© 1995-2022 Компания «Инфосистемы Джет»
Обучение персонала в процессе внедрения
Системы управления ИТ Системы управления ИТ

При внедрении информационных систем часто ограничиваются весьма традиционными задачами - чтобы сеть работала, сервер и АРМы были проинсталлированы на рабочих местах. Это чисто технические задачи. А вот пользуются ли сотрудники системой или она была приобретена для создания привлекательного имиджа в глазах потенциальных инвесторов с целью получения от них выгодных кредитов - это внедренцев волнует не всегда.

Главная>Системы управления ИТ>Обучение персонала в процессе внедрения
Системы управления ИТ Тема номера

Обучение персонала в процессе внедрения

23.08.2010

Посетителей: 44

Просмотров: 36

Время просмотра: 2.3

Авторы

Автор
Дмитрий Казанский В прошлом - начальник отдела решений EAM компании «Инфосистемы Джет»
При внедрении информационных систем часто ограничиваются весьма традиционными задачами – чтобы сеть работала, сервер и АРМы были проинсталлированы на рабочих местах. Это чисто технические задачи. А вот пользуются ли сотрудники системой или она была приобретена для создания привлекательного имиджа в глазах потенциальных инвесторов с целью получения от них выгодных кредитов – это внедренцев волнует не всегда. Но с недавних пор ситуация начала меняться. Главное ее отличие от того, что было раньше – ведущие системные интеграторы озаботились тем, чтобы после их ухода с предприятия и сдачи системы Заказчику разнообразное установленное прикладное ПО продолжало нормально работать (регулярно эксплуатироваться). И вот для этого необходимо сделать так, чтобы к моменту завершения проекта по внедрению системы на предприятии осталась критическая масса обученных людей, которым к тому же интересно и жизненно важно исправная эксплуатация программы. Поэтому сегодня с уверенностью можно сказать, что успех внедрения какой-то системы Х на предприятии Y – это во-многом эффективное обучение.

 

 

Чтобы внедрение произошло, нужно правильно организовать обучение. Собственно технологию обучения мы будем рассматривать чуть позже. А пока отметим следующее. Общий уровень компьютеризации наших предприятий сейчас растет как бамбук в Индии. А вот количество людей, которые могут использовать этот достаточно большой вычислительный и коммуникационный потенциал – растет, увы, весьма медленно.

Часто внедренцы сетуют на следующую проблему – отсутствие у сотрудников Заказчика желания и привычки учиться. Как правило, оно проистекает из привязанности к предприятию (во всяком случае, на градообразующих предприятиях). Сейчас условия в стране начали меняться – человек может быть достаточно мобилен в отношении места работы и постепенно осознается ценность привычки получать новые знания. Но этот ландшафт имеет смысл развернуть пошире. Что происходит на самом деле, если не использовать высокопарных фраз и академический подход? На многих предприятиях существует конфликт (он есть сам по себе, без ЕАМ-системы) между владельцами (топ-менеджментом) и «рядовыми рабочими». Чего хотят те и другие и так понятно, не буду повторять. Фаза продажи лицензий какого-то программного обеспечения топ-менеджменту предприятия осталась в прошлом (то есть мы уже продали лицензии и теперь начинается само внедрение). Обычно это и есть отправная точка для начала обучения. То есть в этот момент на предприятии как раз и появляются внедренцы (не перед топ-менеджментом, а перед простыми мастерами и начальниками служб) – и уже на них сваливается упомянутый выше конфликт. Внедренцев однозначно воспринимают как посланцев топ-менеджмента. И потому переносят на них все имеющееся у них недовольство. В этот момент крайне необходимо грамотно себя повести среди недружелюбно настроенных людей. Но как? Они ведь в любом случае останутся «противниками». Для начала хотя бы надо найти среди «среднего класса» очень агрессивно настроенных людей...А дальше – давайте разбираться.

 

Схема обучения

 

Ценность программного обеспечения – это понятие не абстрактное. Она зависит от наличия людей, умеющих из этой программы извлекать пользу – сотрудников предприятия, которые прошли курс обучения. Мы в рамках данной главы не будем углубляться в дебри науки обучения. Отметим лишь закономерности и наблюдения, лежащие на поверхности для опытного, но скрытые для глаза начинающего внедренца. Например, при организации обучения важно учитывать в качестве аксиом следующее:

 

  • неуспевающих руководство обычно не увольняет;
  • успевающих руководство обычно не премирует;
  • текущих производственных задач обучаемым сотрудникам никто не отменял (имеется текущая занятость);
  • занятия обычно проходят до или после рабочего дня (редко во время него);
  • обучаемые являются взрослыми людьми (это забывается или плохо используется).

 

В процессе обучения как обучаемым, так и обучающим необходимо абстрагироваться от той модели обучения, которая у многих на подсознательном уровне осталась со школьной поры. Необходимо учитывать, что в данном случае взрослые являются принципиально иным «материалом», нежели дети. Особенностей процесса обучения взрослых (или лучше сказать помощи взрослым в обучении) много – приведем лишь самые очевидные из них:

 

  • меньшая однородность слушателей;
  • их богатый жизненный опыт и, вероятно, собственное мнение в отношении преподаваемого предмета;
  • более критическое отношение, переосмысливание материала, большая независимость мнения;
  • более прагматичное отношение к процессу обучения;
  • другие рецепторы восприятия (считается, что визуальная демонстрация остается у детей на 70%, а у взрослых – только на 20%);
  • большее количество психологических комплексов (взрослые чаще боятся опозориться перед аудиторией, чаще отдают предпочтение заочному обучению);
  • меньшая авторитарность учителя, уход от классических ролей «ученик-учитель», возможность создания партнерских отношений, преемственности;
  • возможность использовать эмоциональный фон, присущий взрослым людям («влюбчивость»);
  • и другие.

 

Важно убедить руководство предприятия в том, что обучение сотрудников – это не гастроли консультантов из Москвы. Оно отнимает время (от 2 недель и выше) и деньги (30-35% бюджета внедрения), но будет результативным, только если выстроено как определенная последовательность мероприятий:

 

  • знакомство, формирование ритуалов;
  • анкетирование;
  • снятие фобий;
  • создание мотиваций;
  • определение групп;
  • формирование программ;
  • проведение курсов;
  • подведение итогов.

 

Резюмируя все выше сказанное, отметим, что лишь развитая технология обучения персонала способна дать необходимое количество людей, способных воспринимать современное производство как единый информационно-технологический организм, комфортно чувствовать себя в нем и эффективно управлять им. Можно даже усилить эту мысль – никакие проекты внедрения не принесут эффекта, если будут применяться наивные методы работы с персоналом или тематика, связанная с обучением, уйдет в тень технических вопросов.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Интервью с Иваном Шиловым, ведущим специалистом по развитию бизнеса IBM Maximo компании IBM EE/A

При всех безусловных достоинствах EAM-систем реализованные в этой сфере проекты в России пока исчисляются единицами. Чем обусловлена сложившаяся ситуация, и когда можно ожидать ее кардинального изменения? Как можно охарактеризовать российский рынок EAM-решений? Свое мнение высказывает Иван Шилов, ведущий специалист по развитию бизнеса IBM Maximo компании IBM EE/A.

Управление проектом внедрения EAM-системы

Нам хотелось бы начать статью ключевыми для процесса внедрения EAM-системы словами: не забывайте, что успешная автоматизация – это не только профессиональные качества команды исполнителя, но и активное участие самого заказчика как на этапе подготовки, так и на стадии реализации проекта.

Cистемы управления техобслуживанием и ремонтами

Конечно, про системы управления техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) написано уже достаточно много. Но эту тему нельзя "закрыть" на длительный срок сразу по нескольким причинам.

Работа с системой IBM Maximo: легкость, приносящая результаты

На IT-рынке в области управления ремонтом и техническим обслуживанием производственными активами существует множество ЕАМ-систем, позволяющих решать данные задачи.

Некоторые аспекты внедрения EAM-систем

До настоящего времени нет единого мнения о сути внедрения. Это больше организационный или инженерно-технический процесс (внедрение-как-программирование vs внедрение-как- консалтинг)? Ответа нет.

Как построить правильные измерители успешности бизнес-процессов в сфере ТОиР?

Сначала поговорим о базовых вещах. Нам часто необходимо приводить абсолютно разные понятия или ситуации к такому виду, чтобы их можно было сравнивать. То есть мы вынуждены подбирать для них общий измеритель. Обычно таким универсальным измерителем является термин «хорошо»: какая из сравниваемых ситуаций лучше, ту и выбираем.

Некоторые сведения об активах и способах управления ими

В данной главе мы дадим несколько общих понятий и главные из них: активы, отказы, дефекты, ремонты и ЕАМ-система, которая выступает в качестве инструмента для повышения эффективности бизнес-процесса, в котором эти понятия совместно существуют (он называется ТОиР - техническое обслуживание и ремонт).

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня