Екатерина, каковы были ожидания бизнеса и ИТ-подразделения Агентства от проекта?
Наша организация – своего рода стартап, на момент начала проекта ей было менее одного года. Перед нами стояла задача автоматизации деятельности компании практически с нуля. На основе описаний бизнес-процессов и формализации требований к автоматизации Агентства мы должны были определить оптимальную архитектуру КИС, сформировать портфель будущих ИТ-проектов и план его реализации, оценить бюджет. Реализация такого масштабного проекта и получение четкого roadmap’а дальнейшего развития ИТ без консалтинга, который нам оказала ваша компания, были бы невозможны.
Отмечу, что наши бизнес-пользователи всегда предъявляли высокие требования к автоматизации, многие из них обладают большим опытом и глубоким пониманием лучших практик не только в своей предметной области, но и в части самих способов автоматизации. Это обусловило высокую степень вовлеченности бизнес-пользователей в проект. Проектная команда работала в условиях непрерывного коллективного мозгового штурма, когда каждый хотел внести максимальный вклад из копилки своего опыта и знаний.
Учитывали ли Вы опыт других компаний, в том числе зарубежных, при принятии решения о запуске проекта?
Наш бизнес достаточно специфичен, чтобы можно было просто позаимствовать опыт других компаний. Но нам были потенциально интересны примеры подобных проектов, поэтому мы общались как с российскими страховыми компаниями, так и с зарубежными экспортно-кредитными агентствами.
Назовите главные факторы, повлиявшие на выбор того или иного ИТ-решения.
В проекте для каждого типа систем мы формировали так называемые «короткие списки» (short list) – до 3 решений. При этом учитывалось множество критериев, например, степень соответствия функциональным и нефункциональным требованиям, возможность адаптации решения к специфике деятельности Агентства, внесения изменений путем настроек (то есть гибкость системы), способность к интеграции и взаимодействию с другими системами, в том числе сторонних производителей. Для нас также было важно, используются ли аналогичные решения в других компаниях со сходными размерами и/или характером бизнес-деятельности, есть ли на российском рынке компании-партнеры (консультанты, системные интеграторы, разработчики ПО), обладающие опытом внедрения этих систем. Принималось во внимание наличие русскоязычной версии продукта, службы поддержки и партнерской сети в России.
Далее на основе полученных «коротких списков» были сформированы 3 варианта реализации архитектуры. То есть каждый вариант представлял собой набор конкретных решений, выбранных из «коротких списков». Они формировались по ряду принципов, таких как полнота функционального покрытия, наилучшая совместимость решений, оптимальная стоимость внедрения и поддержки, наименьшая вероятность реализации рисков при внедрении и т.д. Затем каждый вариант реализации архитектуры КИС был оценен по методике, разработанной вашей компанией. Хочу отметить, что эта методика придает проекту дополнительную уникальность.
Что, на Ваш взгляд, было самым сложным в проекте?
Дело в том, что бизнес-модель компании уникальна, некоторые бизнес-процессы нетипичны и сложно формализуются. К тому же ЭКСАР – молодая компания, бизнес-процессы в ней быстро развиваются и меняются. Мы стремились создать универсальный фундамент для развития ИТ исходя из этих особенностей, фундамент прочный, обладающий большим запасом гибкости для развития, но при этом функционально не избыточный и не отличающийся необоснованно высокой стоимостью. В ряде случаев нам приходилось, в том числе пользуясь компетенциями ваших экспертов, предугадывать возможные сценарии и требуемую функциональность, даже если она в явном виде не была озвучена бизнесом. Бывали и обратные ситуации: когда мы настаивали на ограничениях пожеланий бизнес-пользователей, предвосхищая их преждевременность на текущем этапе развития ЭКСАР. Подчас было достаточно сложно найти баланс между нашими пожеланиями к объёму внедрения и ограничениями по срокам и бюджетам.
С учетом масштабности проекта и сложности задач также было трудно быстро выстроить эффективные и продуктивные взаимоотношения между всеми членами обеих команд. Не скрою, мы были очень требовательным заказчиком. Хочется сказать огромное спасибо руководству и проектной команде «Джета», которые учитывали все наши пожелания. В целом проект длился несколько месяцев, с нами работали эксперты «Джета» самой разной специализации – от аналитиков до технических инженеров, в некоторые моменты их количество только на нашей площадке доходило до 15 человек.
Каково Ваше мнение об уровне зрелости рынка страховых решений на текущий момент? Что должно и будет меняться в ближайшее время?
Мы изучили множество промышленных решений для автоматизации страхового бизнеса – как российских, так и зарубежных. К сожалению, если говорить о ситуации в целом, уровень зрелости зарубежных систем оказывается выше. Для нас очень важными критериями были, с одной стороны, комплексность и адаптивность решения, максимальный набор базовой функциональности, а с другой – гибкость. Дело в том, что страховые продукты Агентства являются уникальными, поэтому мы искали именно такую платформу, которая позволила бы достаточно гибко ее настраивать. На нашем рынке мы подобных решений не нашли. Западные производители имеют больше как финансовых, так и технологических возможностей, чтобы создавать комплексные решения. Но я надеюсь, что ситуация будет меняться. В России за последние годы вырос уровень зрелости как страховых компаний, так и интеграторов, занимающихся автоматизацией их деятельности. И я думаю, что отечественное решение, не уступающее зарубежным аналогам, вполне может появиться на нашем рынке.
Что Вы можете посоветовать другим компаниям, которые, возможно, сейчас начинают подобные проекты?
Главный совет – разумно подходить к оценке и планированию таких проектов. В самом начале мы стремились выбрать сразу все системы за 4 месяца. На деле оказалось, что мы должны выбрать 7 решений, на место каждого из которых претендуют от 3 до 10 систем, а детальная информация о них отсутствует. Ее надо было собрать и сгруппировать, а для этого сначала сформировать предельно четкие требования к решениям. Сделать это одновременно по всем направлениям оказалось невозможно. Изначально стоило двигаться последовательно (step-by-step) и не пытаться выбрать всё и сразу.
Екатерина, спасибо за то, что нашли время побеседовать с нами.