Управление проектом внедрения EAM-системы
Программное обеспечение Программное обеспечение

Нам хотелось бы начать статью ключевыми для процесса внедрения EAM-системы словами: не забывайте, что успешная автоматизация – это не только профессиональные качества команды исполнителя, но и активное участие самого заказчика как на этапе подготовки, так и на стадии реализации проекта.

Главная>Программное обеспечение>Управление проектом внедрения EAM-системы
Программное обеспечение Тема номера

Управление проектом внедрения EAM-системы

Дата публикации:
04.10.2011
Посетителей:
896
Просмотров:
912
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Алексей Ворончихин В прошлом - технический эксперт отдела решений EAM компании «Инфосистемы Джет»
Автор
Андрей Корчагин В прошлом - бизнес-консультант отдела решений EAM компании «Инфосистемы Джет»
Автор
Дмитрий Казанский В прошлом - начальник отдела решений EAM компании «Инфосистемы Джет»
Нам хотелось бы начать статью ключевыми для процесса внедрения EAM-системы словами: не забывайте, что успешная автоматизация – это не только профессиональные качества команды исполнителя, но и активное участие самого заказчика как на этапе подготовки, так и на стадии реализации проекта.

 

 

В целях успешного и качественного внедрения необходимо разбить проект на логические этапы. Каждая фаза должна включать в себя определенные задачи и содержать исходные данные для начала следующей стадии.

 

Такой подход к внедрению проекта позволяет оценить реальные объемы работ по каждому этапу, необходимое количество специалистов для его реализации, продолжительность и бюджетную стоимость, исходя из стоимости каждого этапа внедрения (см. рис. 1).

 

Этап направлен на формализованное создание проектной команды со стороны заказчика и совместное решение организационных вопросов, которые позволят минимизировать риски по внедрению проекта.

 

Рис. 1. Этапы проекта внедрения EAM-системы
ris5

 

Авторы

Теги

Мы практикуем проведение стартового совещания с заказчиком, на котором назначаются сотрудники на позиции менеджера и руководителя проекта. После определения ключевых позиций формируется проектная команда со стороны компании. При этом стоит помнить, что мы – исполнитель и заказчик – делаем одно дело вместе, следовательно, каждый сотрудник, участвующий в процессе, должен максимально лояльно подходить к возложенным на него обязанностям. Хотелось бы также остановиться на организации проектного офиса – централизованного места разработки процессов внедрения и решения всех поступающих задач. Оперативность его работы напрямую влияет на качество и временные рамки реализации проекта.

 

Обследование

 

Обследование – это сбор информации обо всех бизнес-процессах на предприятии, которые будет охватывать внедрение системы. Основным способом получения информации на этом этапе мы считаем проведение интервью с ключевыми сотрудниками заказчика, т. е. с людьми из проектной команды, которые отвечают за определенные бизнес-процессы и обладают достаточно большим объемом знаний в соответствующей области. Наши специалисты осуществляют интервьюирование согласно разработанному руководителями проекта и утвержденному приказом по предприятию плану-графику. Собранная таким образом информация оформляется в виде «Протоколов интервью». «Протокол…» по каждому бизнес-процессу содержит полный объем информации о нем. По результатам интервью определяются плановые сроки и выявляются проблемные участки будущего проекта.

 

Исходя из нашего опыта, можем сказать, что на данном этапе также происходят сбор ожиданий заказчика и преобразование их в первичные требования к системе, с этой целью наши эксперты проводят базовое ознакомление заказчика с решением и его обучение. Обучение предназначено для сотрудников, которые будут непосредственно участвовать в дальнейшем детальном анализе полученной информации, а также для ключевых пользователей из бизнес-единиц компании, вовлеченных в проект.



Окончание этапа знаменуется разработкой и согласованием «Устава проекта»; наши специалисты оформляют «Протоколы интервью» со всеми участниками бизнес-процессов, в которых также отражается информация обо всех используемых смежных программах.

 

Анализ собранной информации

 

В процессе проведения анализа основные усилия направлены на изучение и точную формализацию тех бизнес-процессов, которые предполагается реализовать в системе в ходе предстоящего этапа внедрения. Мы представляем текущие бизнес-процессы в формализованном виде («как есть»).

 

На этой стадии внедрения EAM-системы идет разработка классификаторов и структуры оборудования. Это одна из основных задач этапа, т. к. структура оборудования влияет на его поиск в системе, планирование ремонтов, составление аналитических отчетов и т.д. Прежде всего, нужно понимать, что готовых и удобных классификаторов не существует. Самый удобный – это тот, который будет разработан под особенности конкретного заказчика.

 

Поскольку на большинстве предприятий нет централизованной системы, в которой хранится вся информация об оборудовании, мы как исполнители разрабатываем шаблоны для сбора данных, куда исполнители от заказчика будут вносить информацию. В дальнейшем по этим шаблонам будет производиться загрузка данных в EAM-систему. Все сведения о правилах сбора данных об оборудовании, формате и критериях проверки информации наши специалисты описывают в документе «Методика сбора исходных данных».

 

В итоге мы получаем описание бизнес-процессов «как есть», позволяющее начать процесс их оптимизации. Также в нашем распоряжении – разработанный документ «Методика сбора исходных данных». Параллельно с выполнением указанных выше задач разрабатывается классификация и структура оборудования, которые согласовываются со всеми участниками проекта со стороны заказчика. Завершающим шагом на стадии обследования является разработка и согласование «Технического задания» на внедрение системы.

 

Проектирование системы

 

Этап проекта начинается с более подробного обучения ключевых пользователей работе с EAM-системой. Наши эксперты знакомят заказчика со стандартами системы и демонстрируют, как в ней реализованы те или иные бизнес-процессы. Обучение необходимо для утверждения концептуальной модели, понимания необходимости изменений бизнес-процессов «как есть» в бизнес-процессы «как будет». По возможности они будут изменяться в сторону максимальной адаптации к стандартным процессам EAM-системы.

 

Для решения задачи проектирования на сервере заказчика разворачивается прототип будущей системы. Затем разрабатывается документ «Функциональные требования к системе», в котором фиксируется вся используемая терминология, описываются бизнес-процессы «как будет», определяются права и роли пользователей и т.д.

 

Хотим отметить, что специфика деятельности предприятий иногда требует определенных доработок стандартных решений, используемых в системе, поэтому все нестандартные, дополнительные разработки наши специалисты оформляют документально – в «Проектных решениях».

 

Итак, на предыдущем этапе были разработаны специальные шаблоны для сбора данных, и сформирован документ «Методика сбора данных». Настало время приступить к непосредственному сбору информации по оборудованию и заполнению полученных шаблонов.

 

В результате мы получим согласованные бизнес-процессы «как будет», согласованный документ «Функциональные требования…» и дополнительные «Проектные решения».

 

Разработка

 

Переходим к самому затратному по времени этапу проекта, задачей которого является создание полностью сконфигурированной, работающей системы, отвечающей утвержденным «Функциональным требованиям» и «Проектным решениям». На этой стадии мы загружаем исходные данные в систему из шаблонов, подготовленных на этапе проектирования, настраиваем систему в соответствии с согласованными с заказчиком бизнес-процессами «как будет», разрабатываем решения для интеграции с внешними программами, отчетные формы и т.д.

 

Большое внимание уделяется управлению проектом – расстановке приоритетов и распределению ресурсов, а также внесению изменений: выявляются и исправляются дефекты, оформляются и согласовываются с заказчиком запросы на изменения.

 

Итог – комплексное тестирование системы: так называемые приемо-сдаточные испытания, результаты которых подтверждаются актами выполненных работ.

 

После удачно проведенного тестирования необходимо совместно с сотрудниками заказчика разработать программы и графики обучения конечных пользователей, согласно которым персонал будет полностью обучен работе с системой.

 

Внедрение

 

Главная задача фазы – подготовка перехода системы в опытно-промышленную эксплуатацию. В рамках этапа наши специалисты разрабатывают «План перехода системы в опытно-промышленную эксплуатацию», производят итоговую загрузку начальных данных и справочников.

 

Кроме этого, мы осуществляем обучение конечных пользователей соответствующим навыкам работы с новой системой и разрабатываем пользовательскую документацию. После обучения, перед вводом системы в эксплуатацию, проводится контрольное тестирование ключевых пользователей для определения возможности допуска к работе / необходимости проведения дополнительного обучения. Сотруднику необходимо выполнить тестовое задание, которое охватывает общую функциональность системы и реализацию бизнес-процесса, за который он отвечает.

 

Управление рисками при внедрении EAM-системы

 

Проект внедрения решения EAM сопряжен с определенными рисками. Управление рисками является важным фактором, способствующим его успешному завершению. Для эффективного внедрения заказчик должен провести ряд организационных мероприятий, обеспечивающих его готовность к выполнению работ.

Ниже мы попытаемся очертить круг критических факторов успеха проекта, непосредственно влияющих на ход работ, сроки и бюджет. Предприятию следует уделить самое пристальное внимание следующим аспектам:

 

• активной поддержке процесса внедрения со стороны спонсора проекта и высшего руководства компании. Для обеспечения четкости и своевременности принятия решений у проекта должен быть один спонсор, который непосредственно заинтересован во внедрении. Его поддержка должна быть постоянной. Рабочей группе заказчика необходимо обеспечить участие руководства компании в проекте для осуществления PR-поддержки внедрения среди сотрудников;

• присвоению работам по проекту высокого приоритета;

• обеспечению беспрекословной организационной дисциплины лиц, вовлеченных в реализацию проекта;

• созданию адекватных рабочих условий для членов проектной группы и сотрудников исполнителя: отдельное помещение, оборудованное рабочими местами и необходимыми средствами связи;

• своевременному поступлению необходимой для реализации проекта информации от соответствующих должностных лиц заказчика. Информация должна быть максимально полной, достоверной и адекватной запросам;

• своевременной организации встреч команды исполнителя со специалистами заказчика, обладающими соответствующими компетенциями (руководителями служб, бизнес-экспертами). Эти специалисты должны иметь возможность уделять достаточно времени для работы с проектной группой по согласованному графику.

Невыполнение этих рекомендаций может повлечь за собой увеличение существующих или появление новых рисков в процессе внедрения, что, возможно, приведет к пересмотру бюджета, сроков или объемов проекта.

 

 

Основные требования, предъявляемые к ключевым пользователям EAM-системы:

 

  • знание основных навыков работы в системе (работа со справочниками, добавление, удаление, фильтрация, поиск данных и т.д.);
  • знание бизнес-процессов своего подразделения;
  • способность эффективно использовать пользовательские процедуры (знание набора правил и шагов, необходимых для каждой выполняемой операции непосредственно в системе).

 

Итак, мы провели комплексное тестирование системы, выявили и исправили неточности. Обучили конечных пользователей и предоставили им разработанную пользовательскую документацию. Теперь можно перейти к завершающему этапу проекта – опытно-промышленной эксплуатации.

 

Опытно-промышленная эксплуатация

 

Целью этапа являются передача EAM-системы в опытно-промышленную эксплуатацию и последующее осуществление технической поддержки.

 

На заключительной стадии происходят:

 

  • проверка исходных данных, ввод дополнительной информации непосредственно пользователями системы;
  • практическая эксплуатация системы на реальных данных, привыкание пользователей к работе в системе;
  • постоянный мониторинг действий пользователей нашими специалистами.

 

Итогом этого этапа и всего проекта в целом является успешная эксплуатация системы.

Читайте также

«Командный зачет»

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Пытаясь взглянуть назад..

Помня о бритве Оккама, компактно обсудим, к чему мы пришли в процессе рассуждений на тему управления активами. Информационное обеспечение для успешного ведения необходимой технологической деятельности индустриальным предприятием зиждется на трех китах - ERP-, EAM-, SCADA-системы (возможны небольшие вариации).

Некоторые аспекты внедрения EAM-систем

До настоящего времени нет единого мнения о сути внедрения. Это больше организационный или инженерно-технический процесс (внедрение-как-программирование vs внедрение-как- консалтинг)? Ответа нет.

Обучение персонала в процессе внедрения

При внедрении информационных систем часто ограничиваются весьма традиционными задачами - чтобы сеть работала, сервер и АРМы были проинсталлированы на рабочих местах. Это чисто технические задачи. А вот пользуются ли сотрудники системой или она была приобретена для создания привлекательного имиджа в глазах потенциальных инвесторов с целью получения от них выгодных кредитов - это внедренцев волнует не всегда.

Cистемы управления техобслуживанием и ремонтами

Конечно, про системы управления техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) написано уже достаточно много. Но эту тему нельзя "закрыть" на длительный срок сразу по нескольким причинам.

Некоторые сведения об активах и способах управления ими

В данной главе мы дадим несколько общих понятий и главные из них: активы, отказы, дефекты, ремонты и ЕАМ-система, которая выступает в качестве инструмента для повышения эффективности бизнес-процесса, в котором эти понятия совместно существуют (он называется ТОиР - техническое обслуживание и ремонт).

Как построить правильные измерители успешности бизнес-процессов в сфере ТОиР?

Сначала поговорим о базовых вещах. Нам часто необходимо приводить абсолютно разные понятия или ситуации к такому виду, чтобы их можно было сравнивать. То есть мы вынуждены подбирать для них общий измеритель. Обычно таким универсальным измерителем является термин «хорошо»: какая из сравниваемых ситуаций лучше, ту и выбираем.

Работа с системой IBM Maximo: легкость, приносящая результаты

На IT-рынке в области управления ремонтом и техническим обслуживанием производственными активами существует множество ЕАМ-систем, позволяющих решать данные задачи.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня