, поставку оборудования, внедрение и пусконаладку, обучение персонала и сервисное обслуживание.

В декабре прошлого года мы запустили «Фасоль 2.0» — магазин нового для России формата. Ключевые технологии, которые в нем используются, — касса самообслуживания DKLink Front Office Assistant и омниканальный бэк-офис S, который работает и в офлайне, и в онлайне. Сердце нашей системы — программа по управлению товародвижением в магазине, которую можно настроить так, чтобы она работала без товароведа. Также в систему добавляется специфичное торговое оборудование — например, аппараты по подогреву хот-догов и другие устройства, которые обычно используются в общепите для самообслуживания клиентов. Как показывает анализ, в таких магазинах логично открывать зоны питания.

 

Инновационность «Фасоли 2.0» в том, что мы собрали эффективные «фронтовые» технологии и добавили к ним решения для бэк-офиса. Персонал можно убрать не только из торгового зала, но и из подсобных помещений. У нас есть электронный товаровед, сбалансированная система заказа и внешний контроль за текущей деятельностью магазина. Человеческая работа сведена к минимуму, один оператор может в течение дня поддерживать до 10 таких магазинов. Ему нужно присутствовать только на привозе товара — расставить все по полкам и ехать дальше.

 

В среднем такой магазин будет стоить на 40% дороже обычного. С точки зрения ИТ-инфраструктуры «Фасоль 2.0» вдвое дороже первой версии, бюджет которой укладывался в 500 000 руб. Зато магазины такого формата можно ставить в местах, которые сейчас непривлекательны для ритейлеров из-за низкой окупаемости бизнеса. Например, в офисных центрах, где трафик есть только 5 дней в неделю, и поэтому стандартные магазины там работают в убыток. Пилотная «Фасоль» без продавцов, которую мы запустили в июне 2019 г. в офисном центре на Ленинградском шоссе, окупилась уже через 19 месяцев.

 

Единственный минус нового формата: он подходит не для всех локаций. Такие магазины будут уместны в офисных и торговых центрах, закрытых жилых комплексах и коттеджных поселках, в аэропортах и на промышленных предприятиях. Мы не рекомендуем ставить такие торговые точки в районах с криминогенной обстановкой: в первый же день из магазина всё вынесут.

 

На рынке побеждает тот, кто способен придумать нормальное юзабилити. Мы начали набирать клиентов из ритейла только после запуска собственной сети магазинов «Свой», где обкатываем новые решения. Тогда же мы поняли очевидную вещь: какой бы крутой ни была разработка, пока ты не проверишь ее на практике, никто не сможет сказать, взлетит ли она. Математики и инженеры могут придумать хорошую идею и обозначить дорогу к реализации, но юзабилити должны настраивать те, кто пользуется продуктом.

 

Мы разрабатываем «электронного товароведа» на базе одного из наших клиентов — бурятской торговой сети «Барис». Система составляет рабочий график ритейлера и предлагает большую часть операционных решений, а руководитель и категорийные менеджеры контролируют работу сети. «Электронный товаровед» может самостоятельно проанализировать потребность в товаре, подсказать, у кого его заказать и когда привезти. Для контроля в магазинах можно набирать низкоквалифицированный персонал, соответственно, снижаются затраты на ФОТ и зависимость от человеческого фактора. А еще практически исчезает воровство.

Как учиться не на своих ошибках

 

Основная проблема малого и среднего ритейла — отсутствие площадок для обкатывания инноваций. У них нет возможности экспериментировать и ошибаться, поэтому технологии в этом сегменте распространяются другими способами. Главный — сарафанное радио. Если коллеги и конкуренты что-то внедрили и получили положительный результат, вероятно, тебе стоит сделать то же самое.

 

Единого тренда на рынке нет: кто-то тратит на инновации 15% бюджета, а кто-то — все 90%.

 

Если хочешь понять, что в отечественном ритейле точно сработает, сходи в «Пятерочку». У Х5 отличная лаборатория, в которой они обкатывают технологии. Любая компания может прийти туда и предложить свою разработку. Это потрясающе полезно для малого и среднего бизнеса: не нужно учиться на своих ошибках и тестировать решения — достаточно изучить опыт Х5 и сэкономить на этом много денег.

 

В 2020 г. у нас выстроилась целая очередь на внедрение омниканальных решений. Малый и средний бизнес преимущественно работают в офлайне, они исторически вышли оттуда. Но сейчас без онлайна не выжить, COVID-19 только подхлестнул эту тенденцию. Поэтому мы сделали для небольшого ритейла омниканальное решение. С его помощью можно быстро сделать фронт — «лицо» магазина и загрузить туда актуальные цены и данные по товарам. При этом ритейлеру не нужно тратиться на разработку ИТ-инфраструктуры. На создание одного онлайн-магазина уходит около месяца.

 

В прошлом году мы подписали контракты со многими компаниями, которые годами откладывали цифровую трансформацию. Мне кажется, большую роль здесь сыграла самоизоляция. У людей появилась возможность выйти из рутины и подумать стратегически, а цифровая трансформация — это всегда стратегия. К тому же удаленная работа показала, что всем нужны новые инструменты управления бизнесом.

 

90% инноваций, которые сейчас обкатывают в ритейле, — это цифровые технологии. Оставшиеся 10% — это оборудование, свет и т.д. По моим ощущениям, из всех технологий приживаются и имеют коммерческую перспективу только 5%. Остальные — цифровой шум. Например, кассы самообслуживания с безналичным расчетом прижились. А ведь были похожие решения, но с наличными и выдачей сдачи. Помните? Они остались в прошлом. Аналогично с машинным зрением. Для весов самообслуживания это отличное решение, а вот для самостоятельного расчета на кассе — вряд ли: слишком высок процент нераспознаваемых товаров. Сейчас эта технология — подсказка, а не законченный продукт.

Как выбирать инновации: советы небольшим ритейлерам

 

  1. Выбирая новые технологии, ориентируйтесь на релевантные кейсы. В первую очередь обратите внимание на размер магазина или сети, расположение и среднюю площадь торговых точек, матрицу товаров.

 

  1. Оцените готовность ИТ-подрядчика поддерживать технологию. Если компания настроена только на продажу, она вам не подходит. Рынок ИТ не статичен, любое решение должно развиваться. Соответственно, у вендора должна быть стратегия развития, а у интегратора — сервисная инфраструктура.

 

  1. Смотрите на проект целиком. Цена нового ПО — уже давно не главная статья расходов, обратите внимание на совокупную стоимость разработки и поддержки. Здесь поможет только опытный ИТ-интегратор, никакой стартап не сможет точно оценить проект.

 

  1. Не отдавайте стартапам важные функции бизнеса: управление товарными запасами, логистику, кассовые операции. Новый продукт может уронить процесс — и вы потеряете деньги. Используйте стартапы для экспериментов.

Уведомления об обновлении рубрик – в вашей почте

Retail loyalty – как быть в тренде

Ритейлерам сегодня нужно обеспечивать дифференцированный уровень обслуживания для разных клиентских сегментов, разрабатывать программы лояльности (в том числе коалиционные), ориентированные на ту или иную целевую аудиторию, при этом полномасштабно присутствовать в онлайне.

Анализ кассовых чеков

Наш опыт работы с компаниями из разных отраслей рынка показывает, что ритейлеры предъявляют к аналитике наиболее жесткие требования

Идеальный омниритейлер — какой он?

8 ИТ-составляющих идеального омниритейлера? Как сэкономить 1,6 млн долл. с помощью омниканальных решений? Сколько стоят такие проекты?

Использование омниканального подхода в ретейле

До второй половины двадцатого века розничная торговля была сосредоточена на экспансивном развитии – на охвате новой аудитории за счет территориального расширения. Наступление ближе к концу двадцатого века эпохи информации и ИТ привело к необходимости смены приоритетов. Динамическая экспансия достигла своего предела, охват платежеспособной аудитории приобрел транснациональный масштаб, всё это происходило на фоне бурного развития коммуникационных технологий вообще и сети Интернет в частности.

«Ритейл — очень “физическая” отрасль, поэтому некоторые процессы сложно представить в цифре»

Как е-commerce и retail tech стали для розницы обыденностью и нормой гигиены? В чем разница между цифровым и инновационным ритейлером? Ключевые особенности работы с инновациями в эпоху пандемии?

Анонимная лояльность: как оптимизировать затраты на программу лояльности, увеличив ее эффективность

Как работает анонимная лояльность? Почему у первопроходцев возникнут проблемы? Как заказчики оценили прототип нашего решения?

Использование инструментов бизнес-анализа в ритейле

Сегодня ритейлеры все чаще внедряют BI-системы, поскольку им все более необходим качественный анализ успешности проводимых маркетинговых кампаний, программ лояльности и эффективности работы персонала. Как правило, интересующая ритейлеров информация содержится в системе обработки клиентских данных – CRM.

Мультимедиа в ритейле: персонализированная реклама и рост продаж на 30%

Какие мультимедийные решения сейчас интересуют ритейлеров? Для чего ритейлеры внедряют цифровые рекламные решения? Почему не существует средней стоимости мультимедийного проекта?

Просканировать потребительскую корзину

Путешествие Джети подходило к концу, пора было возвращаться в родной город

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на рубрику







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня