Даст ли нынешний экономический кризис, по вашим прогнозам, мощный толчок в развитии отечественного рынка ИТ-аутсорсинга (да/нет и почему)?
В. А.: Нынешняя ситуация напоминает 2009 г. – как и тогда, в приоритете будет экономия. Активностей в части аутсорсинга, вероятно, станет больше, но вряд ли стоит ожидать существенного роста прибыли.
Ю. П.: Экономический кризис как один из драйверов экономики, безусловно, даст толчок и отечественному рынку ИТ-аутсорсинга. Но определение «мощный» тут не вполне уместно, по крайней мере для России. Те, кто уже использовал данную сервисную модель, вряд ли от нее откажутся. Компании, которые раньше рассматривали данный вариант как потенциальный, скорей всего, к нему и придут. Для остальных будет хороший повод задуматься над такой возможностью.
Какие сервисы на рынке ИТ-аутсорсинга наиболее востребованы сегодня, в кризисный период, у заказчиков?
Ю. П.: По нашим наблюдениям, наибольшим спросом пользуется обслуживание рабочих мест, как правило, территориально распределенных. Чем крупнее компания, тем больший эффект дает такого рода аутсорсинг. Он же влечет за собой и модернизацию инфраструктуры (реализацию VDI, терминального доступа) и типизацию рабочих мест для дальнейшего снижения затрат на обслуживание.
В. А.: Кроме того, появляются и новые запросы на обслуживание ИТ-инфраструктуры. Если в 2008-2009 гг. многие компании (например, ритейловые) переносили свой ИТ-ландшафт в европейские ЦОДы, то сейчас они наоборот возвращаются в Россию. Сыграли свою роль изменения в правовом поле (новые условия в части географии хранения и обработки персональных данных в №152 ФЗ) и нестабильная ситуация на валютном рынке, которая привела к почти 2-кратному росту цен на услуги западных партнеров. Как известно, в длительных проектах стоимость работ может составлять одну треть и более от общего бюджета. При этом уровень самого аутсорсинга в России и Европе сопоставим.
Как меняются взаимоотношения между участниками рынка ИТ-аутсорсинга: становятся ли заказчики более требовательными к аутсорсерам, а аутсорсеры – более клиентоориентированными (да/нет и почему)?
В. А.: Рынок вполне зрелый. И заказчики, и поставщики услуг при взаимодействии используют единую терминологию, соответственно стали лучше друг друга понимать. При этом нельзя сказать, что заказчики сегодня более требовательные, так как в нынешних условиях первым приоритетом является экономия.
Ю. П.: Клиентоориентированные аутсорсеры, к которым безусловно относится и наша компания,, таковыми и останутся. Остальные, пытаясь сократить себестоимость, скорей всего снизят и уровень сервиса.
Насколько распространено на отечественном рынке такое сравнительно новое явление как ИТ-мультисорсинг, каковы преимущества и недостатки этой модели?
Ю. П.: Мультисорсинг – явление не новое (скорее мало распространен onesourse – аутсорсинг от одного поставщика). Преимущества в том, что можно выбрать каждого поставщика индивидуально. В такой ситуации у заказчика возникает иллюзия чуть меньшей цены. На самом же деле работать с одним партнером выгоднее: вы получаете цену за сервис в целом, при этом для поставщика прибыль по одним направлениям может быть даже отрицательной, тогда как другие компенсируют эту разницу.
В. А.: Если мы выбираем по отдельности рукава, подкладку, застежку – не факт, что все это сложится в ладный пиджак. Если у заказчика достаточно сильная команда ИТ-специалистов, то она сможет «сшить» решения из разных областей в единое целое и всем этим централизованно управлять. В противном же случае заказчик почти наверняка соберет все те «шишки» (пусть даже хорошо изученные и описанные в теории), которые опытный интегратор обойдет.
Какие факторы являются определяющими для заказчика при выборе ИТ-аутсорсинговой модели?
Ю. П.: В условиях кризиса определяющим фактором является цена услуги. Квалифицированные аутсорсеры понимают, что для заказчика первостепенно, и помогают ему подобрать сбалансированную модель – с учетом качественных бизнес показателей, но в рамках бюджета. Например, профилактика – довольно затратное мероприятие, но отказ от нее влечет рост числа инцидентов и их стоимости. А если проводить профилактику реже обычного, можно сэкономить, сохранив приемлемый уровень надежности ИТ-систем.
На какой стадии, по Вашей оценке, находится рынок ИТ-аутсорсинга в России – каковы основные драйверы и препятствия для его развития?
Ю. П.: Многие компании в России все еще стоят на распутье, выбирая между собственной ИТ-службой и аутсорсером. Нет пока осознания, что второй вариант целесообразнее с точки зрения баланса цены и качества услуг при отсутствии необходимости работать с собственным, достаточно специфическим, персоналом.
Обслуживание специализированными предприятиями являются нормой во многих сферах экономики, однако в сфере ИТ такой определённости пока нет. Одним из препятствий, на мой взгляд, является отсутствие государственной поддержки. Например, закон «О персональных данных» ограничивает применение аутсорсинга, т.к. в нем никак не зафиксирована роль аутсорсера и условия, при которых он может быть таким же контрагентом, как и сам оператор ПДн. Да и сами госструктуры предпочитают создавать собственные затратные ИТ-департаменты, покупая лишь отдельные сервисы.
Большое спасибо за беседу!