Сайт находится в состоянии доработки. Извиняемся за неудобства.

x
© 1995-2020 Компания «Инфосистемы Джет»
Андрей Горбатенко
Алексей Сечкин

05.10.2020

Посетителей: 255

Просмотров: 385

Время просмотра: 1.4 мин.

Зачем теплосбытовому бизнесу цифровизация?

 

Для чего 5 тысяч жителей Новосибирска, Красноярска, Канска, Барнаула, Бийска, Рубцовска будут измерять температуру в своих квартирах онлайн?

 

Что общего между разработками компаний «Инфосистемы Джет» и McDonald’s?

  

Название: Группа компаний «Сибирская генерирующая компания»

Руководство: Генеральный директор Степан Солженицын

Отрасль: Энергетика

Год основания: Основана в 2012 г. (выделилась из Сибирской угольной энергетической компании)

Количество сотрудников: Более 30 000

Сайт: sibgenco.ru

Что дает цифровизация вашей компании?

Андрей Горбатенко: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно описать нашу схему теплоснабжения. Тепло генерируется на ТЭЦ или ГРЭС, затем по тепловым сетям идет в промежуточные пункты, откуда энергию доставляют конечному потребителю. Приборы для учета тепла можно устанавливать в разных точках этого маршрута. Если говорить в общем по России, то хорошо, если такой прибор стоит на входе в многоквартирный дом. В старом фонде их чаще всего нет. И невозможно точно определить, сколько поступило тепла. Приходится топить по нормативу, и в некоторых домах от этого зимой настоящая Сахара: на улице -15 °С, а в квартире +30 °С. Комфортно ли это? Конечно, нет. При этом в СГК пока узнают о таких случаях только после звонка потребителя. Но если клиент позвонил, он уже недоволен, а любой бизнес стремится избегать таких ситуаций.

 

Нужны технологии, повышающие качество взаимодействия с потребителями. Например, решения, собирающие информацию о параметрах теплоносителя, автоматизирующие расчеты за тепловую энергию и горячее водоснабжение. Они позволяют контролировать качество поставляемых ресурсов и повышают лояльность потребителей.

Как сейчас устроен процесс контроля качества ваших услуг? Как и за счет чего его можно улучшить?

Андрей Горбатенко: Мы собираем данные с источников тепловой энергии, а также с узлов учета у потребителей. Один из способов улучшить контроль качества — внедрить решения, позволяющие получать информацию о температуре непосредственно в квартирах.

Расскажите подробнее о совместном кейсе СГК и «Инфосистем Джет»: когда начали работу и что стало триггером?

Андрей Горбатенко: Проект стартовал в ноябре прошлого года. Вместе с партнером мы разработали логгеры — компактные бытовые устройства, позволяющие измерять температуру в жилом помещении и передавать данные с помощью домашней сети Wi-Fi на централизованный сервер сбора. Для тестирования мы планируем передать их 5 тысячам наших сотрудников, проживающих в зоне теплоснабжения СГК в Новосибирске и других городах. Мы снабдим логгерами всех потребителей, но пока планируем обкатать систему.

 

Алексей Сечкин: Не обязательно ставить логгеры во всех квартирах, но хотя бы несколько квартир в подъезде должны быть ими оснащены. На основании показаний этих логгеров можно будет сделать общие выводы о температурном режиме в доме.

 

У нас есть инструкция, как размещать устройства. Например, они не должны подвергаться воздействию увлажнителя воздуха, кондиционера. В общем, коридор квартиры отлично подойдет. Носить логгеры на перепрошивку не нужно, они обновляются удаленно.

 

Датчики подключаются к ЦОДу через Wi-Fi-сеть пользователя и скидывают данные на сервер. Решение показывает сотрудникам компании усредненные показатели. Также в нем есть список пользователей, так что можно посмотреть состояние по каждому логгеру.

 

Сейчас мы разрабатываем ПО для анализа получаемой информации и мобильное приложение, работающее на Android и iOS. Потребитель сможет зарегистрировать свое устройство в системе и видеть в приложении данные о температуре в своей квартире.

Сотрудники Сибирской генерирующей компании, получая данные о температуре в квартире потребителя в реальном времени, смогут улучшать качество теплоснабжения.

В чем инновационность совместного решения?

Алексей Сечкин: Это своего рода НИОКР. В России еще не было примеров того, чтобы энергетическая компания онлайн замеряла температуру в квартирах жителей. Этот инновационный проект сразу можно записывать и в масштабные: логгерами будут пользоваться 5 тысяч человек.

 

Подход, выбранный при разработке технического решения, я бы сравнил с бизнес-моделью McDonald’s. С одной стороны, разработанные нами логгеры имеют ряд характеристик, свойственных профессиональным решениям: высокая точность измерения, возможность удаленного администрирования, энергонезависимая память, надежность, продвинутая аналитическая система. С другой — их компонентная база схожа с составляющими бытовых устройств, которые применяются в решениях класса «умный дом». Это подразумевает сравнительно невысокую стоимость устройств. Аналогия с McDonald’s здесь не случайна. McDonald’s сочетает в своей бизнес-модели элементы премиума: размещение в местах с высокой арендной ставкой, жесткие требования к уровню соблюдения санитарно-гигиенических норм, использование высококачественного оборудования и ингредиентов для приготовления блюд. В то же время это классический фастфуд: вы сами берете еду, набор блюд ограничен.

 

Сегодня при работе с заказчиками нужно быть оперативным и иметь широкую базу решений и наработок. Партнер должен предлагать прототипы или готовые, отточенные решения в кратчайший срок. Наша программно-аппаратная платформа позволила подготовить прототип системы для СГК в считанные дни.

 

Андрей Горбатенко: Мы не нашли прямых аналогов или уже готовых решений на рынке теплоснабжения для наших масштабов. Хотя в системах «умный дом» подобные подходы применяются.

Почему процесс сбора данных необходимо автоматизировать?

Андрей Горбатенко: Автоматизация в нашем проекте — ключевое условие. Представьте огромный объем данных, которые мы планируем собирать с помощью устройств: температурные значения станут поступать из квартир каждый час. Передача и обработка в ручном режиме просто невозможны. Автоматизация позволит управлять качеством услуг, в том числе за счет прецизионной наладки режимов, и сократить потери. Она станет важным элементом в системе бережливого производства.

 

Алексей Сечкин: Помимо очевидного эффекта — контроля качества теплоснабжения, есть еще несколько преимуществ, которые даст разработка. Она будет подспорьем для технических служб: в случае аварии можно будет оперативно отследить, где снижается температура, и локализовать происшествие. Плюс будет меньше замораживаний теплотрассы — система позволит предотвращать такие аварии.

Как новое решение встроено в планы по развитию компании?

Андрей Горбатенко: СГК цифровизирует теплоснабжение, поэтому мы планируем интегрировать получаемые данные в BI-систему компании. Мы будем анализировать весь процесс производства, доставки и передачи тепла нашим клиентам.

 

Алексей Сечкин: Фактически это один из пазлов в общей картине того, как компания поставляет тепло своим клиентам.

Цифры

 

  • 5 млн человек получают тепло и электричество от предприятий СГК.
  • 10 000 км — протяженность обслуживаемых тепловых сетей.
  • 17,5 ГВт — суммарная электрическая мощность предприятий СГК.
  • 45,3 млрд киловатт-часов электроэнергии и 43,5 млн гигакалорий тепловой энергии произведено в 2019 г.
  • 26 000 Гкал/час — суммарная тепловая мощность предприятий СГК.

Уведомления об обновлении рубрик – в вашей почте

Особенности реализации IIoT Firewall в энергетической компании

Сценарии применения IIoT Firewall. Что дает внедрение решения? Безопасность для IIoT — якорь или драйвер?

У вас до сих пор нет интернета вещей? Тогда он идет к вам

Какая картинка обычно возникает в голове, скажем, директора магазина при упоминании Интернета вещей?

Приказ Минэнерго № 1015: как энергокомпаниям и вендорам АСУ ТП работать в новых реалиях

Какие компании должны выполнить требования приказа Минэнерго № 1015? Светлая и темная стороны приказа. Пункты 14, 24 и 30? Наш подход к реализации норм приказа

«Этим можно заниматься бесконечно»: переход на data-driven в «СИБУРе»

Почему не стоит создавать цифрового двойника для отдельного участка производства? Зачем нужен «спецназ» по работе с данными? Почему заводы «СИБУРа» пока не смогут работать без людей?

Профессиональная паранойя, или Несколько слов про Интернет вещей

Теплым майским деньком я сидел на веранде открытого кафе, медленно пил марокканский чай и думал о том, как дипломатично отказаться от приглашения на круиз, в рамках которого должно было пройти очередное мероприятие по информационной безопасности. А вокруг меня бушевал Интернет вещей.

Как построить «умную» городскую среду

И з 7 млрд жителей Земли почти 50% проживает в городах, и доля городских жителей растет на 3–4% в год.

Интернет вещей: технологии, меняющие бизнес

Интернет способен на все: так считает и простой обыватель, и хайтек-аналитик международного уровня.

Откуда ждать угрозу: уязвимости Интернета вещей

Причины уязвимостей IoT-устройств. Как злоумышленники используют дыры в безопасности облачных сервисов? Узкие места приложений для устройств Интернета вещей

Тренды ИБ глазами практиков

Тренды в сфере ИБ, которые мы предлагаем вниманию читателей, — это не попытка конкурировать с аналитическими агентствами. Наше видение основано на опыте практической работы с заказчиками из разных отраслей, понимании их реальных потребностей, запросов и проблем.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на рубрику






      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня