© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Интервью с Дмитрием Лактионовым, руководителем направления ECM-решений, IBM
Программное обеспечение

Откуда растут корни "лоскутной" автоматизации бизнес-процессов в ряде российских компаний?

Интервью с Дмитрием Лактионовым, руководителем направления ECM-решений, IBM

№1 (234) / 2013

14.02.2013

Посетителей: 36

Просмотров: 36

Время просмотра: 3.1 мин.

Откуда растут корни «лоскутной» автоматизации бизнес-процессов в ряде российских компаний? Чем обусловлен сегодняшний всплеск интереса игроков рынка к системам Enterprise Content Management? Какие подводные камни сулят проекты внедрения ECM-платформ? Что ожидает эту область в ближайшем будущем? На эти и другие темы мы говорим с Дмитрием Лактионовым, руководителем направления ECM-решений, IBM.

Дмитрий, как Вы можете охарактеризовать ситуацию с использованием ECM-систем в России?

Все познается в сравнении. Я предлагаю вначале обратить взгляд на Запад: зарубежные компании осознали необходимость комплексной автоматизации управления корпоративным контентом еще в середине 1980-х. И первой волной стал перевод документов в цифровой формат, снизивший риски потери информации и увеличивший скорость работы с ней. Далее автоматизации подверглись сами процессы работы с документами – появились технологии электронного документооборота. При этом для бизнеса было характерно стратегическое видение роли ИТ-систем в обеспечении качественного функционирования бизнес-процессов. На сегодняшний день ECM-платформы в западных компаниях используются практически повсеместно.

 

Если говорить о России, то многие отечественные компании буквально до последнего времени шли по пути «кусочной» автоматизации. Она стала порождением тактического видения появляющихся проблем, при котором каждая возникающая бизнес-задача решалась сиюминутно и изолированно от других.

Проще говоря, это был метод латания дыр?

Да, и топ-менеджмент зачастую не задумывался о том, что логическим исходом станет информационный хаос. Как выглядит ИТ-ландшафт компании в итоге: функционируют несколько десятков корпоративных ИС, по которым «размазаны» задачи хранения разнообразной документации (финансовой, административной, юридической и т.д.), работы с корпоративной почтой, обращениями клиентов и т.п. При этом данные в системах не дают целостной картины или даже противоречат друг другу. Стратегический взгляд на задачу управления контентом у большинства игроков российского рынка начал формироваться лишь несколько лет назад. И сегодня в компаниях идет трансформация багажа накопленных ИС, происходит консолидация сервисов по управлению неструктурированной информацией в рамках единой технологии – ECM. Естественно, это не одномоментный процесс, наработки десятилетий невозможно перенести в единое хранилище одним щелчком пальцев.

По Вашему мнению, в подобном отставании есть преимущества?

С одной стороны, есть мнение, что находиться на гребне технологической волны не всегда целесообразно. Лучше немного подождать, пока технологии «переболеют детскими болезнями». И на выходе будет апробированное и стабильно работающее решение. С другой, наше отставание от мирового ИТ-сообщества в плане использования ECM-технологий можно назвать колоссальным. И это, скорее, идет в минус. Так, в России и на сегодняшний день превалирующим стандартом работы с данными является бумажный документ. По различным оценкам, свыше 70% корпоративной информации находится в бумажном виде. Степень эффективности при этом может отличаться в десятки раз, причем в худшую сторону. Но как только данные становятся доступны в оцифрованном виде, открывается масса возможностей для ее повышения.

Как соотносятся системы электронного документооборота, которые уже достаточно хорошо знакомы российским компаниям, с ECM-решениями?

СЭД – очень популярная тема в нашей стране, но если говорить о мировой практике, то это лишь один вариант из множества решений, которые могут быть реализованы на базе ECM-платформ. У нас же на протяжении довольно длительного времени все задачи управления корпоративным контентом ограничивались применением СЭД для организационно-распорядительного документооборота. Например, в один из отделов компании пришло письмо, ему присвоили исходящий номер и переслали для исполнения в другое подразделение, которое ответило… и т.д. То есть канцелярщина и функции учета/контроля в данном случае превалировали над бизнес-функциями. Сегодня значение термина «документооборот» в России постепенно трансформируется в сторону его западного понимания. Регистрационно-учетную направленность сменяет нацеленность на повышение эффективности бизнеса, продуктивности работы сотрудников, снижение издержек, минимизацию рисков.

В чем состоят особенности проектов по консолидации процессов управления информацией? Какие подводные камни здесь могут быть?

Большой пласт задач связан со сбором, анализом и формализацией бизнес-требований от конечных пользователей. Особенно в том случае, когда с внедряемыми приложениями планируют работать сотрудники разных подразделений. У каждого из них может быть свой взгляд на возможное решение. Иногда проще реализовать индивидуальные интерфейсы пользователей для отдельных подразделений, нежели один универсальный, естественно, с сохранением функции единого хранилища информации для всех потребителей.

 

В контексте крупных внедрений нужно уделить особое внимание вопросам производительности и масштабируемости решения, а также адекватности используемого оборудования. Я бы настоятельно рекомендовал определить стратегию развития проекта и уже исходя из нее выбирать целевую архитектуру ECM-платформы.

Что ожидает компанию в противном случае?

В дальнейшем можно встретиться с ограничениями, которые будут вызваны изначальным неправильным проектированием. Может быть, на первое время возможностей системы будет достаточно, но в ходе роста числа решаемых ею задач или развития компании могут возникнуть сложности. Поэтому лучше еще на стартовых этапах определить, какие задачи и как именно мы будем решать, каковы будут нагрузка и требования к доступности приложений. Так, некоторые из них должны работать в режиме «пять девяток», для других же допустим простой в несколько часов в день. Главное – недостаточный анализ на этапе проектирования может стать причиной сбоев в доступности business critical данных, когда система уже будет введена в промышленную эксплуатацию.

 

И есть еще один аспект, о котором я упомянул выше: мало того, что информация может быть разрознена – разбросана по различным информационным системам, может отсутствовать логика организации ее хранения. В таком случае миграция данных из существующих ИС в новую систему управления контентом будет достаточно ресурсоемкой операцией.

Спасибо за беседу!

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Консолидация – скрытые резервы ЦОД

Сегодня многие центры обработки данных (ЦОД) содержат большое число разнотипного оборудования различных вендоров ..

Управление ИБ как часть интегрированного управления компанией, ее рисками и соблюдением правовых норм

На сегодняшний день информационные технологии призваны автоматизировать почти все бизнес-функции в любой компании. Ведущие игроки мирового рынка используют специализированные ИТ-cистемы, чтобы увеличить производительность своих процессов, например, повысить финансовую эффективность или уровень обслуживания клиентов.

SIEM в России — состояние и перспективы рынка

В дискуссии приняли участие Артем Медведев, Евгений Афонин, Александр Чигвинцев, Михаил Чернышев, Алексей Горелышев, Олег Бакшинский

Обзор современных платформ архивации данных

С фраз о том, что объем хранимой информации и ее ценность для организации растет с каждым годом начинается добрая половина статей, посвященных теме хранения данных.

Популярные IdM-решения: что и как

Рынок IdM-решений в настоящее время переживает бурный рост, его российский сегмент с каждым днём пополняется новыми вендорами, и выбрать подходящий продукт становится всё сложнее

Система виртуализации серверов IBM Power

Технологии виртуализации компании IBM охватывают широкий класс платформ – от серверов младшего уровня IBM System Power до мэйнфреймов System z10

«Облачные вычисления». Взгляд из IBM

В последние годы многие эксперты пророчат революцию в мире ИТ благодаря новому подходу в организации инфраструктуры - облачным вычислениям. Согласно опросу IBM Global CIO Study 2009 более трети руководитель ИТ-отделов назвали это направление развития одним из самых важных в информационных технологиях.

Думы об аутсорсинге

Начать эту статью мне хотелось бы перифразом Владимира Маяковского: если ИТ-аутсорсинг выбирают, значит это кому-нибудь нужно. Возникают вопросы - кому именно и в каких ситуациях?

Работа с системой IBM Maximo: легкость, приносящая результаты

На IT-рынке в области управления ремонтом и техническим обслуживанием производственными активами существует множество ЕАМ-систем, позволяющих решать данные задачи.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня