Представляем тройку наших участников:
- Решение System Center Configuration Manager от компании Microsoft (далее – MS SCCM)
- Management Suite от компании LanDesk (далее – LanDesk MS)
- Altiris Client Management от компании Symantec (далее – Symantec CMS)
System Center Configuration Manager – это комплексное решение, позволяющее устанавливать, обновлять и контролировать производительность серверов, клиентов и мобильных устройств в гетерогенных средах. Оно оптимизировано преимущественно для ОС Windows с возможностью расширения на другие ОС.
MS SCCM базируется на технологиях Microsoft, таких как Microsoft Windows Server Update Services, Windows Server Active Directory и сама архитектура Windows. Решение позволяет администраторам лучше ориентироваться в ландшафте систем и более эффективно управлять ими. При помощи MS SCCM достигается соответствие ИТ-ресурсов заданным конфигурациям, что положительно сказывается на доступности, безопасности и производительности этих ресурсов.
LANDesk Management Suite организовывает учет и управление рабочими станциями в соответствии с рекомендациями ITIL. Наиболее востребованными функциями LanDesk MS являются инвентаризация парка техники, дистанционная установка, а также автовосстановление любого ПО и его обновлений с технологией сжатия и экономии сетевого трафика. Помимо этого, решение позволяет поддерживать актуальность данных об инфраструктуре, вести каталог изменений, контролировать работоспособность конечных устройств и осуществлять удаленную поддержку пользователей.
Широкие возможности LanDesk MS обеспечиваются уникальными технологиями регулирования служебного сетевого трафика Targeted Multicasting и Peer Download, применяемыми при дистанционном развертывании любого прикладного и системного ПО. Открытые средства интеграции и разработки, описанная и доступная пользователям структура базы данных, поддержка различных баз данных позволяют интегрировать продукт с любыми развернутыми системами заказчика.
Программная платформа Symantec Management Platform позволяет создать централизованную систему управления всеми решениями Altiris при автоматизации процедур и процессов управления ИТ-инфраструктурой.
В состав Altiris входят модули по управлению рабочими станциями и мобильными устройствами (Client Management Suite), серверами (Server Management Suite), ИТ-услугами (Service Desk), по учету ИТ-активов (Asset Management Suite) и автоматизации процессов (Workflow).
Модуль Client Management Suite предназначен для решения задач по управлению ПК и ноутбуками и состоит из:
- Deployment Solution – обеспечивает первичное развертывание ОС и дальнейшее управление рабочими стациями пользователей и тонкими клиентами.
- Inventory Solution – позволяет собирать инвентаризационные данные по аппаратному и программному обеспечению рабочих станций Microsoft Windows, Linux, Macintosh, а также получать информацию по использованию приложений.
- Inventory for Network Devices – обеспечивает получение информации с устройств сети без использования агента.
- Out-of-Band Management Component – расширяет возможности по обнаружению и управлению ПК с технологиями ASF, DASH и Intel® AMT;
- Patch Management Solution – позволяет управлять распространением патчей для операционных систем и приложений.
- pcAnywhere Solution – осуществляет перехват удаленного рабочего стола для администрирования в режиме реального времени.
- Real-Time System Manager – обеспечивает получение детальной информации об удаленном компьютере на момент подключения (real time) и позволяет решать административные задачи.
- Software Management Solution – обеспечивает централизованное распространение ПО в распределенных инфраструктурах.
Посчитаем – подумаем
В качестве критериев оценки нами были выбраны наиболее востребованные функциональные возможности перечисленных продуктов.
По каждому из критериев мы присваивали решениям оценки по 5-балльной шкале: 0 – функционал отсутствует, 1 – очень плохо, 2 – плохо, 3 – средне, 4 – хорошо, 5 – отлично. При этом каждый параметр имеет свой вес (от 1 до 5), обозначающий его важность для заказчиков при выборе того или иного решения. Суммарный балл подсчитывается путем умножения оценки на вес параметра. Подчеркнем, что присвоенные оценки и значения веса основаны на нашем опыте тестирования, внедрения и поддержки перечисленных продуктов.
Функциональность процесса инвентаризации
Запуск процесса инвентаризации в каждом из рассматриваемых решений является первым шагом, необходимым для составления перечня объектов управления и их конфигураций. Впоследствии эти (периодически аккумулируемые) данные становятся основой для инвентарных отчетов, предоставляемых подразделением ИТ в финансовый департамент компании. Лидером по этому критерию является Symantec CMS, на втором месте располагается LanDesk MS. Сложность и неинтуитивность запуска процесса ставит MS SCCM на почетное третье место. Аналогично выглядит расстановка сил и в случае увеличения охвата объектов инвентаризации и ее требуемой глубины.
Немаловажным фактором является способность решения обнаруживать программное обеспечение и используемые на него лицензии. И здесь MS SCCM обладает интересной особенностью: обнаружение одного и того же экземпляра ПО, установленного на компьютер пользователя с разными пакетами обновлений, в большинстве случаев приводит к задвоению информации. Мы получаем довольно неудобную базу, которая выглядит примерно так:
- MS Visio 2007 SP1;
- MS Visio 2007;
- MS Visio 2007 Rus SP1 Patch kb001387, kb0015643;
- и т. д.
При этом не составляет труда понять, что записи относятся к одному классу ПО, а именно – к MS Visio 2007. А если еще погрузиться в данные по используемым лицензиям… Конечно, на этапе внедрения такие ситуации предугадываются и заранее корректируются путем создания специализированного скрипта, но стоит ли игра свеч? Другие описываемые нами решения подобных проблем не имеют.
Итак, процесс инвентаризации запущен, появились первые результаты. Каким образом наши средства автоматизации справляются с вопросом сохранения и накопления собранных данных? Microsoft и Symantec не испытывают с этим проблем, используя промышленные СУБД, причем у Microsoft SCCM – это, естественно, Microsoft SQL Server. LanDesk MS вынужден обращаться к внешним решениям, а именно – к iRecall.
Оценки и суммарные баллы по этому критерию представлены в табл. 1.
Табл. 1. Баллы за функциональность процесса инвентаризации
Оценка продуктов | ||||
Функция | Вес параметра | Microsoft | Symantec | LANDesk |
Инвентаризация | 37 | 76 | 63 | |
Старт процесса инвентаризации | 4 | 1 | 5 | 4 |
Расширение процесса инвентаризации | 4 | 2 | 4 | 4 |
Обнаружение ПО и лицензий | 5 | 2 | 5 | 5 |
Хранение результатов инвентаризации | 3 | 5 | 5 | 2 |
Функциональность процесса установки операционной системы
Здесь мы ответим на основные вопросы, задаваемые нам заказчиками на этапе выбора платформы автоматизации.
- Сколько типов образов поддерживает решение? У нас используются различные форматы – от ISO до образов, записанных с помощью третьих фирм, таких как Ghost.
– Хуже всего поддержка форматов реализована у Microsoft. Symantec и LanDesk идут вровень.
– Возможны ли создание тестовой зоны, откат конфигурации, миграция настроек пользователей?
– Здесь начинает проигрывать уже LanDesk, а Microsoft демонстрирует широкие возможности по миграции настроек пользователей на ОС Windows современных версий (начиная с Windows Vista).
– Поддерживается ли автоматическая установка агента управления (push installation)?
– Сложно было бы предположить, что эта функция отсутствует у современных средств управления.
– Нужно ли разворачивать дополнительную инфраструктуру для реализации функции загрузки по протоколу PXE?
– В случае с Microsoft и Symantec мы вынуждены сказать «да». Решение LanDesk обладает поддержкой этого протокола «из коробки».
– Можно ли создать эталонные образы без привязки к типу аппаратного обеспечения?
– Здесь лидирует Symantec, на втором месте – Microsoft за счет довольно широкой поддержки в современных версиях ОС аппаратных компонент. LanDesk тоже можно было бы причислить к группе лидеров, если бы не необходимость ручной кастомизации эталонных образов.
– Возможна ли установка ОС не из образа, а на основе сценариев?
– В этом вопросе наблюдается полный паритет.
– Если у нас несколько сайтов, требуется ли установка серверного ПО на удаленных сайтах?
– LanDesk накладывает ограничение только на параметры каналов связи между двумя площадками. Miscrosoft требует устанавливать компоненты SCCM на каждом сайте. Symantec может обойти это ограничение.
Баллы, полученные нашей тройкой участников, представлены в табл. 2.
Табл. 2. Баллы за функциональность процесса установки операционной системы
Оценка продуктов | ||||
Функция | Вес параметра | Microsoft | Symantec | LANDesk |
Установка ОС | 72 | 90 | 102 | |
Поддержка форматов образов | 3 | 3 | 5 | 5 |
Организация тестовой зоны, откат, миграция настроек пользователя | 4 | 5 | 4 | 2 |
Автоматическая установка агента управления | 3 | 5 | 5 | 5 |
Поддержка PXE без разворачивания дополнительных средств | 4 | 0 | 0 | 5 |
Независимость от аппаратной конфигурации | 4 | 4 | 5 | 3 |
Установка ОС по сценариям | 3 | 4 | 4 | 4 |
Поддержка удаленных сайтов | 4 | 0 | 3 | 5 |
Функциональность процесса распространения ПО
Ситуация у всех вендоров приблизительно одинакова, все три решения поддерживают возможность распространения исполняемых файлов (BAT, VBscript, MSI и пр.) и создания сценариев (например, деинсталляция MS PowerPoint перед установкой MS PowerPoint Viewer), использования ранее собранной инвентаризационной информации при автоматическом выборе целевых объектов, управления уровнем загрузки сети передачи данных, применения технологии pull install наравне с push install. Единственное, что хотелось бы отметить, – это необходимость запаковки пакетов обновлений ПО в формат MSI для решения Microsoft, что создает определенные трудности и увеличивает трудозатраты при внедрении и эксплуатации системы.
Распределение мест на третьем этапе представлено в табл. 3.
Табл. 3. Баллы за функциональность процесса распространения ПО
Оценка продуктов | ||||
Функция | Вес параметра | Microsoft | Symantec | LANDesk |
Распространение ПО | 78 | 95 | 76 | |
Распространение исполняемых файлов | 3 | 3 | 5 | 5 |
Создание сценариев установки | 3 | 4 | 5 | 4 |
Использование инвентаризационной информации для автоматического выбора объектов | 5 | 5 | 5 | 4 |
Контроль загрузки СПД | 3 | 4 | 5 | 4 |
Поддержка push и pull install | 3 | 4 | 5 | 3 |
Функциональность процесса распространения обновлений ПО и ОС (обновления безопасности)
Этот функционал чрезвычайно важен, т. к. процесс обеспечения непрерывности работы бизнес-приложений напрямую зависит от актуальности текущих версий пользовательских приложений и своевременных обновлений операционной системы. На передний план выходят вопросы поддержки не только стандартных приложений Microsoft, но и специально разработанного ПО и, соответственно, обновлений к нему. Как уже было упомянуто ранее, Microsoft в таких случаях рекомендует использовать только пакеты MSI, что накладывает некоторые ограничения, в то же время крупные компании, к примеру, Adobe, не всегда следуют рекомендациям Microsoft.
В последнее время VIP-пользователи все чаще требуют от ИТ-блока поддержки не только корпоративных платформ и приложений. Нетрудно догадаться, что речь идет о продуктах компании Apple (iTunes, приложения для iOS). Symantec и LanDesk способны решить эти задачи.
Широкое распространение мобильных устройств поднимает вопрос и о необходимости защиты данных путем шифрования отдельных папок или всего жесткого диска сразу. Symantec обладает собственным решением для обеспечения данной функциональности.
Для многих заказчиков важно, существует ли у решения возможность тестирования (в том числе автоматического), утверждения и установки обновлений в рамках единого автоматизированного процесса. Так, Microsoft предлагает выполнять каждое из этих действий по отдельности.
Таким образом, на четвертом этапе распределение мест выглядит следующим образом (табл. 4):
Табл. 4. Баллы за функциональность процесса распространения обновлений ПО и ОС
Оценка продуктов | ||||
Функция | Вес параметра | Microsoft | Symantec | LANDesk |
Распространение обновлений | 22 | 75 | 56 | |
Широта поддержки ПО | 5 | 1 | 5 | 5 |
Поддержка VIP-пользователей | 3 | 1 | 5 | 4 |
Единый процесс тестирования, утверждения и распространения обновлений | 5 | 2 | 5 | 3 |
Поддержка средств шифрации | 2 | 2 | 5 | 2 |
Опыт внедрения и ценовые аспекты
На заключительном этапе мы считаем необходимым привести наши оценки рассматриваемых продуктов, основанные на результатах конкретных внедрений. Отметим, что они зависят от ИТ-ландшафта заказчика. Поэтому для всех критериев указан вес параметра, равный единице. Оценка финансовых аспектов также завязана на результатах наших внедрений. К сожалению, в российской действительности все западные методики расчета – ROI, TCO и пр. – не всегда бывают применимы (табл. 5).
Табл. 5. Оценки, основанные на результатах внедрений
Оценка продуктов | ||||
Функция | Вес параметра | Microsoft | Symantec | LANDesk |
Опыт внедрения и эксплуатации | 33 | 38 | 27 | |
Достижение заявленных целей | 1 | 4 | 5 | 4 |
Кастомизация под заказчика | 1 | 4 | 4 | 2 |
Вес вендора на рынке | 1 | 4 | 5 | 3 |
Количество внедрений | 1 | 5 | 4 | 2 |
Количество и информативность специализированных форумов | 1 | 4 | 4 | 2 |
Поддержка виртуализации | 1 | 3 | 5 | 3 |
Стоимость лицензий | 1 | 3 | 3 | 3 |
Стоимость внедрения | 1 | 3 | 4 | 2 |
Стоимость поддержки | 1 | 3 | 4 | 2 |
Подведем итог: бронза на пьедестале – Microsoft SCCM (242 балла), серебро – LanDesk MS (324 балла), золото – Symantec CMS (374 балла).
Вместо заключения
Наш обзор не ставил перед собой цель однозначно указать вектор применения финансовых и организационных сил. Для многих наших заказчиков решение Microsoft, к примеру, является наиболее актуальным по соотношению цена/функциональность/потребности, а если при этом учитывать насыщенность рынка труда специалистами по MS…
Решение Symantec, с нашей точки зрения, на сегодняшний день обладает наиболее богатым функциональным потенциалом. Вопрос в том, готовы ли вы использовать весь арсенал предоставляемых продуктом возможностей…
Средство автоматизации LanDesk проявило себя истинной «темной лошадкой» – по ряду возможностей оно затмевает призванных лидеров отрасли и может стать сильной альтернативой при выборе решения по управлению рабочими местами пользователей.