Топливные ячейки (Fuel Cells)
Инженерная инфраструктура Инженерная инфраструктура

Топливные ячейки как перспективная технология начали разрабатываться относительно давно (NASA заинтересовалось этим направлением в начале 1950-х гг.), однако лишь в последние годы они нашли свое непосредственное техническое воплощение

Главная>Инженерная инфраструктура>Топливные ячейки (Fuel Cells)
Инженерная инфраструктура Тема номера

Топливные ячейки (Fuel Cells)

Дата публикации:
06.10.2011
Посетителей:
76
Просмотров:
57
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Николай Доронин Руководитель группы проектирования систем электропитания Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет»
Топливные ячейки как перспективная технология начали разрабатываться относительно давно (NASA заинтересовалось этим направлением в начале 1950-х гг.), однако лишь в последние годы они нашли свое непосредственное техническое воплощение. В 2000 г. в США технология получила развитие на прикладном уровне, уже в 2004 г. состоялся запуск экспериментальной теплоэнергетической установки на топливных элементах в жилом квартале пригорода Нью-Йорка. Установка обеспечивала жителей электроэнергией и теплом.

 

 

Если говорить о коммерческом производстве, в августе 2008 г. компании APC (American Power Conversion) и Hydrogenics объявили о выпуске новых энергетических модулей на основе топливных элементов для контейнерных дата-центров. Мощности декларировались на уровне 10, 20 и 30 КВт, что вполне соответствовало потреблению контейнерных ЦОДов.

 

Рис. 1. Модель PureCell®400 кВт (9Х12 м)

Модель PureCell®400 кВт (9Х12 м)

Решение было предназначено в том числе для удаленных дата-центров, поскольку топливные ячейки позволяют обеспечить автономную работу небольшого ЦОДа сроком до месяца. В настоящее время в связи с отсутствием спроса компании приостановили продажи и развитие производства.

 

Виды топливных элементов (ТЭ) ТЭ классифицируют по используемому в них топливу, характеру применения, рабочему давлению и температуре:

 

  • Протонный обменный мембранный ТЭ (Proton Exchange Membrane, PEM)
  • Щелочной ТЭ (Alkaline Fuel Cells, AFC)
  • Фосфорнокислый ТЭ (Phosphoric Acid Fuel Cells, PAFC)
  • ТЭ с прямым окислением метанола (Direct Methanol Fuel Cells, DMFC)
  • ТЭ с электролитом из расплава карбоната лития и натрия (Molten Carbonate Fuel Cells, MCFC)
  • ТЭ с твердым электролитом (Solid Oxide Fuel Cells, SOFC)
  • Воздушно%цинковый ТЭ (Zinc%Air Fuel Cells, ZAFC)
  • Протонный керамический ТЭ (Proton Ceramic Fuel Cells, PCFC)
  • Регенеративный ТЭ (Regenerative Fuel Cells, MFC)
  • Микробный ТЭ (Microbial Fuel Cells, MFC)

 

На данный момент инсталляции топливных ячеек существуют в 19 странах мира. Преобладающее большинство из них имеют статусный характер и располагаются на базе научно-исследовательских университетов. В России топливные ячейки пока также остаются на уровне экспериментальных изысканий, находящихся под контролем государства. Одним из стимулов для повсеместного внедрения решения в нашей стране является высокая степень изношенности трубопроводов тепловых сетей (~230 тыс. км теплотрасс). При производстве электроэнергии на топливных элементах выделяется большое количество тепла, которое можно использовать в сфере ЖКХ и промышленности, устанавливая топливные ячейки в непосредственной близости от потребителя.

 

Принцип работы PEM

 

Рассмотрим механизм функционирования протонных обменных мембранных топливных элементов – одних из самых распространенных в своем классе. Первое, что нужно отметить: источники получения электроэнергии в PEM возобновляемы (водород и кислород). Топливная ячейка в данном случае состоит из двух электродов – анода и катода, между которыми расположена протонно-обменная полимерная мембрана. На анод подается чистый водород под давлением 1,5–2,7 атмосферы, в результате молекулы водорода разделяются на электроны и протоны. Протоны H+ проводятся через мембрану и оседают на катоде, в то время как свободные электроны проходят через нагрузку и уходят во внешнюю цепь, приводя в действие электродвигатель. На катализаторе H+ объединяются с «вернувшимися» электронами и кислородом, образуя молекулы воды. В результате произошедшей химической реакции выделяется большое количество тепла, в случае, если оно используется для нужд ЖКХ, КПД технологии достигает 80–90%.

 

Рис. 2. Механизм работы PEM (по материалам http://www.krugosvet.ru)

Механизм работы PEM

 

Американцы были покорены ручейком воды, образующимся на выходе вместо букета зловредных веществ. Безобидность отходов технологии у многих вызывает экологический восторг.

 

Преимущества решения

 

  • Прежде всего, высокий КПД (около 45–50%), он превышает аналогичный показатель дизельного генератора (его максимум – 35%), поскольку для дизель-генераторной установки характерно ступенчатое преобразование энергии. В топливной ячейке в результате химической реакции энергия – электрический ток – выделяется непосредственно «здесь и сейчас», благодаря одному процессу.
  • Легкая масштабируемость. Мощность топливных элементов может быть увеличена простым добавлением отдельных блоков. КПД в этом случае не уменьшается, т. е. большие установки столь же эффективны, как и малые.
  • Экологичность и безотходность технологии.
  • Удобство размещения. Топливные элементы можно устанавливать непосредственно в здании, поскольку отсутствуют выбросы загрязняющих веществ, вибрация, шум от работы оборудования и т. д.
  • Надежность (в решении отсутствуют движущиеся части) и простота эксплуатации.

 

Недостатки технологии

 

  • Первичные капиталовложения при внедрении этого решения выше, чем в случае с обычными источниками питания. С другой стороны, затраты на обслуживание ниже, поскольку процесс работы топливных ячеек максимально автоматизирован и требует присутствия минимального числа операторов.
  • Отсутствие инфраструктуры для производства топлива. Данный технологический процесс требует участия чистого водорода. Он может быть получен из природного газа, но для этого необходимы установки по его переработке и транспортировке. И здесь возни-кает замкнутый круг: поскольку спрос на топливные ячейки отсутствует, нет инфраструктуры, что в свою очередь препятствует популяризации решения.
  • Время ввода топливной ячейки в эксплуатацию может составлять от 1 до 8 часов.
    Мы не рекомендуем использовать этот источник для питания ЦОДа, который необходимо быстро восстановить после произошедшей аварии. Либо придется прибегать к резервированию 2N – ставить две топливные ячейки или резервировать их традиционными источниками питания. Необходимо помнить и о том, что перезагрузка топливных элементов также занимает определенное время.
  • Непредсказуемость последствий любой возможной аварии для механизма работы топливных ячеек.
  • Для нашей страны существует специфическая проблема, заключающаяся в сложности получения официального разрешения на запуск топливных ячеек в эксплуатацию. На данный момент не утвержден перечень согласований, которые необходимо получить для начала работы. Соответствующие документы находятся на стадии разработки.

 

Рано или поздно все ведущие страны обратятся к использованию топливных ячеек, поскольку дефицит природных ресурсов начинает ощущаться уже сейчас.

 

И получение жизненно необходимой электроэнергии буквально из воздуха и воды станет общераспространенным явлением.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Закат эры корпоративных ЦОД

События, в последнее время происходящие на западном рынке ЦОДостроения, заставляют констатировать появление нескольких новых трендов в этой области.

Виртуализация нового типа

Название статьи предусматривает, что существует или существовала раньше виртуализация «старого типа», на базе которой или, скорее, вопреки которой появилась виртуализация «новая».

Кому с DCIM жить хорошо

Следующий вопрос, который возникает в свете детального разбора DCIM-решений, – каким компаниям подобные системы могут принести максимальную пользу

Capacity Planning для сети

Задачи корректного выбора характеристик и планирования дальнейшего развития являются одними из самых важных и сложных при проектировании любой автоматизированной системы.

Нельзя просто взять и докупить ИБП. Но если модульный, то можно

Как выбрать ИБП для дата-центра? Почему Утконос ОНЛАЙН был нужен компактный ЦОД? Над чем сейчас работает R&D-центр Huawei?

Беседа с Василием Цветковым, начальником управления поддержки инфраструктуры ОАО "Мосэнергосбыт"

Не так давно в компании ОАО "Мосэнергосбыт" завершился проект по созданию современного центра обработки данных. И с вопросами о том, насколько удобным и функциональным оказалось реализованное решение и какова же практическая польза построенного дата-центра, мы обратились к Василию Цветкову, начальнику управления поддержки инфраструктуры МЭС.

Внешние ИТ-ресурсы - нельзя (,) отказаться!

Представим себе ситуацию: компания задумалась о том, чтобы внедрить ERP. На месте этих 3 букв может стоять другая аббревиатура – CRM, CAD, BI, SRM, CMS, EAM, MRM, GIS

ЦОД для аудитора: «узкие места»

Можно констатировать, что на настоящий момент опубликовано довольно много статей о погрешностях, которые нередко допускаются при проектировании и строительстве Центров обработки данных (далее – ЦОД)

Лакмусовая бумажка для ЦОД

Этот анекдот в утрированной форме доказывает, что нормальное функционирование бизнес-процессов компании зависит от более приземленных вещей, в том числе и от состояния инженерной инфраструктуры ЦОД – электро-, холодоснабжения, степени резервирования подсистем и т.д

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня