© 1995-2022 Компания «Инфосистемы Джет»
Матрица: эволюция
Системы управления ИТ Системы управления ИТ

В первой «Матрице» есть эпизод, в котором оператор в режиме реального времени мониторит многочисленные показатели системы и дает Нео совет: «Информации, получаемой из Матрицы, гораздо больше, чем ты можешь расшифровать. Нужно адаптироваться к этому»

13.01.2015

Посетителей: 60

Просмотров: 51

Время просмотра: 1.3 мин.

Авторы

Автор
Алексей Николаев В прошлом - руководитель департамента систем управления компании «Инфосистемы Джет»
В первой «Матрице» есть эпизод, в котором оператор в режиме реального времени мониторит многочисленные показатели системы и дает Нео совет: «Информации, получаемой из Матрицы, гораздо больше, чем ты можешь расшифровать. Нужно адаптироваться к этому». Собственно, о необходимости адаптироваться, модернизировать мониторинг под новые условия мы и хотим поговорить в этой статье.

 

 

Системы мониторинга и современные технологии – для многих из тех, с кем мы обсуждаем перспективы и задачи развития подобных решений, это сочетание является, как минимум, странным. Что может быть нового в столь понятной и давно разработанной области? Ведь главное – измерить значение и сообщить о нарушении заданных порогов. А дальше работают люди. И существует огромное количество коммерческих и бесплатных продуктов, с той или иной степенью полноты реализующих эти функции.

 

С одной стороны, это действительно так. С другой – сложность информационных систем растет, а вместе с ней увеличиваются и масштабы финансовых и репутационных потерь от простоев. Большинству компаний уже недостаточно просто обнаружить симптомы неисправности: слишком много драгоценного времени и сил уходит на анализ ситуации, локализацию и диагностику проблем.

В прошлых номерах Jet Info мы описывали современные тенденции развития систем мониторинга, смещение фокуса от инфраструктуры к приложениям и качеству сервисов, предоставляемых пользователям. За прошедшее время многое изменилось – появились новые технологии, решения и подходы к построению этих систем. Для себя мы определяем два типа изменений: технологические и изменения формы. В первом случае речь идет о технологиях и инструментах, позволяющих сократить время на локализацию/диагностику проблем.

 

К ним, например, принадлежат решения класса End User Experience Management. Они позволяют не только «посмотреть» на приложение глазами пользователя, но и выявить те его действия, которые приводят к ошибкам и повышению нагрузки на систему. Есть реальные примеры, когда «поверья» пользователей, активно переключавших окна приложения для ускорения транзакции, приводили именно к таким последствиям. С одной стороны, это звучит довольно забавно, с другой – как выявить подобные ситуации и снять негатив со стороны бизнес-пользователей без контроля реальных транзакций? Требуется ли для решения подобной проблемы проводить глубокий анализ приложений и модернизировать инфраструктуру?

 

Второй инструмент относится к модной теме анализа Больших Данных. 10 лет назад попытка выгрузки истории событий мониторинга за месяц приводила к зависанию системы длительностью до нескольких десятков минут. А ведь это касалось только событий, «сырые» данные и журнальные файлы не учитывались, притом сами системы были проще. Достаточно и одной технологии виртуализации с динамическим переездом гостевых машин из одного ЦОД в другой, для того чтобы представить, во сколько раз увеличился объем информации, требующей анализа. С появлением решений Big Data Analytics возможности «сканирования» огромных массивов информации в режиме, близком к реальному времени, стали реальностью (см. статью «Шерлок против Big Data»).

 

В случае же изменения формы речь пойдет о новых подходах к развертыванию систем мониторинга. Не секрет, что комплексные полнофункциональные решения сложны как в развертывании, так и в сопровождении. Что такое SaaS в области систем мониторинга? Какие существуют решения и какие мы видим в них плюсы и минусы – об этом пойдет речь в статье «Мониторинг приложений в стиле SaaS».

 

Среди других значимых тенденций, относящихся, скорее, к изменениям формы, чем к технологическим изменениям, можно отметить появление на Enterprise-рынке свободно распространяемых решений типа Zabbix. Обладая несколькими значимыми преимуществами: низкой ценой, простотой администрирования и поддержкой сообщества, эти средства по функционалу уже практически не уступают коммерческим системам мониторинга инфраструктуры. Кроме того, на базе Zabbix уже реализованы проекты упрощенного мониторинга приложений и бизнес-процессов.

 

Все более вероятным видится вытеснение коммерческих средств с поля инфраструктурного мониторинга, это окажет значительное влияние на архитектуру создаваемых систем. В будущем нас ждут большая гетерогенность решений, появление новых интеграционных стыков на уровне как передачи данных мониторинга, так и управления конфигурацией систем. Но это, скорее, темы наших следующих номеров.

 

Что же остается за рамками номера? На самом деле, многое. В первую очередь – технологии, сращивающие мониторинг ИТ, приложений и бизнес-процессов. Именно они, наконец, приближают нас к построению целостной системы контроля автоматизированных бизнес-процессов: от уровня логики и ошибок выполнения отдельных экземпляров процесса до уровня приложений и технологий, обеспечивающих их автоматизацию. В данном случае можно обратить внимание на недавно появившиеся средства мониторинга бизнес-процессов, ориентированные на выполнение следующих основных задач в режиме, близком к реальному времени:обнаружение сценария выполнения конкретного экземпляра бизнес-процесса, оценка его соответствия типичным или эталонным сценариям;сбор данных о событиях из различных источников (БД, шины и др.), их корреляция и интерпретация в виде информации о статусе выполнения экземпляра бизнес-процесса;расчет сводных KPI по процессу в целом с возможностью детализации до показателей отдельных экземпляров; прогнозирование изменения значений KPI, оценка их соответствия типичным значениям. Отличие подобных средств от классических, ИТ-ориентированных систем мониторинга бизнес-процессов состоит, во-первых, в оперативном режиме их работы, обеспеченном за счет активного применения технологий анализа Больших Данных. Во-вторых, у них есть возможность детализации информации до конкретного экземпляра, а не только до уровня KPI всего бизнес-процесса в целом.

Читайте также

Шерлок против Big Data

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Exadata - решение для Big Data?

Уже полтора года в нашей компании развернут демо-центр по Oracle Exadata Database Machine, и мы регулярно на различных мероприятиях докладываем о полученных на этом оптимизированном программно-аппаратном комплексе результах.

Современные Сизифы

Сизиф, царь Коринфа, был великим мошенником. Благодаря своей хитрости он собрал несметные сокровища.

Маленькая «серебряная пуля»

Данные – новая валюта бизнеса. Пожалуй, многие согласятся с таким утверждением

«Большая вода»… «Большая руда»… Большие Данные!

Термин "Big Data" родился 4 сентября 2008 года с лёгкой руки журнала "Nature" и его редактора Клиффорда Линча (Clifford Lynch). В этот день вышел номер журнала "Nature" с темой номера "Большие Данные. Наука петабайтной эры" ("Science in the Petabyte era").

Аналитика больших данных как инструмент бизнес-инноваций

Для каких задач компании используют Big Data? Кто и как работает с большими данными? Прогноз по развитию направления

EMC Greenplum Database - основа платформы аналитики предприятия

СУБД Greenplum - один из лидеров в отрасли специализированных СУБД для систем хранилищ данных и аналитики. Российский и зарубежный опыт показывает, что объем данных увеличивается в среднем в 1,5 - 2,5 раза в год. Greenplum позволяет справиться с этим экспоненциальным ростом.

Как приручить Большие Данные

Динамика современного бизнеса и невероятные объемы данных, создаваемых в цифровом мире, требуют новых подходов к извлечению пользы из информации.

«Этим можно заниматься бесконечно»: переход на data-driven в «СИБУРе»

Почему не стоит создавать цифрового двойника для отдельного участка производства? Зачем нужен «спецназ» по работе с данными? Почему заводы «СИБУРа» пока не смогут работать без людей?

Эволюция интеграции данных от компании Informatica

Любая компания – это живой организм, поэтому она проходит в своем развитии несколько этапов: от детства до зрелости.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня