© 1995-2022 Компания «Инфосистемы Джет»
Коммерческие ЦОД и облачные провайдеры: кто кого?
Виртуализация, облако Виртуализация, облако

Появление публичных cloud-сервисов разнообразило возможности выбора для заказчиков, по тем или иным причинам отказавшихся от строительства собственных ЦОД.

Главная>Виртуализация, облако>Коммерческие ЦОД и облачные провайдеры: кто кого?
Виртуализация, облако

Коммерческие ЦОД и облачные провайдеры: кто кого?

17.09.2012

Посетителей: 40

Просмотров: 30

Время просмотра: 1.6 мин.

Авторы

Автор
Вячеслав Бурковский Начальник Отдела инженерных систем компании «Инфосистемы Джет»
Появление публичных cloud-сервисов разнообразило возможности выбора для заказчиков, по тем или иным причинам отказавшихся от строительства собственных ЦОД. Раньше у них был один путь – обратиться к colocation-провайдеру и арендовать его помещения, обеспеченные необходимыми инженерными системами, для размещения своего ИТ-оборудования. Сегодня же можно обойтись и без собственных серверов: в распоряжении компаний – модели предоставления облачных услуг IaaS, SaaS, PaaS (соответственно инфраструктура, ПО или платформа как сервис). В прессе уже появляются мнения, что в обозримом будущем облачные провайдеры по степени востребованности станут наступать на пятки коммерческим дата-центрам. Действительно ли это так? И составляют ли они вообще конкуренцию друг другу? Здесь есть довольно интересный момент. Cloud-провайдеры, конечно, специализируются на облачных вычислениях, но технологической основой этих вычислений является вполне стандартное «железо», которое они должны где-то размещать. И в большинстве своем они ставят это оборудование в коммерческих дата-центрах – у своих же «конкурентов». Или сам colocation-провайдер, стремясь более эффективно использовать свои ресурсы, предлагает облачные услуги своим клиентам. Иначе говоря, этот рынок представляет собой многослойный «пирог», и нижний «корж» в нем – коммерческие ЦОД. Без их существования говорить о предоставлении услуг на базе публичных облаков, скорее всего, не приходилось бы. Соответственно, формат чисто конкурентных отношений между cloud- и colocation-провайдерами не исключается, но в то же время представляется маловероятным.

Теперь сравним оба принципа предоставления сервисов на предмет их преимуществ/недостатков для бизнеса. И colocation-, и облачные провайдеры исповедуют одну финансово привлекательную идею – экономию средств за счет исключения расходов на сопровождение оборудования, коммунальные услуги и эксплуатацию инженерных систем ЦОД. Понятно, что при отсутствии корпоративного дата-центра CAPEX стремятся к нулю, их заменяют OPEX (арендная плата или плата за использование услуг).

 

Но при этом возникают вопросы, связанные с безопасностью. Рассмотрим публичное облако с точки зрения защиты информации: заказчик de iure, конечно, является владельцем своих данных, но de facto – нет. Его информация физически хранится вне компании – где-то «там». Какие шаги компания сможет предпринять для защиты данных от несанкционированного доступа или от потери вообще? Как в таком случае взыскать экономический ущерб? Особенно если подобных прецедентов еще не было, поскольку облачные технологии слишком молоды. Вдобавок отсутствуют единые стандарты, регулирующие использование моделей cloud-сервисов.

 

Для коммерческих ЦОД характерна другая ситуация: здесь данные хранятся на собственных серверах компании, но заказчик при этом не может влиять на условия их размещения и содержания. Оптимальное электропитание и климатические параметры, бесперебойное обеспечение эксплуатации оборудования – всё это неподконтрольно ему. Конечно, владелец коммерческого дата-центра прописывает эти показатели в договоре – на бумаге. В то же время в случае аварии компаниям не компенсируются экономические потери от вынужденного простоя арендованных ими серверов.

 

Корпоративный сектор в полной мере осознает риски обоих вариантов. Поэтому крупные финансовые, телекоммуникационные, ритейловые компании не уводят на чужие площадки критические бизнес-приложения и в принципе не смотрят в сторону публичных облаков (частные – это уже совсем другая история). Они преимущественно размещают у colocation-провайдеров почтовые серверы, некритичные back-office системы и др. Так, банки – участники международных систем Visa и MasterCard – для соответствия их требованиям обязаны обеспечивать высочайший уровень физической безопасности оборудования, на котором хранятся данные держателей карт и обрабатываются карточные операции. Это прежде всего организация отдельного помещения с укрепленными стенами («сейфа») внутри дата-центра, строгое ограничение физического доступа к серверам, круглосуточное видеонаблюдение и т.д. Способны ли провайдеры на настоящий момент предоставить корпоративным заказчикам подобные условия? Наша практика показывает, что нет.

 

Коммерческий ЦОД выгоден российским компаниям-арендаторам буквально до поры до времени. Сегодня уровень цен на аренду стойки в месяц у colocation-провайдеров – порядка 2–2,5 тысяч долл., то есть за год набегает около 30 тыс. При этом стойка-место в собственном дата-центре обходится в среднем в 70–80 тыс. долл. (с учетом затрат на строительство ЦОД). В итоге размещение оборудования на сторонней площадке имеет смысл, если речь идет о 3–4 годах. Если срок больше, экономически рентабельно построить собственный дата-центр.

 

С другой стороны, коммерческие дата-центры и публичные cloud-среды востребованы организациями, занимающимися программированием и научными разработками. Для них тот же простой оборудования в крайнем случае обернется потерей времени, но не финансов или репутации. Достаточно посмотреть на пользователей публичного облака Amazon: среди них – AMD (проектирование процессоров), множество научно-исследовательских институтов (биотехнологии, медицина). Уходить в коммерческие ЦОД и облака выгодно и для компаний SMB-сектора – уменьшение затрат для их бизнеса зачастую важнее, чем возможные риски.

 

Таким образом, говорить о более-менее массовом спросе на публичные cloud-среды в России можно будет, в лучшем случае, через 5–7 лет. Более реалистичный вариант – через 10. Облачная технология еще должна утвердиться, как, впрочем, и законодательная база, обеспечивающая ее надежное функционирование для всех участников процесса – продавцов и покупателей. Соответственно, увеличится число крупных провайдеров – сейчас их можно пересчитать на пальцах одной руки. Пока же предпочтение будет отдаваться коммерческим ЦОД. Провайдеры услуг colocation, в свою очередь, будут снижать стоимость аренды стойки-места – конкуренция на рынке даст о себе знать

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Кому с DCIM жить хорошо

Следующий вопрос, который возникает в свете детального разбора DCIM-решений, – каким компаниям подобные системы могут принести максимальную пользу

Приложения размером с интернет

Основные черты современных информационных систем – гибкость и динамика

«Облачные» решения от EMC

Корпорация EMC в числе первых начала разработку продуктов, предназначенных для построения «облачной» инфраструктуры. В настоящее время EMC является лидером на рынке решений Cloud Ready для СХД.

«Мы — не стандартный e-commerce, который бьется за клиентов»

Почему в пандемию у Faberlic стало больше консультантов? Зачем домохозяйства объединяются в одного суперпокупателя? Почему провалилась попытка заменить бумажные каталоги планшетами на Android?

Миграционный вопрос

Как организовать и провести ИТ-миграцию, обеспечить безболезненный переезд ИТ-систем

Модульные ЦОДы

Основой для возникновения этого решения в свое время послужили мобильные ЦОДы

«Облачные вычисления»

Все слышали про Большой Адронный Коллайдер. Мало кому известны все "тонкости" его работы. Почти никто не может сказать, как он устроен. Потому что это «высокая наука», так сказать, физика «haute couture». А ведь коллайдер (или его вариант) раньше стоял в каждом доме.

«Облака»: мифы, ландшафт, стратегия

Шум вокруг «облаков» продолжает расти. На этой волне многие производители стремятся показать, что они современны и держат руку на пульсе. В результате почти на всем появляется лейбл «облачно».

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня