Рекомендации к ИТ-инфраструктуре для корпоративных стартапов
Вычислительные комплексы Вычислительные комплексы

Казалось бы, причем тут стартапы? Где гаражи с волосатыми гиками в вязаных свитерах или коворкинги с хипстерами в подвернутых джинсах со смузи в руках, а где зрелый корпоративный бизнес с дресс-кодом, регламентами, инструкциями и согласующимися по полгода бюджетами?

Главная>Вычислительные комплексы>СпеЦОДежда, или ИТ-инфраструктура для корпоративных стартапов
Вычислительные комплексы Тема номера

СпеЦОДежда, или ИТ-инфраструктура для корпоративных стартапов

Дата публикации:
10.06.2017
Посетителей:
120
Просмотров:
126
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Андрей Лукичев В прошлом - бизнес-архитектор компании «Инфосистемы Джет»
Казалось бы, причем тут стартапы? Где гаражи с волосатыми гиками в вязаных свитерах или коворкинги с хипстерами в подвернутых джинсах со смузи в руках, а где зрелый корпоративный бизнес с дресс-кодом, регламентами, инструкциями и согласующимися по полгода бюджетами? Тем не менее, по нашему опыту, в некоторых вопросах они очень недалеко ушли друг от друга. Например, при всем своем внешнем различии они очень близки в задачах и проблемах, решаемых ими в области ИТ.

 

 

Во всех бизнес-учебниках и историях успеха написано, что основная задача любого современного стартапа – это максимально быстрое доведение идеи до продукта с последующей его демонстрацией конечному потребителю, получение от потребителя обратной связи (вовлечение потребителя в процесс разработки), коррекция продукта по результатам обратной связи, доработка и вывод на рынок новой версии продукта, масштабирование, получение очередной обратной связи и т.д. Круг замкнулся. Можно называть этот подход как угодно, хоть Agile, хоть RAD. Независимо от названия именно он позволяет уживаться с тем, что первая реализация продукта из идеи обычно бывает очень сырой, количественно или качественно далекой от реальных потребностей конечного потребителя и требующей оперативной коррекции. Книжки по стартапам учат, чем быстрее удается перепробовать разные варианты реализаций одной и той же идеи в поисках именно того, что нужно потребителю, тем успешнее в коммерческом плане в итоге будет стартап.

 

Теперь давайте сравним этот процесс (в самом общем виде) с тем, что происходит в корпоративном бизнесе, который, казалось бы, уже страшно далек от стартапов. Рассмотрим задачи, которые решают проектные команды на старте нового проекта:

  • Рождение и формулирование бизнес-идеи.
  • Расчет ее финансовой модели.
  • Презентация вариантов реализации бизнес-идеи с экономическим обоснованием руководству.
  • Получение обратной связи.
  • Корректировка: постановки задачи/модели/реализации.
  • Новая презентация руководству с последующими многочисленными корректировками.
  • И, наконец, в случае успеха: Утверждение бюджета на проект.

Невооруженным глазом видно, что преследуются, по сути, одни и те же цели и решаются очень близкие задачи. Это связано с тем, что для зарегламентированного и обложенного инструкциями корпоративного ландшафта ИТ каждый новый перспективный проект, выбивающийся из сложившихся годами, окаменевших стандартов и типовых подходов, часто является ни чем иным, как своеобразным корпоративным стартапом – раздражающим конкурентным элементом.

 

Очень сложно сказать, какому из этих стартаперов легче. Судя по нашему многолетнему опыту компании-интегратора, труднее как раз корпоративному – ведь если большинство традиционных стартапов создают продукт «с нуля» в вакууме, то корпоративный стартап должен учитывать существующие в компании бизнес-процессы, корпоративные стандарты, прикладное окружение, инфраструктурные ИТ-стандарты и т.д., демонстрируя при этом экономическую целесообразность и финансовую привлекательность для руководства и инвесторов.

 

Требования к ИТ-платформе

 

Итак, давайте рассмотрим, какие требования, исходя из общих условий и задач, предъявляют все стартапы к ИТ-инфраструктуре:

 

  1. Исходя из основной задачи максимально быстрого доведения материализованной идеи стартапа до конечного потребителя требуется минимальное время развертывания ИТ-платформы после принятия решения о старте проекта.
  2. Разворачиваемая ИТ-платформа должна состоять из компонентов, максимально похожих на те, что потребуются в дальнейшем заказчикам или уже установлены у большинства потенциальных заказчиков.
  3. Компоненты ИТ-платформы должны быть максимально типовыми для рынка оборудования и HR, чтобы не возникло трудностей как с поставками оборудования, так и с поиском администраторов для поддержки ИТ-платформы.
  4. Нужна четкая дорожная карта по применяемым продуктовым линейкам (оборудования и программного обеспечения) на ближайшие минимум 3 года, а также устойчивое положение компании-изготовителя на рынке, чтобы при необходимости масштабирования или запуске в производство вдруг не оказалось, что аналогичное оборудование купить уже невозможно.
  5. ИТ-платформа и обслуживающий ее персонал обычно представляют затратную часть любого проекта, поэтому платформа должна быть спроектирована и построена таким образом, чтобы требовать минимальных усилий по ее поддержанию в рабочем состоянии минимальным числом администраторов.
  6. Надежность ИТ-платформы должна быть обеспечена в той мере, в какой это требуется для решения конечной задачи.
  7. ИТ-платформа должна содержать в своем составе элементы резервирования и необходимую избыточность компонентов, чтобы случайный выход из строя какого-то простейшего элемента (например, блока питания) не приводил к срыву сроков разработки, презентации решения инвесторам или руководству и, как следствие, не ставил под угрозу весь проект.
  8. Даже (особенно) если для развертывания платформы приобретается абсолютно новое оборудование, нужно быть готовым к тому, что, по статистике, в первые 3 месяца эксплуатации могут быть сбои по причине банального производственного брака. Поэтому лучше заранее проработать варианты и условия гарантийной замены или позаботиться о ЗИПе.
  9. Очень важно, чтобы ИТ-платформу можно было типовым образом горизонтально масштабировать стандартными «строительными блоками» с линейным ростом производительности и затрат, без неоправданного скачкообразного роста графика финансовых затрат при масштабировании.
  10. Наконец ИТ-платформа должна покомпонентно исчислясться в своих параметрах производительности – всегда важно знать, что и куда нужно добавить для повышения быстродействия. А следовательно…
  11. ИТ-платформа в обязательном порядке должна включать в состав средства управления, мониторинга и контроля работоспособности и производительности всех своих компонентов.

 

Список требований получился весьма обширным, не будем скрывать, без определенного интеграторского опыта достаточно сложно заранее все учесть и самостоятельно построить ИТ-платформу без ошибок. Но, конечно, мы не стали бы об этом писать, если бы у нас не было каталога готовых простых и надежных решений.

 

Две стороны ИТ

 

Перед тем как переходить к конкретным рекомендациям, нужно рассказать о еще двух отличиях стартапов, которые существенно влияют на методы построения ИТ-платформы. Это даже не отличия, а, скорее, две разные формы бизнеса, применяющего ИТ.

 

Первая группа – это стартапы ИТ-ориентированного (IT-driven) бизнеса или электронного бизнеса. Этот бизнес монетизирует непосредственно ИТ и ИТ-сервисы. Такой бизнес строится на эксплуатации эксклюзивных ИТ-решений или эксклюзивных свойств уникальной ИТ-платформы. К его примерам можно отнести компании, предоставляющие базу под различные облачные услуги, телеком-компании, платформы под различные социальные сети и т.д. Ярчайшим примером таких некогда стартапов можно назвать Google, Facebook, Instagram.

 

Вторая группа – это все остальные компании, применяющие ИТ тогда и там, где это или облегчает ведение бизнеса, или нужно для соответствия внешним требованиям. Иными словами, ко второй группе относится подавляющее большинство бизнесов, которые когда-то обходились и без ИТ: банкинг, магазины, промышленное производство… и т.п. предприятия реального бизнеса реальной экономики.

 

Из принципиального отличия степени влияния или степени проникновения ИТ в бизнес этих двух групп проистекает различие требований к ИТ-платформе первой и второй группы бизнесов.

 

Требования для первой группы. Обычно платформы под свои электронные бизнесы на этапе стартапа такие компании создают сами, прекрасно ориентируясь в современных ИТ-технологиях и в их возможностях. Здесь слово «создают» далеко не всегда (и чем дальше, тем все реже) означает, что речь идет о физическом оборудовании или физической площадке. Таким стартапам достаточно на вход быстро получить виртуальную площадку из облака с набором типового оборудования и системного программного ПО, удовлетворяющую набору требований из предыдущего раздела, а уж business value они получают за счет прикладного ПО собственной разработки и/или сервисов на его основе.

 

Для второй группы (традиционные бизнесы) тоже обычно не нужна никакая специфическая платформа, а нужно максимально стандартное оборудование с его минимальной кастомизацией для сокращения издержек. Но в отличие от компаний первой группы прикладное ПО для таких предприятий тоже обычно применяется типовое (облачная бухгалтерия, инструменты налоговой отчетности, CRM, почтовые сервисы и т.д.), поэтому платформа для этих стартапов может сразу смело включать весь прикладной слой, вплоть до инструментов офисной работы. 

А теперь резюмируем основные мысли, которые мы хотели донести в этой статье.

 

Сегодня для стартапа любого вида и типа наиболее целесообразным и эффективным способом получения ИТ-платформы является аренда ресурсов. При аренде нужно искать максимально типовой сервис, предоставляющий максимально близкий уровень к требуемому (не нужно арендовать стойки, если нужна виртуальная платформа, нужно сразу искать предложения по аренде виртуальной платформы).

 

Для первой группы (ИТ-бизнесов) нужен интегратор, который быстро и качественно соберет им собственную ИТ-платформу с учетом всех зависимостей или поможет сформировать требования к арендуемой площадке и выбрать ее. Географически ИТ-платформа может быть размещена или в собственном ЦОДе заказчика или на любой внешней площадке (ВЦОД «Джет» как один из возможных вариантов).

 

Для второй группы (традиционные бизнесы), где не нужна специфическая платформа, а нужно максимально стандартное оборудование с минимальной кастомизацией, нужен внешний ИТ-архитектор, который поможет сформировать требования и выбрать оптимальную площадку для аренды сервиса.

 

Исходя из годового цикла бюджетирования в корпоративном секторе, квартальной отчетности и длительных сроках обоснования новых затрат, а также 1–2-месячных сроков поставок оборудования аренда ресурсов здесь также самый простой и быстрый способ получения ИТ-платформы.

 

Частный случай – быстрая организация временной ИТ-платформы на период тестирования и разработки на внешних арендуемых мощностях. Кроме сроков получения есть еще один плюс – возможность моментально получить дополнительные ресурсы из пула ресурсов арендодателя при ошибке в оценке в потребностях, возможность провести точный сайзинг при опытной эксплуатации и отдать в закупку уже уточненные спецификации.

 

На рынке много предложений от коммерческих площадок, предоставляющих типовые стандартные серверы и платформы, и мы можем сформировать требования исходя из реальных потребностей бизнеса, помочь с выбором площадки, организовать миграцию, оказать техническую поддержку, провести мониторинг производительности и т.д. независимо от того, что это – ВЦОД «Инфосистемы Джет» или другая коммерческая площадка.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Бизнес-приложения – опыт «эксплуататора»

Эксплуатация бизнес-приложений как услуга – какие сервисы включает в нее Сервисный центр компании «Инфосистемы Джет»

ИБ-сервисы ВЦОД

Уже несколько лет наша компания предоставляет облачные услуги на базе собственного виртуального центра обработки данных (ВЦОД)

Вычислительные ресурсы в формате аренды

Последние несколько лет российские ритейлеры все чаще выбирают для себя формат аренды ИТ-ресурсов. Сделать это можно у разных поставщиков – у хостеров, облачных провайдеров, а также у системных интеграторов, предоставляющих услуги формата «ЦОД как сервис».

ВЦОД как способ расширения ИТ-ландшафта заказчика

В статье мы рассмотрим, какие метрики машинного обучения бывают и в каких случаях они применимы, а также расскажем о постановке задачи.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня