Cитуационный центр (СЦ) — это совокупность аппаратно-программных и организационных решений, отвечающих за непрерывную информационно-аналитическую поддержку работы компании. По факту это ИТ-платформа, обеспечивающая принятие управленческих решений в условиях постоянно усложняющихся задач, минимального количества времени и при взрывном росте информационных потоков. СЦ позволяет осуществлять сбор и загрузку данных из различных источников, мониторинг и анализ обстановки, оперативное управление, стратегическое планирование и кризисное реагирование.
Цели и задачи ситуационного центра
Ситуационный центр не что иное, как «командный пункт» компании. Образно говоря, это мозговой центр, аккумулирующий информацию от всех «органов» и посылающий управляющие сигналы обратно. Основные функции СЦ — накопление данных и анализ статистики событий и инцидентов, прогнозирование негативных тенденций, планирование и контроль предупредительных мероприятий, мониторинг ликвидации последствий ЧС.
Ситуационные центры обеспечивают:
- управление сложными производственными мероприятиями, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
- выработку и поддержку оперативных решений;
- координацию работы, обмен информацией и управление системами мониторинга и обеспечения безопасности.
Основная система отображения информации может строиться на базе:
1) видеокубов обратной проекции;
2) LCD-панелей с ультратонкой рамкой;
3) светодиодного экрана большой информационной емкости с малым шагом пикселя.
Аппаратно-программный комплекс СЦ включает:
- подсистему отображения информации коллективного пользования (видеостена);
- подсистему дублирующего отображения информации;
- подсистему аудио-конференц-связи;
- подсистему видео-конференц-связи (ВКС);
- дополнительные контуры подсистемы ВКС;
- подсистему рабочих мест;
- подсистему документирования и технологического ТВ;
- подсистему озвучивания;
- подсистему коммутации;
- подсистему интегрированного управления оборудованием;
- подсистему управления визуализацией данных.
Зоны для аналитиков, операторов, дежурных диспетчеров целесообразно оснастить:
- подсистемой отображения информации коллективного пользования;
- подсистемой автоматизированных рабочих мест целевого назначения для диспетчеров, аналитиков, операторов;
- средствами работы с документами и другими источниками (принтерами, документ-камерами и т.п.);
- подсистемой озвучивания.
В аппаратной устанавливаются:
- источник бесперебойного питания (ИБП);
- рэковые шкафы для оборудования;
- подсистема серверного оборудования;
- подсистема коммутации.
Ситуационный центр — сложный многофункциональный организационно-технологический комплекс, действие которого распространяется на все подразделения компании. Он взаимосвязан как с внутренними, так и с внешними информационными сервисами. Подобные комплексы сегодня являются составной частью общей системы управления компанией. Будущее таких центров — за автоматизацией сбора данных из АСУ ТП, с устройств геопозиционирования транспортных средств и т.д.
Подсистемы СЦ
Основной зал
В основном зале размещаются рабочие места и комплекты оборудования базовых подсистем, включая средства визуализации и поддержки коллективной работы.
Подсистема отображения информации коллективного пользования
Предназначена для отображения аналитических и медиаданных из различных источников на едином дисплейном пространстве в многооконном режиме. Данная подсистема реализуется в формате видеостены на базе составного экрана. За счет минимальных стыковочных швов (или их полного отсутствия) между модулями обеспечивается непрерывность изображений. Это важно при отображении картографической или другой информации с высоким разрешением.
Видеостена в СЦ
Для объединения модулей в единое информационное пространство применяются специализированные графические контроллеры.
Видеоконтроллер обеспечивает формирование многооконных раскладок изображения от различных независимых аппаратных и программных источников сигнала с возможностью изменения их размеров и расположения на экране.
Подсистема дублирующего отображения информации
Подсистема предназначена для дублирующего отображения важных аналитических и медиаданных на отдельных дисплеях (LCD-дисплей (дисплеи) или сборная конструкция из LCD-дисплеев).
При необходимости может быть предусмотрен индивидуальный дублирующий дисплей на рабочем месте председателя в ситуационном зале.
Подсистема аудио-конференц-связи
На столе участников в ситуационном зале необходимо предусмотреть врезные микрофонные пульты для снятия речевой аудиоинформации. Пульты также могут быть предусмотрены на рабочих местах в помещении операторов. Микрофонный пульт председателя должен быть оснащен функцией приоритета выступления.
Пульты должны соединяться по принципу daisy-chain и подключаться к центральному блоку аудио-конференц-системы. Центральный блок посредством подсистемы интегрированного управления обеспечивает наведение камеры ВКС на последний включенный микрофон.
Подсистема видео-конференц-связи (ВКС)
Средства видео-конференц-связи являются важнейшим инструментом работы СЦ и используются в том случае, когда нет возможности собрать всех специалистов одновременно в одном месте. Имеет смысл оснастить данной подсистемой основной зал и кабинеты руководителей. В зависимости от схемы размещения рабочих мест, в основном зале могут быть предусмотрены дополнительные камеры ВКС.
Дополнительные контуры подсистемы ВКС
При необходимости проведения сеансов закрытой и конфиденциальной ВКС нужно предусмотреть отдельные комплекты кодеков и камер для сетей ЗВС и КВС.
Для абонентского пункта закрытой ВКС должна быть разработана отдельная система звукоусиления без возможности распределения выходного звукового сигнала за пределы ситуационного зала, операторской и аппаратной СЦ.
Подсистема рабочих мест
Подсистема подразумевает использование АРМ для приема/передачи информационных материалов и их отображения на индивидуальном экране. Предпочтительно использовать 2- или 3-дисплейную конфигурацию АРМ для каждого специалиста. Рабочие места должны оснащаться эргономичной мебелью, позволяющей комфортно работать в режиме 24/7.
Подсистема документирования и технологического ТВ
Позволяет операторам контролировать и фиксировать в режиме реального времени протекающие в зале СЦ процессы, а также формировать архив медиаданных. В составе подсистемы целесообразно предусмотреть несколько дополнительных камер технологического ТВ, а также систему внешнего хранения информации. Система хранения информации должна одновременно вести запись нескольких видеопотоков с разрешением не ниже Full HD и потока аудиоданных.
Подсистема озвучивания
Должна обеспечивать равномерное звуковое давление в помещениях СЦ при выступлении ораторов, при работе в режиме конференции, видеосвязи и при воспроизведении внешних источников звукового сигнала.
Подсистема может быть реализована в виде потолочных акустических систем и должна обеспечивать воспроизведение звуковой составляющей с локальных микрофонов, а также быть интегрирована с системой ВКС.
Для помещения операторов также следует предусмотреть акустические системы, обеспечивающие мониторинг аудиоданных с различных источников. Кроме того, необходимо иметь возможность удаленного управления медиаплатформой по стандартному последовательному порту RS-232.
Подсистема коммутации
Необходима для обеспечения приема, передачи и распределения медиаданных между источниками и потребителями в различных подсистемах. Ядром подсистемы обычно выступает модульный цифровой матричный коммутатор, оснащенный набором входных и выходных плат. Такой подход обеспечивает поддержку всех современных стандартов и форматов передачи медиаданных, а также возможность быстрой модернизации комплекса путем замены плат.
Подсистема интегрированного управления
Обеспечивает централизованное управление всеми компонентами подсистем СЦ. Ядро подсистемы — центральный процессор, который отвечает за обработку, распределение и передачу сигналов управления по различным интерфейсам: RS-232/422/485, TCP IP, IR и т.д.
Интегрированная система управления позволяет создавать индивидуальный графический интерфейс для каждой системы и пользователя.
Кабинет руководителя
Для обеспечения постоянного доступа первых лиц и руководителей высшего звена к информационным ресурсам СЦ их рабочие кабинеты должны оснащаться унифицированными интерактивными терминалами, поддерживающими технологию мультитач при взаимодействии с контентом. В состав терминала включен мощный микрокомпьютер, работающий под управлением различных ОС. Благодаря этому на терминале можно запускать широкий спектр специализированного ПО, в том числе осуществлять доступ по ЛВС к различным информационным ресурсам как через клиент-серверную технологию, так и через web.
В аппаратной
Подсистема бесперебойного электропитания
Нужно предусмотреть ИБП и батарейные блоки для обеспечения сохранности данных на случай непредвиденного отключения электроэнергии.
Подсистема серверного оборудования
Нужны серверные платформы, обеспечивающие функциональность учетных, информационно-аналитических, геоинформационных систем, систем мониторинга, а также хранилищ данных, а именно:
- сервер системы сценарного управления визуализацией
- сервер базы данных информационно-аналитической системы (ИАС)
- сервер web-приложения и распределения нагрузки ИАС
- сервер геоинформационной системы
- серверы BI-сервисов ИАС
- серверы обработки и мониторинга IP-камер, установленных на ключевых объектах предприятия