Стратегия национальной безопасности РФ, предусматривающая создание СЦ, призванных работать по единому регламенту, появилась в 2009 году.
В 2013 году были подписаны указы президента, определяющие задачи, концептуальные подходы и план создания системы распределенных ситуационных центров в органах государственной власти, которая должна обеспечивать интересы национальной безопасности, повышать эффективность информационно-аналитической поддержки реализации государственной политики в сфере социально-экономического и общественно-политического развития страны. В 2014–2015 годах были разработаны единый регламент взаимодействия и методические рекомендации по вводу новых СЦ, а также введен опытный участок системы. Ответственной за создание и функционирование системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ), действующих по единому регламенту взаимодействия, является Федеральная служба охраны Российской Федерации. О важности системы распределенных ситуационных центров для поддержки принятия управленческих решений мы побеседовали с Николаем Ильиным, первым заместителем генерального конструктора Системы распределенных ситуационных центров, и Сергеем Сухаревым, заместителем директора НТЦ «Система».
— В 1996 году был создан первый ситуационный центр Президента РФ. Расскажите, пожалуйста, как было принято решение о его создании? Что послужило предпосылками?
Николай Ильин: В апреле 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошла авария, вследствие которой радиоактивному загрязнению подверглась значительная часть территории Украины, Белоруссии, Брянской, Калужской и ряда других областей РФ. Чтобы обеспечить взаимодействие на всех уровнях управления, в правительственной комиссии по ликвидации последствий этой аварии был развернут удаленный информационный комплекс информационно-вычислительной системы «Контур». Он включал сеть терминалов, взаимодействующих с информационными системами Совета министров СССР и союзных министерств, а также локальную вычислительную систему, состоящую из трех мини-ЭВМ «Искра-226» и средств отображения информации. На этой технической основе был создан Центр ситуационного управления ликвидаций последствий катастрофы. Далее, используя этот опыт, были построены первые ситуационные комнаты, которые включали пункт управления, локальную вычислительную сеть, экран коллективного пользования, геоинформационную систему, специализированное программное обеспечение. Первый опыт эксплуатации ситуационных комнат в дальнейшем был использован при создании СЦ органов государственной власти, и первым из них стал Ситуационный центр Президента Российской Федерации, введенный в эксплуатацию в 1996 году. Он был создан для информирования президента о положении в стране и в мире, для мониторинга общественно-политической ситуации, поддержки политического планирования, подготовки принятия решений президента.
За годы существования СЦ ПР было создано множество СЦ при министерствах и крупных ведомствах, самые известные — при Минобороны и МЧС России. Свои СЦ открыли Минтранс, Минпромторг, Минэнерго России. В настоящее время практически у всех крупных ведомств есть СЦ.
— Какие ветви власти и для решения каких задач используют СРСЦ?
Николай Ильин: Ситуационный центр как инструмент, предназначенный для информационно-аналитического и коммуникационного решения задач управления в органах государственной власти, может использоваться и законодательной, и исполнительной властью.
Головным объектом СРСЦ является СЦ Президента РФ — в него должна стекаться информация от региональных СЦ, а также от СЦ ведомств, министерств и полномочных представителей. Сейчас СЦ формируются в Совете Федерации и в Государственной Думе РФ. Интерес со стороны представителей государственной власти понятен — СЦ оказывает поддержку в принятии управленческих решений, а также в прогнозировании развития ситуации. Всем известна крылатая фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Она как нельзя более актуальна именно сейчас, когда важные решения нужно принимать в сжатые сроки, а цена ошибки измеряется не только в деньгах, иногда даже в человеческих жизнях. Поэтому инструмент, способный предоставить достоверную информацию в полном объеме, весьма востребован. Возможно, в будущем СЦ найдет свое место и в судебной системе, но на данный момент его основной пользователь все-таки исполнительная власть.
— Как СРСЦ поддерживает стратегическое планирование и управление в нашей стране?
Николай Ильин: Мы считаем, что другого варианта реализации стратегического планирования управления, кроме как через СРСЦ, не существует. Стратегия — это инструмент управления страной, в том числе в условиях противодействия со стороны наших геополитических оппонентов.
СРСЦ включает защищенную телекоммуникационную сеть и комплекс обеспечения информационной безопасности, поэтому она идеально подходит для решения задач стратегического планирования.
— Расскажите, пожалуйста, что из себя представляет СРСЦ?
Николай Ильин: Система СЦ является территориально распределенной, многоуровневой и интегрированной. Количество органов государственной власти, использующих ситуационные центры, неуклонно растет. К 2020 году программа по созданию СРСЦ должна завершиться.
Хочу обратить внимание на то, что уже было сделано в рамках построения СРСЦ. Были разработаны и утверждены концепция информационной безопасности, единый регламент взаимодействия и методические рекомендации по созданию СЦ.
Использование в системе управления средств связи позволяет удаленно получать информацию и точно передавать управленческое воздействие. Информационная система в данном случае позволяет получать информацию в полном объеме, автоматизировать средства передачи управленческих поручений и контролировать их исполнение с помощью соответствующих инструментов.
Задачи управления государственного уровня должны формулироваться, основываясь на полной и достоверной информации. Оперативное управленческое воздействие имеет решающее значение не только в сфере обеспечения безопасности или в условиях реагирования на кризисную ситуацию, но и при решении задач социального и экономического развития страны. А при чрезвычайных ситуациях СРСЦ призвана стать одним из ключевых источников информационного обеспечения управления государством.
Создание СРСЦ — это вопрос повышения эффективности управления регионами, поэтому внедрение такого инструмента, как СЦ для первого лица, не стоит откладывать в долгий ящик.
Помимо оперативности, большое значение имеют полнота и достоверность информации. СРСЦ позволяет проводить обработку единых исходных данных стратегического планирования, подготовленных на федеральном, региональном, межрегиональном и отраслевом уровнях при мониторинге и стратегическом анализе развития государства и состояния национальной безопасности.
Стоит также упомянуть формирование распределенной сетевой экспертизы на базе СРСЦ, обеспечивающей оперативную поддержку принятия решений на основе экспертных процедур с привлечением экспертов в регионах, накопление и использование лучших практик государственного управления.
— Какие государственные и негосударственные органы и в каких субъектах РФ должны быть оснащены СЦ? Все ли они должны войти в СРСЦ?
Николай Ильин: Регламентирующие документы СРСЦ — указ президента, концепция создания СРСЦ и регламент взаимодействия. В регламенте взаимодействия определен состав участников СРСЦ. Поскольку головным объектом СРСЦ является Ситуационный центр Президента РФ, все, что относится к системе государственного управления, должно быть оснащено СЦ или ситуационными комнатами. В СРСЦ заложен иерархический принцип построения: президент и администрация президента, правительство, далее федеральные органы исполнительной власти, чью работу контролируют президент и правительство.
Безусловно, СЦ должны быть в каждом субъекте Российской Федерации, поскольку это эффективный инструмент, интегрирующий разные ресурсы и возможности. Поскольку губернаторы имеют управленческую вертикаль полпред–президент, СЦ в субъектах РФ необходимы, они обеспечивают управленческое взаимодействие по этой вертикали. Целесообразно использовать его для управления сложными системами, например, субъектом РФ с соответствующими министерствами и ведомствами, с широким кругом задач, требующих комплексного управления, с огромным перечнем информационных систем. Для того чтобы все эти системы связать и перевести в режим стратегического и оперативного управления, необходим некий объединяющий элемент, обеспечивающий как минимум связанность систем проектного, программного управления и контроля исполнения на местах. Таким элементом может быть СЦ. Благодаря интеграции систем планирования, анализа и контроля исполнения глава субъекта РФ может проверить любую поступающую цифру, обратившись к исходным данным, или проследить взаимосвязь показателей.
— Каким образом формируются методические указания по созданию и развитию СЦ?
Николай Ильин: В 2015 году были изданы методические рекомендации по созданию СЦ, а в конце 2016-го был разработан системный проект, регламентирующий создание СРСЦ. В нем описан комплекс решений, включая типовые, которые необходимо использовать для построения СЦ на местах.
Хочу отметить, что существует разряд подсистем, которые в любом случае должны присутствовать в СЦ, так как без них интеграция в систему СРСЦ будет бессмысленна и невозможна. На сегодняшний день такими обязательными системами являются комплексы технических средств, информационных систем, защищенная телекоммуникационная сеть, центр управления и координации и комплекс обеспечения информационной безопасности.
Есть ряд систем, интеграция которых зависит от того объема задач, которые будет выполнять СЦ, от потребности заказчика. Всю эту информацию можно найти в системном проекте, где определены элементы, обеспечивающие интеграцию ситуационных центров в СРСЦ.
— Существует ли обратная связь, позволяющая понять, как первые лица в своей работе используют информацию, получаемую из СЦ, какие задачи управления в первую очередь решаются с помощью СЦ?
Николай Ильин: Это сложный вопрос, потому что, во-первых, первые лица не всегда активно используют СЦ, а во-вторых, они не всегда готовы предоставлять обратную связь. Нужно понимать, что каждый пользователь использует СЦ для решения насущных задач, и они могут сильно отличаться в зависимости от того, о каком субъекте РФ идет речь. Поэтому ФСО России не настаивает на отчетности с мест. Мы хотим отметить, что СЦ всегда является инструментом первого лица и должен решать прежде всего его насущные проблемы, но в то же время, будучи интегрирован в СРСЦ, он становится инструментом взаимодействия между президентом, губернатором и другими должностными лицами. От руководителей требуется предоставлять информацию в рамках принятых регламентов.
— Каков характер рекомендаций и требований, предъявляемых к СЦ в рамках СРСЦ?
Cергей Cухарев: Значительное число органов государственной власти и государственных компаний уже создали СЦ. В соответствии с указом президента они должны быть интегрированы в СРСЦ. В этой связи становится актуальной задача проверки соответствия требованиям ФСО России.
Каждый СЦ — это инструмент конкретного руководителя, который он создает под себя, определяя контур управления и анализа. Методические рекомендации и требования системного проекта носят общий характер: они дают направление, как сделать так, чтобы этот инструмент работал хорошо, в том числе в рамках СРСЦ, но тонкая настройка и выбор соответствующего инструментария — это зона ответственности руководителя и его команды.
Наши требования направлены на то, чтобы, после того как бюджет, выделенный на построение СЦ, был освоен и все ответственные лица отчитались о его полной готовности, по факту не оказалось бы, что СЦ — это «сверхдорогой кинотеатр» или так называемый «могильник» информации: количество информации огромное, но как ее обрабатывать, никто не знает. Система управления требованиями помогает избежать таких ошибочных внедрений.
Рекомендуем периодически проводить модернизацию СЦ. Уже сегодня искусственный интеллект активно используется в работе СЦ. В современных реалиях невозможно, сделав проект один раз, поставить на нем точку и сказать, что это навсегда. Технологии развиваются столь стремительно, что другого пути, кроме постоянной модернизации и развития, не остается.
— Как обосновывается экономическая эффективность создания СЦ?
Cергей Cухарев: К сожалению, создание СЦ нельзя обосновать только с экономической точки зрения. Нельзя сказать: «Для того чтобы вы могли выделить 10 млн руб. на создание СЦ, мы вам сейчас покажем, как за счет этого внедрения вы сможете сэкономить 100 млн руб.». Как посчитать упущенную выгоду от неэффективного использования федерального бюджета, выделенного для исполнения целевых программ и социальных проектов? Или как выразить экономический эффект от предотвращения чрезвычайных ситуаций и спасения жизни людей?
Сложно просчитать точность и оперативность принятия решения, качественный контроль их исполнения. Поэтому в данном случае экономический эффект может быть побочным продуктом. Например, управляемость региона… У этого аспекта нет прямого денежного выражения, но он имеет очень серьезное натуральное выражение: количество спасенных жизней, качественное обеспечение национальной безопасности, исключение коррупционных проявлений и т.д.
Кроме этого, косвенный экономический эффект дает качественная реализация задач стратегического планирования, связывающая между собой государственные программы и проекты регионов, для которых требуется соответствующее информационное обеспечение. Если учитывать объем задач, стоящих перед руководителями региона, им необходим инструмент, который позволит все взвесить и выбрать, что важнее. К сожалению, инструменты для управления программами и проектами в регионах в большинстве случаев не внедрены, поэтому даже простая автоматизация уже даст колоссальный экономический эффект.
— Как трансформируется процесс сбора информации на местах с внедрением СЦ?
— Что такое Единый распределенный информационный фонд?
Николай Ильин: Для того чтобы уйти от ситуации, когда информация концентрируется снизу, а вверху происходит только ее мониторинг, и нет информационного обмена, сейчас формируется Единый распределенный информационный фонд (ЕРИФ). Он будет доступен всем участникам СРСЦ в соответствии с их полномочиями и компетенциями. Горизонтальный обмен информацией будет возможен через ЕРИФ после заключения двустороннего соглашения с ФСО России. Хочу подчеркнуть, что участники информационного обмена не только отдают информацию, они могут получать ее из ЕРИФа. Одна из задач фонда — снабжать регионы актуальной и достоверной информацией.
— Существует ли площадка для обмена мнениями между участниками СРСЦ?
Cергей Cухарев: Площадка для обмена опытом и прямого диалога — это ежегодные всероссийские форумы по тематике СРСЦ, организуемые ФСО России.
В этом году форум состоялся 25–27 октября в Санкт-Петербурге под названием «Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления». Форум проходил при активной поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе и Правительства Санкт-Петербурга. Задачей форума стала выработка научно обоснованных рекомендаций по формированию стратегии развития СРСЦ как базы для цифровой трансформации государства и экономики и создания региональных центров компетенций для кадрового обеспечения и информационно-аналитической поддержки системы распределенных СЦ. В рамках форума провели обмен опытом в области создания и эксплуатации информационно-аналитических систем и программно-технических комплексов ситуационных центров федерального, регионального и корпоративного уровней; обсудили вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности и реализацией стратегии импортозамещения; выработали научно обоснованные рекомендации по формированию стратегии развития СРСЦ как базы для цифровой трансформации государства и экономики. В обмене опытом приняли участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, бизнеса.
Количество органов государственной власти, использующих ситуационные центры, неуклонно растет. К 2020 году программа по созданию СРСЦ должна завершиться.
— Как организовано распространение экспертизы и лучших практик по использованию СЦ в государственном управлении? Где готовят соответствующие кадры?
Cергей Cухарев: Ключевая задача — чтобы специалисты, занимающиеся проектированием, созданием и модернизацией СЦ, обладали необходимой квалификацией и следовали высоким стандартам деловой и профессиональной этики. В рамках этого мы разработали квалификационные требования. На мой взгляд, подобная работа очень важна, потому что исполнять работы по построению СЦ должны доверенные организации, обладающие необходимой квалификацией.
Кроме того, совместно с МГУ имени М.В. Ломоносова и ЗАО «ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ» организовывалось обучение представителей субъектов Российской Федерации, ответственных за создание и модернизацию СЦ. Подобное обучение проходило в прошлом году. И стоит отметить, что оно было очень востребовано. Мы увидели большой интерес со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а в процессе обучения старались давать необходимый объем знаний, чтобы в дальнейшем эти специалисты обладали необходимыми компетенциями для самостоятельного формирования технических заданий на проектирование полнофункционального СЦ высшего должностного лица, работающего в рамках СРСЦ. Поэтому к обучению привлекались лучшие практики и разработчики.
— Чем должен руководствоваться глава региона при выборе поставщиков услуг по построению СЦ?
Николай Ильин: Прежде всего здравым смыслом. Повторюсь еще раз, СЦ — это их инструмент, поэтому они как заказчики должны очень ответственно подходить к выбору поставщика, тем более когда речь идет о таком сложном и комплексном проекте. Как первому лицу понять, что тот или иной поставщик услуг ответственный? Самый верный способ — руководствоваться подтвержденной квалификацией. На сегодняшний момент подтвердить квалификацию того или иного поставщика может тот, кто владеет базой знаний по СРСЦ.
— Какое напутствие вы бы дали представителям регионов: тем, у кого уже действуют СЦ, и тем, кто только внедряет его, для того чтобы к 2020 году успешно подключиться к СРСЦ?
Николай Ильин: Создание СРСЦ — это вопрос повышения эффективности управления регионами, поэтому внедрение такого инструмента, как СЦ для первого лица, не стоит откладывать в долгий ящик. Процесс достаточно сложный и распределенный по времени. Это должно быть не одномоментное решение, а хорошо проработанный план действий и качественное техническое задание. Ведь внедрение СЦ неминуемо повлечет за собой изменение бизнес-процессов и решение определенных управленческих задач по оптимизации процессов управления.