© 1995-2022 Компания «Инфосистемы Джет»
«Не давайте вторых шансов после вторых шансов»: Tech Week в «Сколково»
Эксклюзив Эксклюзив

Как стартапы выживают в условиях кризиса? Что важнее при онлайн-продвижении — охват или цена? Какие решения действительно можно считать «импортозамещением»?

Главная>Эксклюзив>«Не давайте вторых шансов после вторых шансов»: Tech Week в «Сколково»
Эксклюзив Тренд

«Не давайте вторых шансов после вторых шансов»: Tech Week в «Сколково»

14.06.2022

Посетителей: 36

Просмотров: 30

Время просмотра: 2.3 мин.

 

Как стартапы выживают в условиях кризиса?


Что важнее при онлайн-продвижении — охват или цена?


Какие решения действительно можно считать «импортозамещением»?

 

С 31 мая по 2 июня в Технопарке «Сколково» прошла конференция об инновационных технологиях для бизнеса Tech Week. Мероприятие собрало 4000 предпринимателей, свои решения на выставке представили более 150 компаний.

 

Tech Week охватила множество тем — от крипты до EdTech. Мы сфокусировались на двух треках: Founder Stage (основатели компаний рассказывали о своем опыте преодоления кризисов) и E-com (как работает отрасль в новой реальности). Все озвученные на них кейсы объединяет один вопрос: какие новые возможности сейчас открываются перед бизнесом?

 

Советы от YouDo: что делать в кризис

 

CEO YouDo Денис Куртегин начал выступление с полушутливого тезиса: «В России у предпринимателя кризис случается каждые два–три года». Основные сложности, с которыми компания столкнулась за последние годы, были связаны с запуском p2p-платформы. По словам спикера, кейс укрепил YouDo, главный вывод, который Денис сделал из кризиса: СЕО должен сохранять психологическую устойчивость, иначе его нервозность передастся компании.

 

«Когда руководитель берет на себя всю ответственность, защищая команду от неприятностей, — это плохое решение. В кризис это может только навредить», — отметил CEO YouDo.

 

Денис дал участникам еще один полезный совет: кризис — не время для перфекционизма. Нужно быстро тестировать и продавать продукты, а не тратить время на бесконечную полировку. Кроме того, важно подобрать команду, разделяющую ваши ценности. «Не давайте вторых шансов после вторых шансов. Если человек токсичный м***к, его нужно увольнять, иначе он подставит вас еще сильнее», — подчеркнул CEO YouDo.

Как стартап научился зарабатывать больше, чем тратит: кейс BestDoctor

 

Сооснователь BestDoctor Михаил Беляндинов сразу предупредил, что его выступление будет «без теории, просто реальный кейс как он есть». Первый вопрос, которым компания задалась 24 февраля: что теперь будет с венчуром? BestDoctor — это система медицинских сервисов, их основной продукт — ДМС для В2В-клиентов. Но в то же время это классический венчур: компания росла за счет вложений инвесторов.

 

Когда зарубежный бизнес отказался от инвестиций в российскую экономику, оценки стартапа снизились, а следом и количество денег, которые он мог привлечь. Первый и самый простой вывод, который сделали BestDoctor, — пора экономить. Второй — время сворачивать экспансию и учиться зарабатывать. В результате компания пересмотрела свою стратегию и сформировала план действий из 4 шагов.

 

  • Первый: оценить ситуацию на рынке. BestDoctor обзвонили партнеров и клиентов, опросили собственный совет директоров и убедились, что их услуги все еще востребованы.
  • Второй: собрать деньги. Для растущего стартапа это не всегда очевидно, но в кризисной ситуации нужно действовать согласно юридическим договорам. BestDoctor начали собирать долги — в результате компания получила около 60 млн руб.
  • Третий: обновить финансовую модель. Эксперты закладывали в нее разные негативные сценарии — от минимального роста до «схлопывания» рынка.
  • Четвертый: научиться больше зарабатывать. Звучит просто, но, очевидно, это самый сложный шаг.

Фаундеры выделили 4 менеджеров, которым доверили все ресурсы компании. Им нужно было действовать в рамках обновленной финансовой модели и не выбиваться из бюджета. Сначала менеджеры посчитали, что это невозможно, но в итоге нашли решение:

 

  • Отказались от низкомаржинальных направлений бизнеса и оставили только те, которые уже приносили прибыль (пришлось срезать около 60% проектов).
  • Переориентировались на актуальные запросы рынка. Например, сервис «Доктор без границ» для компаний, которые занимались релокацией сотрудников. Также запустили продукты с франшизой и удаленные медицинские консультации.
  • Сократили операционные расходы и отказались от ряда сервисов (например, вместо Google стали использовать аналоги от Яндекс). Благодаря этому компания стала экономить 7,5 млн руб. в месяц (из которых 3,5 млн руб. — на сервисах).
  • Пересмотрели команды. Были и сокращения, и смены ролей, и снижение зарплат (фаундеры вообще от них отказались). Здесь важно было действовать быстро, честно и не пытаться приукрасить ситуацию. Благодаря такому подходу около 80% сотрудников восприняли сложные новости спокойно.

 

«Мы уже вдвое сократили юнит-экономику, а к новому году планируем сократить ее еще в 2 раза. Мы сразу обзвонили партнеров и убедились в востребованности наших сервисов. Открыто поговорили с командой, критически оценили все статьи расходов и сфокусировались на том, что действительно нужно нашим заказчикам. В результате мы научились зарабатывать больше, чем тратим, и теперь понимаем, что медицина — это стабильный бизнес, который будет нужен всегда», — резюмировал Михаил.

Метавселенная!

 

Самую хайповую тему доверили Максиму Михеенко, сооснователю компании 1518 Studios и создателю игровой графики для World of Tanks, Star Trek и Apex Legends. Сейчас спикер занимается созданием мобильных игр, NFT и элементов той самой метавселенной.

 

Уровень графики в видеоиграх и традиционных сервисах достиг своего пика, поэтому они постепенно трансформируются в метавселенную. По прогнозам инвестбанков JPMorgan Chase & Co и Citibank, в ближайшие 5 лет этот переход станет реальностью — к 2030 году рынок составит $35 млн.

 

«Что такое метавселенная сегодня? Пока никто не знает, — признался Максим Михеенко. — Это Дикий Запад, на котором уже появились крупные игроки: Meta, Disney, Microsoft. Но что конкретно они планируют делать — неизвестно. Факт, что нас ждет огромная цифровая стройка, а первые анонсы мы увидим в ближайшие 2–3 года».

При этом, по словам спикера, главные вовлекающие факторы метавселенной — не красивая графика и геймификация, а социализация и заработок. Как только рядовой человек увидит возможность заработать там хотя бы $1000, интерес станет на порядок выше.

3 гипотезы о SEO онлайн-магазинов

 

«Из России уходят многие компании, места освобождаются, поэтому мы решили проверить и проанализировать сразу несколько гипотез», — начал свое выступление Денис Шубенок, исполнительный директор «Ашманов и партнеры». Глобально вопрос звучал так: «Появилось ли больше возможностей для продвижения онлайн-магазинов в 2022 г.?». По словам спикера, до начала года возможности сокращались. Рынок забирали маркетплейсы, агрегаторы и глобальные компании, с которыми среднему и малому бизнесу было сложно конкурировать.

 

Из глобального вопроса родились несколько подвопросов:

 

  • Поисковики в 2022 г. стали отдавать предпочтение небольшому бизнесу?
  • Как сказался на поисковой выдаче уход западных компаний?
  • Что произошло с трафиком из Google, учитывая, что компания отключила возможности продвижения?

 

Первая гипотеза. Количество маркетплейсов растет естественным путем, в результатах поисковой выдачи их становится все больше, а количество монобрендовых магазинов падает. При этом ландшафт выдачи становится все более разнообразным (тот же «Яндекс.Дзен» — уже вполне успешный проект, который может генерировать трафик). Тем не менее в первых строчках поисковиков все еще царят маркетплейсы и гипермагазины. Первая гипотеза не подтвердилась.

Неожиданностей со второй гипотезой тоже не возникло: высшие позиции заняли сайты, которые и так стояли высоко. Несмотря на новые возможности, никто из российских брендов не совершил стремительного подъема. Да, ландшафт выдачи изменился, потому что из него пропали иностранные компании (хотя и здесь есть исключение: сайт IKEA все еще котируется достаточно высоко, пусть и не обновляется), но новых игроков в ТОПе не оказалось. «Все как раньше: если ты хочешь быть в топе выдачи, нужно планомерно развивать сайт и рассчитывать на постепенный успех», — добавил вывод Денис Шубенок.

 

Проверка третьей гипотезы показала, что возможности CTR (показатель кликабельности, соотношение показов к кликам) после ухода Google выросли в 2–3 раза.

 

Глобальные выводы из исследования получились следующими. Во-первых, SEO остается долгосрочным проектом — быстро продемонстрировать на этом поле высокие результаты по-прежнему не получится. Во-вторых, по прогнозу эксперта, реальные изменения мы увидим минимум через полгода. В-третьих, чтобы подняться в выдаче, необходимо становиться лидером направления, оказывать лучший клиентский сервис и т.д. Только так можно обойти крупных игроков, которые оккупировали поисковики.

 

Потенциальный охват против цены продвижения

 

Руководитель направления по работе с малым и средним бизнесом Авито Виктор Соковнин в своем выступлении представил ежегодное исследование компании — какими онлайн-услугами сейчас пользуется бизнес. Перемены на рынке понятны: резко снизился трафик по зарубежным соцсетям, практически перестали работать инструменты продвижения в Google, а конкуренция на российских каналах продвижения существенно выросла.

 

По данным исследования, более 80% опрошенных компаний пользуются услугами онлайн-продвижения товаров и услуг. При этом главный критерий, на который ориентируется бизнес, — это охват: сколько потенциальных покупателей увидят предложение. Стоимость продвижения тоже интересует предпринимателей, но уже значительно меньше.

 

Заметим, что интернет уже стал основным источником дохода для малых игроков. Так, 61% самозанятых и микробизнесов получают новые заказы именно в онлайне. При этом рынок услуг, которые оказывают частные специалисты и небольшие компании, составляет порядка 6% ВВП страны (6,2 трлн рублей ежегодно). По данным Авито, это в 2,4 раза больше, чем у онлайн-магазинов.

Возможности импортозамещения

 

Павел Семенов, член Совета директоров и советник предправления «Модульбанка» говорил об импортозамещении. Актуальность темы очевидна: бренды и производители уходят, ниши освобождаются, потребители ждут замену «выпадающих» товаров. «Перестраивается абсолютно все, и мы должны понимать, что это не краткосрочные перемены. Как минимум на 2–3 года, а может и больше», — отметил спикер.

 

По данным внутренней аналитики «Модульбанка», больше всего компаний ушли из таких секторов, как продукты, одежда, личная гигиена и товары для животных (т.е. именно тех, на которые всегда есть спрос). Павел отметил, что одна только Visa, уйдя из России, потеряла около 30% бизнеса, на компаниях поменьше отказ от отечественного рынка может сказаться еще сильнее.

 

На рынке выделяются несколько трендов. Первый — так называемый «восточный разворот» — попытки заместить продукты ушедших компаний товарами из Китая, Средней Азии, Турции и арабских стран. Так, за 1 квартал 2022 г. импорт из Китая вырос на 30% (если сравнивать год к году). Второй тренд — «возвращение старых друзей» — когда компании просто пытаются вернуться на российский рынок, либо делают ребрендинг и запускают дочерние фирмы. И, наконец, третий — импортозамещение.

 

«Заезженное слово, но давайте его проясним, — прокомментировал Павел Семенов. — Импортозамещение — это когда компания находится в России, производит здесь продукт для россиян, и только потом отправляет его на экспорт. Поэтому процессор «Эльбрус», который производится на Тайване, и который нельзя ввозить в Россию, не попадает в эту категорию».

 

Далее спикер перешел к проекту «Платформа мануфактур». Это новое направление бизнеса «Модульбанка»: он будет инвестировать в производственные компании и предоставлять льготные ссуды на приобретение сырья. Участником проекта уже стал производитель лимонадов Rawish (по итогам инвестсделки банк стал владельцем 25% доли компании).

 

«Я уверен, что у всех собравшихся здесь отличные перспективы. И спасибо вам всем за то, что вы делаете», — закончил выступление Павел Семенов.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Каких ИТ-специалистов работодатели ищут прямо сейчас

Эксперты GorodRabot.ru проанализировали вакансии портала за апрель 2022 г. и рассказали, какие ИТ-специалисты востребованы сейчас в России и на какие зарплаты можно рассчитывать в этой сфере. Материал подготовлен экспертами GorodRabot.ru

ИТ-рекрутер: навыки, необходимые для успеха в профессии

Профессия рекрутера непроста сама по себе, а быть рекрутером в ИТ сложно вдвойне. Технологически нагруженная, динамичная и разветвленная отрасль; рынок труда, перегретый предложениями для экспертов и высокая конкуренция среди джунов; уникальный психологический климат и набор ценностей.

Как удержаться на гребне технологических волн, нами же созданных

Раньше жизнь была совсем другой, гораздо проще. Начиная со школы и до самой пенсии существовали простые правила

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня