© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Зачем оператору связи CDN?
Сетевые решения

Уже более 10 лет Content Delivery Networks (CDN) вносят весомый вклад в работоспособность и эффективность доставки контента по интернету

Сетевые решения Тема номера

Зачем оператору связи CDN?

17.02.2014

Посетителей: 48

Просмотров: 39

Время просмотра: 0

Уже более 10 лет Content Delivery Networks (CDN) вносят весомый вклад в работоспособность и эффективность доставки контента по интернету. Они уменьшают перегруженность отдельных участков сети, снижая время доставки, количество потерь пакетов, что в конечном счете увеличивает Quality of Experience конечных пользователей услуг глобальной сети.

 

 

Провайдеры CDN используют сети операторов связи для предоставления своих услуг широкому спектру заказчиков, включая контент-провайдеров, крупные промышленные корпорации и, собственно, самих операторов связи. В последнее время этот факт все больше не дает покоя последним, и, обладая собственной инфраструктурой, операторы связи все чаще анонсируют построение собственных сетей CDN.

 

Это вполне объяснимо, так как рынок CDN-услуг, напрямую зависящий от количества видеоконтента, постоянно растет в зависимости, близкой к экспоненциальной. В ближайшие 3 года он должен превысить 4 млрд долларов, по оценкам аналитиков из Informa Telecoms&Media.

 

Рис. 1. Рост объема услуг CDN, 2010–2017 гг.

В то же самое время традиционные операторы связи всячески стараются максимально диверсифицировать свой бизнес. Например, практически все телекоммуникационные компании уже имеют online-видеопорталы, и перед ними стоит задача оптимизации доставки видеоконтента конечным абонентам. Поэтому технические решения по Content Delivery им в любом случае необходимы в том или ином виде (это либо собственная наложенная сеть CDN, либо отдельные решения Transparent Caching). Имея в своем арсенале такой инструмент, как CDN, операторы могут реализовывать и предлагать дополнительные услуги.

 

Подобная стратегия развития операторов связи определенно увеличивает конкуренцию на рынке услуг CDN, который исторически формировали такие компании, как Akamai Technologies, Limelight, EdgeCast и др. Для того чтобы уменьшить этот негативный эффект, поставщики CDN предлагают операторам два варианта сотрудничества:

 

  1. Продажа лицензий для построения операторского CDN. Licensed CDN представляет собой ПО, в котором аккумулирован весь многолетний опыт функционирования Content Delivery Networks. Оно устанавливается на существующие у оператора стандартные COTS-серверы.
  2. Перепродажа CDN-услуг оператором связи. Оператор на своей сети устанавливает оборудование CDN-провайдера, расширяя степень проникновения последнего и позволяя абонентам получать CDN-услуги из точек, максимально приближенным к ним.

 

Рис. 2. Рост количества операторских CDN по регионам.

 

Оба варианта сотрудничества положительным образом сказываются на всех участниках процесса: абоненты все чаще получают качественный сервис, традиционные операторы расширяют портфель услуг, CDN-провайдеры приобретают новых заказчиков.

 

Выбор одного из двух путей развития, а вместе с ним и платформы от CDN-провайдера является во многом индивидуальной задачей каждого оператора связи. При этом должны быть учтены различные факторы: текущее положение компании на рынке, набор услуг и их позиционирование, приоритеты продвижения услуг.

 

Варианты запуска услуг CDN для операторов связи

 

Рассмотрим основные способы применения технологий CDN в операторских сетях для расширения портфеля предоставляемых услуг. Во-первых, они могут использоваться для доставки IPTV-контента (Online и VoD). Это самый распространенный и понятный оператору вариант применения CDN, способствующий увеличению количества пользователей собственного видеопортала и повышению QoE. Определенным бонусом для абонентов является возможность доступа к контенту из любой точки глобальной сети CDN-оператора.

 

Также расширяется набор услуг в области IPTV и OTT-video: он пополняется Multi-Screen Video. Используются технологии транскодирования и адаптации «на лету» любого типа контента (HDS, HLS, MS Silverlight) в нужный формат для оптимального отображения на пользовательском устройстве вне зависимости от платформы, операционной системы и пр. Данная услуга является следующим этапом развития видеопортала оператора связи. Платформа Multi-Screen Video является дополнительным техническим решением, интегрированным с сетью CDN.

 

Кроме того, реализуется доставка контента (сервисы для Wholesale&Retail сегментов). Это традиционные услуги доставки контента (так называемые bit delivery), предназначенные в первую очередь для контент-провайдеров. Имея развитую транспортную сеть и возможности установки вычислительных мощностей в основных точках своего присутствия, оператор связи может составить конкуренцию существующим операторам CDN и получить дополнительную прибыль.

 

На следующем этапе развития и достижения определенной зрелости в технологиях CDN оператор связи может расширить пакет услуг инновационным функционалом Application Delivery, позволяющим оптимизировать работу приложений компании через глобальную сеть. При этом обеспечивается:

 

  • ускорение загрузки web-сайтов, работы облачных приложений Microsoft Office 365, Google Apps и др.
  • сетевая безопасность на базе услуги Web Application Firewall с защитой от различного вида атак: DDOS, Application layer, DNS;
  • возможность использования сетевого облачного хранилища.
В 2000 году один из крупнейших американских операторов связи анонсировал запуск собственной сети CDN и начал предоставление услуг доставки контента. Техническое решение было разработано специалистами оператора с участием известных на тот момент поставщиков, таких как Inktomi, Microsoft, RealNetworks и др. Выбор в сторону собственной разработки продукта был продиктован стратегией компании, планирующей, с одной стороны, сэкономить на инвестициях и не покупать готовое решение, а с другой – полностью контролировать процесс разработки, таким образом обеспечив гибкость функционала решения. Но время показало, что угнаться за инновациями Pure-play CDN-провайдеров при постоянном падении цен на этот вид услуг – задача нетривиальная. Попросту говоря, доставка контента – это непрофильный бизнес. Поэтому в 2011 году компанией было принято решение приостановить развитие собственной CDN-сети и заключить партнерское соглашение с поставщиком решений CDN, компанией EdgeCast. На этот раз был выбран более прагматичный вариант – Licensed CDN. А годом позже оператор связи объявил о соглашении с другим поставщиком CDN-услуг – Akamai Technologies. В его рамках оператор перепродает услуги CDN Akamai. Таким образом, компании понадобилось более 10 лет для осознания неэффективности изначально выбранного пути развития.

 

Этапы развития сети оператора связи

 

Эволюцию развития технологической инфраструктуры оператора связи в сторону технологий Content Delivery Networks можно условно разделить на два этапа. На первом этапе технологии CDN помогут решить две основные задачи:

 

  1. доставка видеоконтента собственного портала. Это актуально для департаментов развития ТВ-услуг оператора связи. Без разгрузки трафика (offload) реализация проекта OTT видеопортала значительно увеличит нагрузку на сеть;
  2. сокращение загрузки транспортных каналов за счет локализации трафика и кэширования наиболее востребованного контента. Экономия на транзитном трафике составляет около 30% в зависимости от его профиля.

 

Характерной особенностью данного этапа является использование технологий оптимизации доставки контента исключительно для собственных нужд оператора, в первую очередь для сокращения стоимости владения транспортной сетью.

 

Второй этап развития операторского CDN связан с продвижением дополнительных услуг, нацеленных как на B2B-, так и на B2C-сегменты:

 

  1. использование передовых разработок в области ускорения доставки контента и акселерации работы приложений для широкого спектра заказчиков, включая Wholesale- и Retail-сегменты. Повышение эффективности облачных услуг за счет оптимизации работы пользовательских подключений (как правило, выполняется tuning стека протоколов TCP/HTTP и логики работы самого приложения). Заказчиками услуги являются компании, предлагающие облачные сервисы;
  2. услуги Multi-Screen Video. Они сейчас являются основным мейнстримом в ТВ-индустрии. Концепция передачи различного вида контента на всевозможные пользовательские терминалы (any content, any device) уже реализуется многими операторами связи. Используя единое решение Multi-Screen Video + CDN, оператор может запустить услугу без дополнительных затрат на интеграцию этих компонент.

 

На данном этапе компания, уже накопившая собственный опыт работы с технологиями доставки контента, выступает как полноценный поставщик услуг CDN для своих клиентов.

 

Но стоит помнить, что оператор связи всегда ограничен географическим расположением своих точек присутствия и самостоятельно не сможет выйти за данные границы. Для того чтобы преодолеть этот барьер, ему необходима дополнительная интеграция с CDN-провайдером при помощи механизма Federation. В таком случае CDN-сеть оператора связи является частью глобальной сети поставщика CDN-услуг. Телеком-оператор приобретает уникальную возможность доставки собственного контента в другие сети и расширения конечного количества пользователей за счет абонентов других операторов. Дополнительным плюсом является возможность использования ресурсов CDN-оператора в случаях перегрузок своей CDN-сети. Очень часто собственная CDN-сеть не предназначена для обработки пиков трафика, превышающих среднестатистическую нагрузку в несколько раз. Таковые возникают при особенно популярных online-событиях (например, Олимпиада или падение метеорита). В таких случаях может быть задействован механизм Overflow, при котором обслуживание запросов абонентов происходит не с собственных CDN-серверов оператора связи, а с глобальных серверов CDN-провайдера. При этом сохраняется высокий Customer Experience.

 

Бурное развитие интернет-вещания, стремительный рост объемов трафика, появление новых стандартов и форматов видеоконтента заставляют операторов связи рассматривать варианты использования технологий CDN на своих сетях. Ключевой задачей для них сейчас является поиск CDN-провайдера – надежного стратегического партнера, с помощью которого можно будет справиться с лавинообразным ростом трафика, а также получить дополнительный доход от продажи услуг по доставке контента.

 

Компания «Инфосистемы Джет» является официальным партнером и реселлером продуктов и услуг мирового лидера в области CDN компании Akamai Technologies на территории России и стран СНГ. Продуктовая линейка Akamai Technologies включает оба описанных варианта сотрудничества с операторами связи (Licensed CDN и перепродажа CDN-услуг), а также позволяет воспользоваться существующими мощностями своей глобальной CDN-сети для разгрузки магистральных каналов.

Читайте также

Уход от «трубы»

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

«Прежним мир уже не будет»: в Москве открылся шоурум видео-конференц-связи

Какова начинка шоурума видео- и голосовых решений компании «Инфосистемы Джет»?

Построение сети нового поколения в Казахстане

АО «Казахтелеком» занимает лидирующее положение на телекоммуникационном рынке республики, имеет развитую сеть центров по предоставлению широкого спектра услуг связи: традиционная телефония и телеграф, передача данных и доступ в Интернет, интеллектуальные и спутниковые сети

ETOM в разрезе, или Структура бизнес-процессов для телеком-отрасли

Цель этого приложения – описать основные понятия, цели создания и структуру представленной в основном документе карты процессов оператора связи (eTOM)

Искусство сервиса

Помимо выполнения своих непосредственных обязанностей и выстраивания отношений с заказчиками, Сервисный центр, как довольно крупная и весьма самостоятельная единица, занимается налаживаем отношений с внутренними подразделениями компании. Нередко выполнение заявки клиента не обходится без привлечения коллег из других отделов, не входящих в СЦ.

На пути к коммутируемым сетям

Переход к технологии коммутации как средство решения проблем, связанных с пропускной способностью, масштабируемостью и управляемостью сети, может быть простым или сложным в зависимости от того, какие цели преследуете Вы — архитектор сети. Можно ...

DDoS or not DDoS. Так есть ли услуга?

В последние полтора года мы всё чаще слышим: "вы можете предложить эффективную защиту от DDoS?". Очевидно, что компании, работающие на самых разных вертикальных рынках, готовы платить за эту услугу, а провайдеры идут к тому, чтобы предлагать ее на рынке.

Ускорение в 10g

Рост вычислительных мощностей серверного оборудования, тенденции перехода к виртуализации сервисов (размещение нескольких виртуальных серверов на одной аппаратной платформе) и связанное с этим увеличение объема сетевого трафика на сервер приводит к тому, что пропускной способности сетевых интерфейсов серверов (1 Гбит/с) зачастую оказывается недостаточно.

Информационная безопасность на новом уровне – тема года для российского телекома

Отрасль связи сегодня развивается очень динамично, и столь же активные процессы идут на рынке решений информационной безопасности для телекомсектора

От поставщика «трубы» до сервис-провайдера

Дополнительные услуги телекомов – противоречивая тема для самих операторов. С одной стороны, это возможность изменить уже не актуальную для бизнеса схему предоставления сервисов. С другой – перспектива вложения значительных инвестиций с неопределенным сроком их окупаемости. Что делать и, главное, кому? По этим и другим вопросам своим экспертным мнением делится Сергей Артемов, начальник отдела ИБ компании «Киевстар».

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня