© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Технологии Guidewire на службе страховщиков
Программное обеспечение

О нюансах страхового рынка и о том, почему мы выбрали Guidewire, рассказывают наши эксперты

Программное обеспечение Тренд

Технологии Guidewire на службе страховщиков

18.12.2015

Посетителей: 1796

Просмотров: 1515

Время просмотра: 5.5 мин.

В 2014 году мы объявили о заключении партнерского соглашения с компанией Guidewire – поставщиком комплексного решения для автоматизации страховой деятельности. О нюансах страхового рынка и о том, почему мы выбрали Guidewire, рассказывают наши эксперты Мария Ушанова, руководитель центра компетенций страхования и розничной торговли, Альберт Нурутдинов, аналитик отдела бизнес-анализа, и Роман Кичасов, ведущий архитектор отдела разработки, Центр программных решений

 

Мария Ушанова: Более десяти лет назад мне довелось участвовать в проекте разработки ИТ-системы для одной из крупнейших страховых компаний. Мы создавали «Конструктор продуктов для страхования жизни». Тот проект был для меня и моего тогдашнего работодателя значительной вехой. Мы не сразу поняли, что идея продукта опережает технологии того времени, так что в ходе реализации проекта преодолевали технологические ограничения. Проект был сдан, система до сих пор успешно функционирует, но слово «Конструктор» еще долго заставляло вздрагивать.

 

Развитие языков программирования и СУБД заставило вновь поверить в жизнеспособность идеи конструктора, который определяет структуру страхового продукта, правила и алгоритмы расчета страховой премии, но при этом не создает жестких рамок конфигурации, а позволяет учитывать особенности конкретных видов страхования. И в этот момент на российском рынке появилась компания Guidewire. Наше первое знакомство с ее продуктами произошло в 2010 году, когда крупная российская страховая компания обратилась к нам с просьбой провести нагрузочное тестирование системы урегулирования убытков, созданной на базе решения Guidewire ClaimCenter v.4. Заказчик планировал миграцию системы на следующую версию, и необходимо было понять, справится ли предыдущая версия с растущей нагрузкой до того момента, когда был запланирован переход, или необходимо срочно корректировать планы в сторону уменьшения сроков, чтобы обеспечить непрерывность бизнеса. Надо сказать, версия 4 достойно выдержала испытания нагрузкой, заказчик успешно мигрировал систему урегулирования убытков на следующую версию в запланированные сроки, а мы заключили с Guidewire партнерское соглашение.

В чем заключается главная сложность автоматизации страхования? Дело в том, что при кажущемся единообразии процессов и подходов в каждом виде страхования существует уникальная сущность – «Объект страхования». Для автострахования это автомобиль, для страхования от несчастного случая – физическое лицо, для финансовых рисков – договор. Во многом именно поэтому многие страховые компании разрабатывали или приобретали отдельный программный продукт под каждый вид страхования. В результате проблема лоскутной автоматизации в этой отрасли стоит наиболее остро. Комплексная система Guidewire InsuranceSuite, включающая компоненты ClaimCenter, PolicyCenter и BillingCenter, ломает привычный стереотип. Guidewire предлагает программные приложения и как отдельные специализированные системы (андеррайтинг и администрирование договоров страхования и перестрахования; взаиморасчеты по договорам страхования и договорам с агентами; урегулирование убытков; аналитика), и как интегрированный комплекс систем. То есть программные модули могут внедряться независимо друг от друга, при этом они изначально интегрированы между собой и обладают продвинутыми возможностями для интеграции с другими системами страховой компании.

 

Альберт Нурутдинов: В ходе работы с системой Guidewire мы выделили для себя особенности решения, которые выгодно отличают его от конкурентов:

 

Клиентоцентрированность приложения и единая точка зрения на клиента. В Guidewire InsuranceSuite реализованы многие современные идеи CRM-процессов, которые в настоящее время обладают критичной значимостью для страховщиков. В системе легко настраивать перекрестные продажи, снижается время, требуемое на андеррайтинг и оценку рисков, проще управлять процессами пролонгации. Все это в конечном итоге повышает лояльность клиентов и, как следствие, снижает процент их оттока.

 

Целостная и современная архитектура. Система изначально была разработана с использованием веб-технологий по типу «тонкий веб-клиент», а не дописана, как подавляющее большинство ее конкурентов. При кажущейся малозначимости этого факта, если рассмотреть вопрос поглубже, можно прийти к следующим важным выводам:

 

  • В системе гарантированно отсутствует наследие устаревших технологий, приоритет переделки которых у вендоров часто весьма невысок. Преимущество веб-технологий в том, что они нивелируют необходимость миграции архитектур страховых систем. При работе с решением Guidewire вопрос «а есть ли это в тонком клиенте» не возникает, поскольку другого типа «клиентов» в платформе нет и не было.
  • Поскольку мы имеем дело с веб, интеграция с личными кабинетами клиентов, агентскими порталами, онлайн-калькуляторами, мобильными приложениями и прочими жизненно важными атрибутами современной страховой компании становится до предела простой. К примеру, для того чтобы развернуть портал для агентов, не требуется дополнительных решений, можно использовать технологии Guidewire прямо «из коробки». Guidewire предоставляет полный и, что еще более важно, унифицированный стек технологий для автоматизации фронт-офиса, бэк-офиса и так называемых «self-service» процессов.

 

Гибкость системы и легкость настройки под процессы заказчика. Так, в системе Guidewire PolicyCenter есть мощный бизнес-ориентированный конструктор страховых продуктов, позволяющий настраивать тот или иной продукт силами бизнес-пользователей без привлечения ИТ-специалистов. Это позволяет страховой компании быстрее адаптироваться к изменениям рынка и удерживать конкурентное преимущество, своевременно предлагая клиентам выгодные продукты.

 

Простоту обеспечивают и возможности настройки самой системы. Это, в первую очередь, гибкая и редактируемая модель данных, движки бизнес-правил и бизнес-процессов, редактор пользовательских интерфейсов с привязкой к ролевой модели. Для настройки на этом уровне привлечение ИТ-шников потребуется, поскольку по сути этот процесс ближе к программированию, нежели к «установке галочек». Однако мы не считаем это недостатком: лучше обладать более низкоуровневыми инструментами, но при этом иметь возможность без привлечения вендора реализовать в системе любую дополнительную функциональность, нежели получить красивый GUI для настройки, в котором любое отклонение от заботливо проложенных вендором дорожек становится либо невозможным в принципе, либо «индивидуальным отраслевым решением».

 

Преднастроенные хранилище данных и BI-инструменты. Их можно использовать как с решениями Guidewire, так и с любыми другими страховыми системами. Поскольку модель данных хранилища разработана с использованием лучших практик страховой индустрии и многолетнего опыта Guidewire, при внедрении остается лишь подготовить важные для бизнеса отчеты и контрольные панели.

 

Методологическая и консультационная поддержка вендора. Специалисты Guidewire присутствуют на любом проекте внедрения. На языке Guidewire это «аугментация» с целью усиления команды. Эксперты помогают не только в технических аспектах, но и в вопросах методологии управления проектом. К слову о методологии: у Guidewire она своя, основана на принципах Agile (итеративный подход, отличающийся тесным взаимодействием бизнес-пользователей и ИТ-специалистов, а также частыми релизами). При этом Guidewire настоятельно рекомендует использовать именно ее. Некоторых заказчиков (особенно крупных и привыкших к модели «водопадной» разработки) может насторожить как отсутствие собственного опыта работы с Agile, так и его настойчивое продвижение вендором. Однако тот факт, что за все время существования у Guidewire не было ни одного неудачного проекта (а всего их более трехсот по всему миру), может являться веским поводом довериться вендору.

 

Роман Кичасов: Guidewire использует 3-звенную архитектуру для построения всех своих систем, входящих в программный пакет Guidewire InsuranceSuite 8.0, – ClaimCenter, PolicyCenter, BillingCenter. Эта архитектурная модель предполагает наличие 3 компонентов: сервера приложений, сервера баз данных и клиента (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Трехзвенная архитектура, используемая Guidewire

 

Сервер приложений. Все приложения Guidewire выполняются сервером приложений. Guidewire в качестве среды исполнения использует серверы приложений, которые полностью или частично соответствуют спецификации JEE. Каждое приложение собирается в виде архива. Собранные архивы содержат всю необходимую информацию: файлы конфигурации, файлы описания данных и данные, необходимые для исполнения бизнес-операций.

 

Guidewire официально поддерживает подавляющее большинство популярных серверов приложений: WebSphere, WebLogic, Apache Tomcat, JBoss EAP, Jetty (только для разработки). Сервер приложений устанавливается на отдельную машину и обычно не делит ресурсы с каким-либо другим ПО.

 

 

Язык Gosu

Для унификации подхода к разработке специалисты Guidewire разработали язык программирования Gosu. Он очень похож на Java и используется во всех приложениях Guidewire, позволяя применять единый подход для разработки таких специфичных для платформы элементов, как сущности, ключи, классы, улучшения для классов, Java-классы, разрешения, скрипты и т.д. (даже с учетом того, что данные элементы могут иметь кардинально различающиеся внутренние представления и требовать различных технологий реализации). Этот подход позволяет минимизировать усилия по изучению необходимых технологий на этапе разработки и сосредоточиться на реализации бизнес-логики.

На этапе разработки Guidewire позволяет применять изменения без перезапуска сервера приложений, что существенно ускоряет процесс получения конечного результата. Для достижения этих целей используется продукт Dynamic Code Evolution VM.

 

 

Сервер баз данных. В качестве слоя хранения данных Guidewire использует реляционные БД. Все операционные данные, которые требуются системе, сохраняются в БД. Как правило, СУБД устанавливается на отдельную машину. Guidewire официально поддерживает следующие СУБД: Oracle Enterprise, Microsoft SQL Server, H2 (только для разработки).

 

Клиент. Конечные пользователи подключаются к приложению с помощью web-браузера. Каждое приложение генерирует набор HTML-файлов, отображением которых и занимается web-браузер. Приложения Guidewire используют подход, при котором вся генерация отображаемых форм происходит на стороне сервера приложений, что позволяет применять минимальный набор функций на стороне клиента. Это радикальным образом снижает время разработки, поскольку обеспечивать взаимодействие front-end и back-end компонентов более не требуется. Вся разработка происходит в единой среде с использованием единых технологий и языка. Несмотря на полную веб-ориентированность приложений Guidewire, программисту даже не требуется знать HTML для успешной разработки, не говоря уже о JavaScript и CSS. Эти нюансы полностью скрыты от него абстракциями Guidewire и средой Guidewire Studio.

 

Рис. 2. Модель разработки на платформе Guidewire

 

Для реализации приложения на платформе Guidewire в общем случае нужно выполнить следующие шаги:

 

  • задать модель данных;
  • реализовать графический пользовательский интерфейс;
  • реализовать логику исполнения обработки;
  • задать и реализовать точки интеграции с внешними системами.

 

Все приложения Guidewire используют общую унифицированную технологию для каждого перечисленного шага. Хотя то или иное приложение используется для решения вполне конкретной задачи, в процессе разработки применяются общие техники конфигурации и возможности платформы Guidewire.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня