© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Принципы разработки пользовательских интерфейсов UX/UI
Программное обеспечение

Методы исследования пользовательского опыта UX как инструмент проектирования успешных пользовательских интерфейсов

Программное обеспечение Тема номера

Принципы разработки пользовательских интерфейсов

06.12.2016

Посетителей: 140

Просмотров: 111

Время просмотра: 2.2 мин.

Нередко основными причинами провала проектов внедрения информационных систем являются непринятие и саботаж со стороны бизнес-пользователей. Зачастую главную роль в этом играют эргономика и удобство использования приложения. Корпоративные пользователи, в отличие от пользователей продуктов сегмента b2c, не имеют возможности выбора и вынуждены использовать то, что уже внедрено в компании. Это может взрастить ложную иллюзию того, что их комфортом можно пожертвовать: куда ж они денутся?! Однако это большое заблуждение, поскольку корпоративные пользователи – такие же люди, и взаимодействие с различными приложениями вне офиса приучило их к удобным интерфейсам и приятным во всех отношениях приложениям. Поэтому, когда на работе они получают диаметрально противоположный пользовательский опыт, это вызывает у них немедленное желание избавиться от подобного кошмара. И отсутствие выбора в данном случае является сильнейшим катализатором данного процесса.

 

Именно поэтому в процессе внедрения бизнес-приложений мы большое внимание уделяем процессу построения пользовательских интерфейсов и выстраиванию пользовательского опыта в целом (UX).

 

Проектирование UI – это не разовая фаза проекта, это непрерывный итерационный процесс, в который вовлечены бизнес-пользователи, UX-инженеры, дизайнеры и программисты. К слову, участие программистов крайне важно с точки зрения раннего предупреждения о невозможности реализации тех или иных требований (например, если они не укладываются в общую архитектуру).

В ходе работы над UX мы всегда проводим исследования, опираясь на данные от бизнес-пользователей. Ниже приведены некоторые методы, которые мы используем:

 

  • анкетирование и интервью – после внедрения релиза мы просим пользователей по 10-балльной шкале оценить наше приложение по разным критериям (удобство, скорость работы, интуитивность функций, простота, дизайн и т.д.);
  • наблюдение за работой пользователей – мы непосредственно смотрим, как работает пользователь (лучше всего наблюдать «в бою»). С помощью этого метода можно выявить места для оптимизации и сокращения ненужных действий (поскольку в этот момент отчетливо проявляются основные сценарии работы – то, что можно назвать конвейером);
  • A/B-тестирование – пользователи разделяются на группы, и каждая пытается выполнить определенные действия в одном и том же приложении. Суть метода состоит в том, что приложение для каждой группы отличаются, но лишь одним элементом (например, для группы А кнопка «OK» – слева, а для группы B – справа). Затем мы сравниваем результаты теста (какая группа выполнила действия быстрее/эффективнее) и оставляем выигрышный вариант. Существует мнение, что разработать удобный пользовательский интерфейс с первого раза невозможно. Это действительно так, именно поэтому крайне важно настроить процесс обратной связи как от тестовых групп, так и от пользователей непосредственно в ходе эксплуатации;
  • методика «Попроси бабушку» – мы просим человека, вообще не знакомого с бизнес-процессом, после краткого инструктажа выполнить действия в системе. Это помогает улучшить приложение с точки зрения интуитивности и простоты, что, может, и не столь важно для уже работающих пользователей, однако сослужит свою службу для вновь прибывших сотрудников, поскольку порог входа в приложение для них будет минимальным;
  • анализ карты кликов и записей сессий пользователя – с помощью специальных средств мы записываем все действия пользователей, включая клики, скроллинг мышью, нажатия клавиш, а потом выявляем проблемные точки. Это помогает не только понять, что нужно исправить прямо сейчас, но и анализировать наши UX-гипотезы в ретроспективе, поскольку данные можно собирать с самого первого релиза;
  • метод «Чукотский тест» – мы просим пользователя в процессе работы вслух комментировать, что он сейчас видит, о чем думает, что чувствует? Эмоции в данном случае очень важны, именно эту информацию следует проанализировать самым внимательным образом. Если в какой-то момент пользователю хочется разбить экран монитора (причем о голову разработчика), с этим нужно разбираться в первую очередь.

 

Крайне важно учитывать ключевые «болевые точки» пользователей. Думать о том, что для них важнее всего? Возможно, это скорость ввода информации, а может, для них важнее удобство просмотра (вроде наличия на одном экране всего самого важного без необходимости перехода по вкладкам). В ходе первичного анкетирования и интервью мы задаем пользователям ряд вопросов, позволяющих выявить ключевые требования, которые будут заложены в принципы и гайдлайны.

 

Ниже приведены некоторые принципы, которые мы обязательно учитываем во всех случаях:

 

  • Какого минимального количества кликов можно достичь для реализации пользовательского сценария?
  • Пользователи не читают текст, как можно его минимизировать?
  • Что является основным действием на данном экране? Элементы пользовательского интерфейса действительно подводят пользователя к нему, а не к какому-то другому действию?
  • Реакция приложения на действия пользователя мгновенна или нет (независимо от сложности запросов в базу данных)?

 

Ожидание, если без него не обойтись, должно сопровождаться индикацией. Это и называется отзывчивостью – пользователь всегда должен чувствовать, что приложение не зависло.

 

  • Как мы управляем вниманием пользователя?

 

Мы используем анимацию по назначению: чтобы привлечь внимание пользователя к событию или элементу, – или просто для красоты?

 

  • Учитываем ли мы разницу в предпочтениях пользователей? Предусмотрели ли мы несколько способов сделать что-либо?

 

К примеру, при нажатии на Esc диалоговая форма закроется или это можно сделать только мышью?

 

Набор принципов (универсальных и специфичных для конкретного заказчика) в каждом проекте превращается в своего рода инструкцию. Инженер UX и специалист по тестированию (QA) при работе руководствуются подобной инструкцией как памяткой или, скорее, чек-листом. Это позволяет на выходе получить удобные, понятные и дружественные интерфейсы, не забывая о главной составляющей автоматизированной системы – о человеке.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня