Сайт находится в состоянии доработки. Извиняемся за неудобства.

x
© 1995-2020 Компания «Инфосистемы Джет»
№7-8 (299) / 2019
Информационная безопасность

Российский рынок IDM-решений 2014-2018 гг. Исследование компании «Инфосистемы Джет»

645

0

12

0

3

Какие IdM-решения представлены на российском рынке?


Сколько IdM-проектов реализуется ежегодно?


В каких областях эти решения наиболее востребованы?


Как изменилось соотношение внедрений российских и зарубежных IdM с 2014 по 2018 г.?

 

 

Исследование посвящено рын­ку систем управления досту­пом — Identity Management (IdM), или, как их часто называют в пос­леднее время, Identity Governance & Administration (IGA). Назначение этих си­стем — централизация и автоматизация управления учетными записями пользо­вателей и правами доступа к информаци­онным системам предприятия, повышение уровня контроля над использованием ин­формационной инфраструктуры.

 

IdM подключается к системам компа­нии и становится единой точкой управле­ния учетными записями и контроля прав доступа. Как правило, IdM интегрируется с системой кадрового учета для получе­ния информации о сотрудниках. На ос­новании данных из кадрового источни­ка автоматизируются бизнес­процессы управления доступом при приеме на ра­боту, увольнении, переводе на другую должность или уходе в отпуск. Автоматизация этих процессов может включать как полностью автоматические действия, так и заранее заданную последователь­ность согласований.

 

IdM-­решения часто путают с система­ми класса Access Management (AM). В отли­чие от IdM, AM обеспечивают централизо­ванную аутентификацию и авторизацию пользователей в системах, а также меха­низмы однократной (SSO) и строгой ау­тентификации. Эти решения в наш отчет не включены.

 

В 2017 г. наша компания провела пер­вое в России исследование рынка управ­ления доступом. Исследование россий­ского рынка IdM­-решений выпущено в конце 2019 г. Оно дополняет отчеты Gartner и Forrester статистикой внедре­ний IdM-­решений в отечественных ком­паниях.

 

Мы подробнее проанализировали рынок за последние 5 лет (с 2014 по 2018 г.), выбрав большее количество критериев.

 

 

Источники

 

Запросы вендорам и дистрибьюторам. Во второй половине 2019 г. мы направили запросы всем представленным на отечественном рынке вендорам IdM­-решений и дистрибьюторам с просьбой предоста­вить информацию по внедрению их сис­тем в России в 2014–2018 гг.

 

Открытые источники: сайты вендо­ров, интернет­-ресурсы с публикациями о проектах.

 

Собственная статистика. Мы работа­ем на рынке IdM с 2005 г., отслеживаем и фиксируем ключевые события.

 

Данные наших архитекторов. Эксперты в области IdM — довольно закрытое сооб­щество, внутри которого постоянно идет обмен информацией. Наши специалисты общаются с сотрудниками других компа­ний, благодаря чему могут проверить дан­ные, поступающие из других источников.

Таблица 1. Компании — разработчики IdM–решений, представленные в исследовании

К сожалению, часть производителей и их представителей не предоставили нам информацию о внедрениях. Однако, по нашим данным, суммарная доля их проектов на российском рынке не превышает 1%. Эта цифра не может существенно повлиять на общие показатели.

99 IdM-проектов выло реализовано в России в 2014-2018 гг. 

Это в 2 раза больше, чем за предыдущую пятилетку. 49 внедрений IdM было реализовано в 2009–2013 гг.

Статистика внедрений

 

В связи с тем, что проекты по внедрению IdM длительные и масштабные, у нас не бы­ ло возможности получить данные о качес­тве реализации и степени завершенности проектов, поэтому при оценке количества внедрений IdM­-решений мы учитывали только старт проекта и факт поставки ли­цензий (см. рис. 1).

 

Три отечественных вендора (1IDM, «Ростелеком-Солар» и Redsys) вышли на рынок IdM в 2015 г. За несколько лет им удалось сравняться с игроками, внедряющими эти решения в России с 2000 гг.

Рисунок 1. Количество внедрений IdM-решений отечественных и зарубежных вендоров в России, 2014–2018 гг.

Александр Санин

коммерческий директор компании Avanpost

Комментарий

Хотелось бы увидеть в исследовании финансовые показатели. Количество проектов, безусловно, главный признак востребованности продукта. Но когда у одной компании 5 проектов по 1 млн руб. каждый, а у другой 1 проект на 20 млн, это также важно для конкурентной оценки. Было бы полезно, если бы отчет включал данные об объеме и потенциале рынка в деньгах.

 

Наш ответ: «Задачей исследования было расширить спектр критериев выбора IdM-решения и осветить картину российского рынка. Это второе наше исследование, до этого статистика по российскому рынку отсутствовала. При выборе решения заказчики обращаются к отчетам Gartner и Forrester, но известно, что они занимаются аналитикой только зарубежного рынка и не учитывают отечественных вендоров. Мы планируем продолжать выпускать наш отчет, и, возможно, в следующий раз мы попробуем учесть финансовые показатели для более ясной картины».

Отраслевая сегментация

 

Мы проанализировали изменение вос­требованности IdM-­решений в разных от­раслях за несколько периодов (см. рис. 2).

 

Компании финансового и государствен­ного секторов лидируют по количеству внедрений IdM. Принципиальное разли­чие между ними в том, что пик интереса финансовых компаний к IdM-­решениям приходится на период с 2009 по 2013 г., а сей­час наблюдается небольшой спад. В то же время у организаций государственного сек­тора повышается интерес к IdM­-проектам.

Рисунок 2. Отраслевая сегментация рынка IdM, %
Таблица 2. Отраслевая сегментация рынка IdM в разные периоды, %

Нефтегазовые компании проявляли наи­больший интерес к подобным решениям в 2004–2008 гг., в этот период они лидиро­вали на фоне других отраслей. За последний рассматриваемый период доля нефтегазо­вого рынка сократилась вдвое.

 

Рассмотрим востребованность россий­ских и зарубежных решений в зависимости от отрасли (см. рис. 3).

 

Традиционно считается, что в государ­ственном секторе преобладают российские IdM-системы, и наши данные это подтвер­ждают. Но, несмотря на политику импор­тозамещения, здесь все еще присутствуют решения зарубежных вендоров.

Рисунок 3. Разделение сегментов рынка между российскими и зарубежными решениями, %

Сегментация по количеству пользователей в компаниях

 

Существует мнение, что IdM­-реше­ния востребованы в компаниях со шта­том от 1000 человек. На рис. 4 мы видим, что количество проектов в этом сегменте сравнимо с числом внедрений в компани­ях с численностью сотрудников от 1001 до 5 000 и выше. Обозначить один из сег­ментов в качестве лидирующего невоз­можно, так как показатели существенно не отличаются.

Рисунок 4. Количество внедрений IdM-решений в зависимости от численности сотрудников компаний

Олег Файницкий

ведущий консультант по технологиям информационной безопасности компании Oracle СНГ

Комментарий

Было бы интересно понять сегментацию вендоров относительно масштаба компаний (хотя бы относительно количества пользователей).

 

Наш ответ: представлен на рис. 5.

Рисунок 5. Распределение вендоров по количеству внедрений IdM-решений в компаниях с разной численностью
Рисунок 5. Распределение вендоров по количеству внедрений IdM-решений в компаниях с разной численностью
Рисунок 5. Распределение вендоров по количеству внедрений IdM-решений в компаниях с разной численностью

Если проанализировать распределение вендоров по количеству пользователей, можно заметить, что лидеры в разных сегментах меняются. В некоторых из них определенные производители не присутствуют, это может свидетельствовать о фокусировке на других сегментах. Однако разрыв между вендорами незначителен, и утверждать о сосредото­чении на одном из типов заказчиков будет некорректно.

Динамика внедрений

Рисунок 6. Количество внедрений IdM-решений по годам
Таблица 3. Количество внедрений IdM-решений в разные годы

Яков Фишелев

руководитель представительства One Identity в России и СНГ

Комментарий

Действительно, в 2014–2016 гг. появилось множество проектов на основе продуктов российских вендоров. У кого­-то возникла иллюзия, что можно быстро заменить за­рубежные решения, но затем рынок расставил все на свои места. Заказчики хотят качественные, зрелые системы. Никто не будет покупать решение просто потому, что оно российское (кроме государственных организаций). Постепенно отечественные решения становятся более зрелыми, но это длительный процесс. Так, за последние 2 года уже 3 компании из числа тех, кто внедрял IdM в 2014–2016 гг., мигрировали на наш продукт. Это свидетельствует о том, что заказчики теперь гораздо тщатель­нее выбирают продукты, делают пилоты, ходят на референсы и не полагаются лишь на маркетинговую информацию. Надеюсь, что наша активная позиция на рынке будет способствовать дальнейшему развитию российских IdM­-решений.

Миграция внедрений

 

Мы решили рассмотреть еще один па­раметр — количество переходов с реше­ния одного вендора на решение другого вендора.

 

Миграция началась только в 2016 г. и составляет более 11% относительно пер­воначальных внедрений. Мы связываем это с несколькими факторами. Во­-первых, госкомпании мигрируют с зарубежного на отечественный софт. Во-­вторых, орга­низации, внедрившие IdM более 5 лет на­зад, вынуждены мигрировать на новое ПО, чтобы не тратить ресурсы на разработку функционала, который уже появился в но­вых версиях решений.

Рисунок 7. Соотношение первоначальных и миграционных внедрений IdM-решений по годам, %
Рисунок 8. Отраслевое деление по количеству первоначальных и миграционных внедрений

Наш прогноз

 

За последние 5 лет популярность IdM значительно возросла. Количество внедре­ний с 2014 по 2018 г. составило 99, а за пре­дыдущую пятилетку — 49. Наши эксперты ожидали подобного роста в связи с новым уровнем развития продуктов и политикой импортозамещения.

 

В перспективе ближайших трех лет серьезных изменений на рынке IdM не предвидится. Выделились два лидера, остальные игроки продолжают бороться за увеличение доли рынка, что подтвержда­ет статистика 2019 г. Динамика внедрений сохранится на прежнем уровне, количество проектов не снизится по двум причинам. Во­-первых, наметился спрос на IdM­-реше­ния в новых секторах: ИТ, пищевой промыш­ленности, ритейле и др. Во-­вторых, растет спрос на облачные IdM. На сегодняшний день подобные проекты — пока экзотика, по нашим данным, они составляют при­мерно 2% от общего числа всех внедрений, но мы ожидаем роста в этом сегменте рынка.

 

Не стоит также забывать о курсе на им­портозамещение, которого придерживаются госкомпании. За последние несколько лет отечественные разработчики существенно продвинулись на пути создания IdM. Но это продолжительный процесс, и на данный момент по-­прежнему наблюдается спрос на решения зарубежных вендоров.

Рисунок 9. Количество внедрений IdM-решений в России, 2019 г.
Следите за нашими обновлениями

Кластерные СУБД

Направление развития информационных технологий все чаще затрагивает кластеризацию или разделение БД по нескольким серверам.

Как изменится ритейл в 2020 году

Какие тренды характерны для отечественного ритейла, и как мировые гиганты справляются с вызовами рынка

Обзор решений по защите от таргетированных атак

Обзор представляет решения Anti-APT от ведущих производителей: FireEye, Trend Micro Deep Discovery, Check Point SandBlast, Kaspersky Anti Targeted Attack Platform (KATA)

Спасибо!
Ваш материал отправлен.
Мы с вами свяжемся
Предложить
авторский материал
Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Подписаться
на рубрику






Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Оформить
подписку на журнал







Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Оформить
подписку на новости







Спасибо!
Вы подписались на наши новости.
Оформить
подписку на Новости
Спасибо!
Ваша заявка отправлена.
Мы с вами скоро свяжемся.
Задать вопрос
редактору

Оставить заявку

Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

* Обязательные поля для заполнения

Спасибо!

Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня