© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Интервью с Владимиром Киселевым, руководителем службы поддержки бизнес-приложений в СНГ, и Павлом Смирновым, ведущим менеджером по развитию процессов в СНГ, «ВымпелКом Лтд»
Системы управления ИТ

Действительно ли стоит автоматизировать Capacity Management в компаниях Enterprise-уровня? Какие факторы нужно учитывать при построении эффективного процесса управления ИТ-мощностями?

Интервью с Владимиром Киселевым, руководителем службы поддержки бизнес-приложений в СНГ, и Павлом Смирновым, ведущим менеджером по развитию процессов в СНГ, «ВымпелКом Лтд»

№11 (232) / 2012
Владимир Киселев
Павел Смирнов

07.12.2012

Посетителей: 28

Просмотров: 54

Время просмотра: 1.5 мин.

Действительно ли стоит автоматизировать Capacity Management в компаниях Enterprise-уровня? Какие факторы нужно учитывать при построении эффективного процесса управления ИТ-мощностями? Что мешает внедрению подобных систем в России? По этим и другим вопросам делятся своим экспертным мнением Владимир Киселев, руководитель службы поддержки бизнес-приложений в СНГ (справа), и Павел Смирнов, ведущий менеджер по развитию процессов в СНГ (слева), «ВымпелКом Лтд» .

Насколько для «ВымпелКома» актуальна задача реализации Capacity?

П.С.: Наша компания предоставляет широкий спектр сервисов, которые доступны абонентам и пользователям в режиме 24х7, поэтому нам важно отслеживать не только текущее состояние инфраструктуры, анализировать и поддерживать вывод новых сервисов, но и заглядывать в будущее с учетом возможных нагрузок, требований по соблюдению SLA и развития бизнеса. Нам очень важно, по возможности, предвидеть и устранять возможные узкие места и снижение производительности.

Каких принципов, по Вашему мнению, нужно придерживаться, чтобы выстроить действительно эффективный Capacity?

В.К.: На мой взгляд, процесс обязательно должен быть прозрачным, чтобы можно было проверить каждую полученную цифру. Т.е. заинтересованное лицо должно иметь возможность размотать клубок и понять, на основании каких данных были получены те или иные числа. Помимо этого, необходимо иметь возможность регулярно сверять прогноз с реальными показателями роста Capacity, чтобы в случае расхождения предпринять соответствующие меры и не допустить проблем, которые могут быть вызваны этой ситуацией.

Расскажите, как в данный момент происходит процедура управления мощностями и бюджетирования в компании.

П.С.: Процедуры бюджетирования носят регулярный характер. Они бывают как годовые, так и ежемесячные. Основой годового бюджета как раз и является процесс Capacity, на выходе дающий спецификации и цены. В рамках ежемесячных бюджетных слушаний происходит операционное управление закупками конкретного объема оборудования или ПО.

 

В.К.: Процесс ежегодного Capacity Planning в российском «ВымпелКоме» и приобретенных компаниях в странах СНГ внедрен и работает достаточно давно. В период активного роста бизнеса нам необходимо было заблаговременно планировать расширение Hardware для поддержания увеличивающейся нагрузки на наши системы. 

 

В СНГ в настоящий момент Capacity Planning начинается, как правило, летом, т.к. осенью стартует процесс бюджетирования, к началу которого нам необходимо иметь оценки затрат на расширение Hardware. В течение месяца администраторы систем, по которым считается Capacity, заполняют опросники. Опросник – это документ, где указываются текущие характеристики оборудования, на котором работает конкретная система, и дается прогноз по росту утилизации HDD, CPU, RAM (как правило, в процентном отношении) на следующий год.

 

Формируется линейный прогноз на основании статистики утилизации соответствующих ресурсов, которую администраторы приложений получают с помощью системы мониторинга. Инженеры «Инфосистемы Джет» на основании данных опросников готовят спецификации по необходимому расширению оборудования и согласуют их с ответственными сотрудниками ИТ «ВымпелКома» в странах СНГ. После чего подготовленные и согласованные цифры закладываются в первую версию бюджета. В начале осени появляются первые рабочие версии прогнозов по росту бизнеса (абонентской базы, объемов трафика и др.) в каждой стране со стороны маркетинга. Затем начинается вторая итерация процесса Capacity Planning: если рост бизнес-показателей превышает линейный прогноз, администраторы систем вносят изменения в соответствующие опросники. Специалисты вашей компании на их основе уточняют спецификации, после чего соответствующие изменения вносятся в бюджет.

В чем заключаются узкие места этого процесса?

В.К.: С моей точки зрения, самое узкое и непрозрачное место – этап заполнения опросников администраторами приложений. Во-первых, это отнимает достаточно много времени, а во-вторых, понять, почему у администратора на выходе значатся именно такие цифры и насколько они корректны, довольно сложно. При заполнении опросников используются информация из системы мониторинга, данные по росту бизнес-показателей, которые каждый администратор переводит в термины своей системы (количество платежей, обрабатываемых транзакций, регистрируемых договоров и т.п.), причем часто вносит корректировки в получаемые значения, опираясь на свой опыт. Т.е. данные, на основании которых заполняются опросники, находятся в разных ИТ-системах, а часть из них является оценками конкретных сотрудников. Учитывая, что Capacity Planning проводится по 20 системам в каждой из 5 стран, мы получаем огромный объем информации, равномерно распределенный по 100 документам, в заполнении которых принимают участие порядка 20 человек. Причем они, как и все люди, могут ошибаться. Управлять качеством этого процесса сложно и ресурсоемко, а цена ошибок – некорректно спланированный Capacity, не справляющаяся с нагрузкой система и, как следствие, экстренная необходимость расширения Hardware, например, в середине года с незапланированными тратами. 

 

Решение, автоматизирующее процесс Capacity Planning в компании, должно снять большую часть описанных выше проблем. А именно – сделать процесс прозрачным, более управляемым и менее ресурсоемким.

Как управление ИТ-мощностями взаимосвязано с выполнением бизнес-задач?

П.С.: На сегодняшний день в нашей компании бизнес-задачи направляют и развивают процесс управления ИТ-мощностями. Мы считаем, что рассматривать отдельно эти два направления нельзя: ИТ-процессы являются support-функциями и ни в коем мере не мешают, а наоборот, помогают развиваться бизнесу. С другой стороны, ИТ не стоят на месте и постоянно развиваются – опираются на новые методики и системы мирового уровня, с тем чтобы отвечать возрастающим требованиям бизнеса по скорости и точности прогнозов и результатов.

Часто можно услышать мнение, что за деньги, требующиеся для внедрения автоматизированной системы по управлению мощностями, можно нанять дополнительных сотрудников, которые справятся с этой задачей быстрее и лучше. Как Вы относитесь к этому суждению?

В.К.: В настоящий момент мы как раз находимся в ситуации, когда управление Capacity не автоматизировано и практически на 100% происходит вручную. Недостатки этого подхода мы описали выше.

Когда можно ожидать повсеместного внедрения в российских компаниях решений для управления мощностями? Вопрос ли это ближайшего будущего?

В.К.: Объемы обрабатываемой ИТ-системами информации постоянно растут, и проблема эффективного управления Capacity стоит во многих компаниях. Сейчас основной сдерживающий фактор, по моему мнению, – это отсутствие успешных промышленных внедрений таких систем в России. Если подобный опыт появится, то будущее у решений по управлению ИТ-мощностями, я думаю, будет.

Спасибо за беседу!

Читайте также

Capacity Planning для сети

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

«В обеспечении непрерывности бизнеса главное слово – "бизнес"!»

Виталий Задорожный, Сбербанк, поделился своим 10-летним опытом в области обеспечения непрерывности бизнеса

Что делать, если СХД болит

Сказать, что сегодня объем корпоративных данных растет, значит, не сказать ничего.

От первого лица

В начале 1990-х годов Microsoft выпустила операционную систему Windows 3.0, был разработан графический формат JPEG, появились ОС Linux, формат сжатия видео MPEG и другие

Внедрение технологии анализа и эффективного управления трафиком (DPI) в компании ВымпелКом

ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») - один из крупнейших телекоммуникационных операторов России, входящий в «большую тройку»

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня