«Бизнес без опасности», или Зачем специалисту по информационной безопасности свой блог?

«Бизнес без опасности», или Зачем специалисту по информационной безопасности свой блог?

Сегодня мы беседуем с Алексеем Лукацким, бизнес-консультантом по безопасности Cisco Systems и автором одного из самых популярных ИБ-блогов в России «Бизнес без опасности».

– Алексей, ни для кого не секрет, что Ваш блог, посвященный теме информационной безопасности, является одним из самых популярных ресурсов на эту тему в России. Почему Вы решили запустить этот проект?

Как говорил Михаил Жванецкий, писАть, как и пИсать надо тогда, когда уже невмоготу. 10 лет назад, когда я начинал вести свой блог, в России это было в новинку и мне хотелось попробовать. Кроме того, у меня было много разных заметок и зарисовок, которые сложно было уложить в формат статьи, а терять их мне не хотелось. Поэтому блог стал прибежищем таких коротких текстов по ИБ. Кроме того, у меня была идея написать очередную книгу, и блог, как мне казалось, мог стать хорошим способом для хранения и систематизации материала. Потом я понял, что это не самая лучшая идея – блог очень плохо приспособлен для систематизации материала и последующего поиска в нем. Но к тому моменту бросать начатое было уже поздно.

– Почему Вы изначально выбрали именно формат блога?

А других вариантов просто не было. Их и сейчас нет для человека, который хочет чем-то делиться с окружающим миром. Формат традиционных тематических СМИ не подходит для столь динамичной сферы, как наша. Журналы раньше выходили один раз в месяц, сейчас и того реже. Поэтому я этот формат отбросил сразу. Газет в нашей области нет, а у еженедельников та же проблема, что и у журналов. Да и редакционная политика многих изданий не всегда позволяет публиковать все, что приходит мне в голову. Подкасты и видеокасты требуют очень большой работы по монтажу, очистке звука и т.п. Я от этого формата отказался почти сразу. Поэтому блог – единственный вариант, который подошел мне для самовыражения.

– Кто является Вашей целевой аудиторией? На кого Вы прежде всего ориентируетесь?

Никогда не задавался этим вопросом перед написанием своих материалов. Первоначально я писал свои заметки «для себя». Потом коллеги стали комментировать, репостить. Я втянулся в процесс, но по-прежнему пишу то, что так или иначе входит в сферу моих интересов (именно моих, а не моего работодателя). Так получается, что это также интересно многим. Отчасти потому, что мне удается (как говорят читатели блога) простым языком объяснять сложные вещи, систематизировать информацию, фокусировать внимание на важных моментах, например, в законодательстве. Поэтому мои читатели – это широкий круг специалистов по ИБ или айтишников и юристов, которые вовлечены в процессы ИБ. Под специалистами по ИБ я понимаю не весь спектр людей, вовлеченных в процессы информационной безопасности, а тех, кто больше сталкивается с процессами, нормативной базой, процедурами. То есть это ближе к CISO и ведущим специалистам по ИБ. Технари не являются моей целевой аудиторией; для них я «пиджак» или «бумажный безопасник». Также меня читают регуляторы – поэтому часть моих заметок (пусть и не явно) адресована им.

– На рынке ИБ существует шутка про молодых специалистов по информационной безопасности, которые учились профессии, читая Ваш блог. Вы чувствуете какую-то ответственность перед своей большой аудиторией? Влияет ли она на контент?

На мой контент влияю только я и мои интересы. Я никогда не пишу в угоду аудитории или для удовлетворения ее потребностей. Но ответственность за «тех, кого я приручил» я безусловно чувствую. Особенно когда хочу перестать писать с такой же периодичностью, как и раньше. Но я понимаю, что многие специалисты уже привыкли получать актуальные материалы, особенно по законодательству, из блога, и поэтому я продолжаю писать. Но это окупается тем, что я часто на мероприятиях слышу слова благодарности от людей, которые говорят, что мой блог им сильно помог в свое время и продолжает помогать в текущей работе. Значит, пишу я не зря.

– В профессиональной жизни блог помог Вам? Если «да», как именно?

Во-первых, блог учит выражать свои мысли «на бумаге», позволяет оттачивать язык, что полезно само по себе, а также помогает при выступлениях и написании тех или иных материалов. Во-вторых, публикации в блоге дают определенную известность; сначала в среде специалистов, потом тебя индексирует Google, и тебя узнает большее количество людей. Тебя начинают приглашать на различные мероприятия для выступлений, что нередко позволяет экономить маркетинговые бюджеты Cisco J. В-третьих, именно блог стал моим «трамплином» при общении с регуляторами, при включении меня в различные рабочие группы и экспертные советы. Видимо, их организаторы посчитали, что я достаточно квалифицирован, чтобы заниматься не только графоманством и публичной критикой, но и приносить пользу, участвовать в разработке и экспертизе нормативной базы. Некоторые из моих коллег, насколько я знаю, используют блог как бесплатный пропуск на мероприятия по ИБ – этакое удостоверение журналиста. Есть и ряд других «бенефитов», которые дает мне блог, но пусть они останутся моим секретом.

– Зачем вообще специалистам по безопасности вести блог?

Зачем крупные компании занимаются благотворительностью? Им хочется делиться с менее обеспеченными организациями и людьми своим «богатством». Попутно они получают и некую PR-составляющую, но это не всегда. Так и специалисту по ИБ, который достиг определенного уровня квалификации и опыта, иногда хочется делиться своим положительным, а иногда и отрицательным опытом с другими людьми. Начинается все с кулуаров на мероприятиях, потом следуют выступления на конференциях, потом аудитория расширяется на сотни, а то и тысячи человек. Это одна из причин. Есть и другие – я их описал, отвечая на вопрос о том, чем помогает блог в профессиональной жизни.

– Если у Вас дальнейшие планы по развитию блога? Может быть, Вам интересно было бы попробовать какие-то новые форматы?

Я много лет порываюсь создать собственный сайт, чтобы вести на нем ряд проектов, которые у меня законсервированы и просто ждут своего часа. Но меня останавливает одно – безопасность сайта. Сейчас, на площадке Google, я могу быть уверен в том, что вероятность взлома блога близка к минимальной – все работы берет на себя Google. В случае со своим сайтом я получаю больше гибкости, но и больше головной боли. Мне придется думать о непрерывном улучшении сайта, его стабильности, пропускной способности, безопасности. А у меня времени не хватает, чтобы вести просто блог. Если бы я зарабатывал на этом проекте, то может я и сделал бы этот шаг «в пропасть». Пока же меня устраивает текущий вариант. Планы по его развитию я не форсирую, хотя идей полно…

– Алексей, какой бы Вы дали совет молодому специалисты, который бы хотел начать вести свой блог и развиваться в этом направлении? С чего ему начать?

Советов я могу дать два и оба они касаются абсолютно любого дела. Первый совет – начать. Второй совет – не бросать. Все остальное вторично. Разумеется, за кадром остается еще много разных вопросов, от которых зависит успех блога. Например, целеполагание, наличие практического опыта или умения систематизировать информацию. Неплохо русским языком владеть на хорошем уровне, чтобы читать заметки было интересно не только с точки зрения содержания. И еще один совет – блог не должен быть самоцелью и вестись ради собственного PR, как это иногда бывает.

Полезные ссылки:


Оставьте комментарий

Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: