Какие сегменты ИТ-ландшафта Ваша компания передала на аутсорсинг?
Расширенную техническую поддержку всего аппаратного комплекса и операционной системы Solaris. Наша компания предоставляет сервисы 24*7 – это накладывает очень жесткие требования на режим эксплуатации информационной системы, и мы обязаны поддерживать максимально низкий уровень риска возникновения отказа в обслуживании. Поэтому нам нужны высококвалифицированные специалисты, способные в кратчайшие сроки восстановить функционирование системы. Держать таких инженеров в штате очень затратно по причине их узкой специализации и высокого уровня зарплат. Мы выбрали другой путь и передали на обслуживание партнеру те задачи, которые не позволяют сосредоточиться на основной деятельности компании.
Планируете ли Вы в будущем расширение зоны ответственности аутсорсера?
Мы уже сделали первые шаги в этом направлении. Наша компания развивается, и мы постоянно занимаемся увеличением количества и качества предоставляемых сервисов. Сложность ИТ-инфраструктуры с каждым годом растет, и появляются участки, которые выгоднее передать на обслуживание партнеру. Это может быть обслуживание различных подсистем, таких как система резервного копирования или виртуализации. Становится возможно переключить сотрудников на другие направления, что в конечном счете положительно сказывается на реализации комплексных проектов. Большим плюсом является высокая осведомленность партнера о бизнес-процессах компании и состоянии ее ИТ-инфраструктуры. При модернизации оборудования или наращивании вычислительной мощности информационных систем периодически возникает потребность в экспертной оценке. Это позволяет оптимально реализовывать такого рода проекты.
Почему выгоднее привлекать сторонних специалистов? Перечислите, пожалуйста, основные преимущества, которые может обеспечить подобная схема работы.
Привлечение высококвалифицированных специалистов во время проведения работ на продуктивных системах позволяет сократить риски возникновения ошибок, приводящих к сбоям. Также они являются носителями уникального опыта по обслуживанию сложных систем, постоянно находятся в тесном взаимодействии с производителями оборудования и ПО, что позволяет им получать информацию о возможных проблемах при эксплуатации систем и оперативно исправлять их.
В чем заключаются механизмы контроля партнера с вашей стороны?
Первый – это оперативный контроль исполнения заявок. Второй – анализ ежеквартальных отчетов. Сбор статистики позволяет контролировать соблюдение норм SLA по выбранным параметрам качества. А партнер в рамках проведения анализа оказанных услуг может обнаружить тенденции к деградации ИТ-инфраструктуры. Это позволяет предпринять меры для устранения негативных факторов, влияющих на поведение системы, и избежать потенциальных сбоев.
Как, на Ваш взгляд, будет развиваться сегмент ИТ-аутсорсинга в России в ближайшее время? Можно ли говорить о существовании устойчивых трендов спроса?
Я считаю, что ИТ-аутсорсинг в нашей стране будет стремительно развиваться. Организациям становится экономически не эффективно содержать собственные ИТ-подразделения для обеспечения непрерывности бизнеса. Большую роль здесь, в том числе, играет политика компании в области ИТ и ИБ. Если она позволяет передать на аутсорсинг компоненты системы, компания рано или поздно это сделает. Что касается трендов, то в первую очередь я бы назвал облачные услуги. Многие начинают использовать SaaS, но нужно отметить, что дальнейшему распространению этих технологий может помешать игнорирование требований по соблюдению конфиденциальности в облачных сервисах.
Как Вы можете оценить перспективы аутсорсинга информационной безопасности в нашей стране?
Этот сегмент очень зарегулирован. Регуляторов становится больше, стандарты обновляются, законы издаются, и все это только ужесточает требования к информационным системам. В то же время, чтобы провести аудит на соответствие требованиям отраслевого стандарта информационной безопасности, необходимо привлечь стороннюю компанию, обладающую соответствующими полномочиями. То есть без партнеров не обойтись.
Хотелось бы отметить здесь еще один момент. Не исключено, что недавний скандал вокруг АНБ подстегнет наших законодателей и регуляторов к уверенному шагу в сторону усиления мер по обеспечению сохранности персональных данных граждан при их обработке. До сих пор в нашей стране нет открытого сертифицированного алгоритма шифрования, а использование иностранных алгоритмов для шифрования персональных данных граждан РФ не допустимо. Подобные задачи предстоит решать и компаниям, только уже для информационных систем масштаба предприятия.
И напоследок, существует мнение, что в будущем потребители будут получать ИТ-услуги как электричество – из розетки. Согласны ли Вы с таким прогнозом?
На самом деле, если присмотреться, можно заметить, что уже сейчас мы живем именно в таком мире. Телефон, а скорее всего смартфон, и является той самой розеткой.
Антон, спасибо за беседу!