© 1995-2022 Компания «Инфосистемы Джет»
Управление трафиком – управление эффективностью
Сетевые решения Сетевые решения

В сегодняшнем мире парадигма доходов операторов связи меняется. Темпы роста абонентской базы (темп подключения новых абонентов) российских операторов падают

Главная>Сетевые решения>Управление трафиком – управление эффективностью
Сетевые решения

Управление трафиком – управление эффективностью

17.02.2014

Посетителей: 32

Просмотров: 27

Время просмотра: 2.3

Авторы

Автор
Александр Гусев Начальник Отдела продаж Дирекции по работе с заказчиками компании "Инфосистемы Джет"
Автор
Даниил Виняр руководитель группы перспективных разработок департамента проектирования, внедрения и сопровождения компании "Инфосистемы Джет"
По данным Минкомсвязи, проникновение мобильной связи в России в 2012 году достигло 164%, мобильного интернета – 55%, фиксированного интернета – 46%. По данным Internet World Stats, в России – максимальное количество пользователей интернета среди европейских стран (см. рис. 1).

 

 

Рис. 1. Количество абонентов интернета по странам Европы (источник – Internet World Stats)

Авторы

В сегодняшнем мире парадигма доходов операторов связи меняется. Темпы роста абонентской базы (темп подключения новых абонентов) российских операторов падают. Если раньше наблюдалось ее постоянное увеличение и, как следствие, рост доходов оператора, а также возрастание ARPU (Average Revenue per User), то сейчас налицо стагнация количества абонентов и постоянный рост потребляемого трафика при сохранении, а зачастую и уменьшении ARPU. Эта ситуация обусловлена высокой конкурентной средой и ростом потребления трафика на одно подключение (раньше в каждой квартире был один домашний компьютер, подключенный к интернету, сейчас же – большое количество устройств, подключенных к домашнему роутеру посредством Wi-Fi). Для удовлетворения растущей потребности абонентов во все больших объемах потребления данных операторам постоянно приходится инвестировать как в расширение существующей сети (CAPEX), так и в эксплуатацию дополнительного оборудования и каналов (OPEX).

 

Прогнозы роста стоимости содержания и функционирования сети оператора, а также его доходов показывают наличие риска операционных убытков (превышение стоимости операций над доходами) (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Прогноз стоимости содержания сети и доходов операторов на фоне роста потребления объемов данных)

 

В данной ситуации цель бизнеса трансформируется из расширения абонентской базы в удержание абонентов при сохранении прибыльности операций. Бизнес оператора сводится к доставке запрашиваемого контента от его источника до пользователя. Говоря другими словами, на первый план выходит удельная стоимость переданного мегабайта информации по сети оператора связи. Для сохранения прибыльности операций удельная себестоимость мегабайта должна быть меньше, чем его удельная цена для абонента.

 

Рис. 3. Удельные оценки доходов и расходов оператора на 1 мегабайт данных, доставленный абоненту

 

Вариабельность удельной стоимости 1 мегабайта данных, доставленного до абонента, обусловливается удаленностью источника данных от пользователя. Под удаленностью в данном случае понимается количество узлов и каналов связи, нагружаемое при передаче этого мегабайта. Соответственно, чем дальше от пользователя находится источник информации, тем дороже для телеком-компании себестоимость передачи. На примере типовой топологии сети крупного оператора связи проанализируем стоимость этого процесса (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Пример топологии универсального оператора (собственная магистраль, проводной и беспроводный доступ)

 

Самая низкая себестоимость мегабайта будет при передаче информации внутри одного access-сегмента, так как используется минимальное количество оборудования. Чуть дороже будет передать информацию в соседний access-сегмент. Еще дороже обойдется передача данных в/из сети другого оператора связи внутри страны (External National Peering). Самая высокая себестоимость передачи возникает при использовании абонентом ресурсов за пределами страны (External International Peering). Также есть нюанс, заключающийся в том, что удельная себестоимость мегабайта, переданного через мобильный сегмент доступа, будет выше, чем в сети доступа FTTB (Fiber to the Building).

 

Цель бизнеса телеком-оператора трансформируется из расширения абонентской базы в удержание абонентов при сохранении прибыльности операций. Бизнес оператора сводится к доставке запрашиваемого контента от его источника до пользователя

 

Кроме того, для удержания абонентов и поддержания их лояльности оператору необходимо учитывать их потребности и понимать ценность получаемого ими контента. Абоненты пользуются разными типами приложений, которые делятся на две основные категории: требовательные к полосе пропускания (Peer-2-Peer, video streaming, file exchange и т.д.) и к минимальным задержкам (интерактивные приложения: online-игры, Skype и т.д.).

Темпы роста абонентской базы российских операторов падают. Если раньше наблюдалось ее постоянное увеличение и, как следствие, рост доходов оператора, а также возрастание ARPU, то сейчас налицо стагнация количества абонентов и постоянный рост потребляемого трафика при сохранении, а зачастую и уменьшении ARPU. Эта ситуация обусловлена высокой конкурентной средой и ростом потребления трафика на одно подключение

 

Исходя из двойственности цели и изложенных выше постулатов оператору необходим инструмент для анализа структуры и управления трафиком. И он существует – это системы класса DPI (Deep Packet Inspection). Для эффективной отдачи от вложенного капитала необходимо, с одной стороны, максимально утилизировать полосу пропускания существующих каналов, а с другой – поддерживать высокий уровень удовлетворенности абонентов. При максимальной утилизации канала должен быть обеспечен определенный порядок передачи данных различных приложений (см. рис. 5).

 

Рис. 5. Пример распределения различных приложений в ограниченной полосе (controlled congestion)

Здесь на помощь приходят правила приоритизации трафика с помощью DPI-решений (см. рис. 6).

 

Рис. 6. Пример правил приоритизации трафика

 

Кроме того, существуют дополнительные инструменты как для уменьшения удельной себестоимости передачи мегабайта информации, так и для повышения его удельной ценности для абонента. Это также ведет к повышению дохода оператора. О некоторых из них мы будем подробно говорить в статьях этого номера.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

ETOM в разрезе, или Структура бизнес-процессов для телеком-отрасли

Цель этого приложения – описать основные понятия, цели создания и структуру представленной в основном документе карты процессов оператора связи (eTOM)

Чистый интернет: генеральная уборка

Количество информации, которую мы потребляем через интернет, увеличивается с каждым днем. Электронная почта на работе и дома, социальные сети, инстант-мессенджеры, skype и другие средства коммуникации - благодаря им мы постоянно на связи.

Аналитическая информация без человеческого фактора

Рассматриваются варианты подготовки аналитической информации для руководства компании до и после внедрения BI-решения

Искусство сервиса

Помимо выполнения своих непосредственных обязанностей и выстраивания отношений с заказчиками, Сервисный центр, как довольно крупная и весьма самостоятельная единица, занимается налаживаем отношений с внутренними подразделениями компании. Нередко выполнение заявки клиента не обходится без привлечения коллег из других отделов, не входящих в СЦ.

Некоторые аспекты слияния операторов связи

Построение сетей связи, с одной стороны, требует от операторов больших финансовых затрат, а с другой - построенные сети или сооружения, как правило, имеют избыточный ресурс и требуют значительных капитальных вложений. Эти два фактора подталкивают компании к сотрудничеству или слиянию.

Услуги информационной безопасности для абонентов в арсенале российских операторов, вендоров и интеграторов

Одна из самых обсуждаемых тем сегодня - состояние бизнеса телекомов. Операторы находятся в поиске новых бизнес-моделей и сервисов, одним словом, активно работают над тем, чтобы перестать быть "трубой", по которой течет "чужое золото" - различного рода платный контент и платные сервисы.

Тестирование маршрутов терминации трафика для ОАО «КОМСТАР-ОТС»

Услуга транзита и приземления трафика на местные телефонные сети – один из основных «генераторов» дохода любого оператора связи. Тем более, такой компании как «КОМСТАР-ОТС», которая не только предоставляет местную связь в Москве (как «Комстар-ОТС», так и МГТС), но также является и оператором международной связи. При этом услуги пропуска трафика являются излюбленной мишенью для мошенников, встречающихся как среди абонентов оператора, так и среди недобросовестных интерконнект-партнеров.

Уход от «трубы»

Текущее состояние дел на телеком-рынке имеет негативный оттенок. Это перманентная конфронтация: идет борьба телеком-операторов со сторонними поставщиками специализированных сервисов за долю в структуре потребления абонентов

Сплошная фальшь, или Стоит ли доверять доверенности

Насколько сложно изготовить фальшивые паспорта и доверенности для получения SIM-карт и дальнейшего осуществления мошеннических действий, что для этого нужно? Как банкам обезопасить своих клиентов от подобного рода мошенничества? Как должны действовать сотовые операторы, чтобы подобных нарушений не было? На эти вопросы отвечает наш эксперт Василий Сергацков.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня