© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Интервью с Татьяной Стружук, начальником службы «02» ГУ МВД России по г. Москве
Интеграция систем

"Если где-то человек попал в беду, мы поможем - мы все время на посту" - эти строки из известной советской песни точно передают принцип работы службы

23.01.2013

Посетителей: 32

Просмотров: 27

Время просмотра: 4.7 мин.

«Если где-то человек попал в беду, мы поможем – мы все время на посту» – эти строки из известной советской песни точно передают принцип работы службы «02». При этом обеспечение безопасности в условиях мегаполиса – современной Москвы – невозможно без применения новейших технологий. Уже около 10 лет служба «02» буквально ежеминутно использует в своей работе Комплексную автоматизированную систему управления, связи и контроля дежурных частей (КАСУ ДЧ). О том, что изменилось за это время в работе сотрудников полиции и в самой системе, мы беседуем с заместителем начальника Дежурной части, начальником службы «02» ГУ МВД России по г. Москве, полковником полиции Татьяной Олеговной Стружук.
Читайте нас в Telegram

Перейти на канал

Татьяна Олеговна, как строилась работа Ваших сотрудников до внедрения КАСУ ДЧ? Почему этот процесс требовал изменения?

Для осуществления передачи информации о происшествиях другим подразделениям полиции мы использовали полуавтоматизированную систему. Она не отличалась легкостью в буквальном смысле этого слова: внушительных размеров пульты с множеством кнопок, массивные телефонные трубки и т.д. Кроме того, система в определенный момент перестала удовлетворять нашим требованиям.

 

Дело в том, что наши специалисты в тот период повсеместно использовали голосовую связь и бумажные носители. Если поступал звонок, сотрудник службы «02» записывал информацию о происшествии в журнал, а затем по телефону передавал данные в соответствующие подразделения для организации реагирования. Если рассматривать автоугон, например, то в данном случае было необходимо связаться с 6 «абонентами»: ГИБДД, ЗИЦ (Зональный информационный центр), дежурным по городу, окружным управлением внутренних дел и т.д. В журнал также заносились сведения о том, кто именно принял информацию, во сколько и т.д. Естественно, процесс занимал не одну минуту, а каждая из них в нашем случае на счету.

Думаем, свою лепту внесла и всеобщая «мобилизация» России в целом и Москвы в частности.

Естественно, с появлением мобильной связи количество обращений граждан в службу «02» резко увеличилось: сначала с 3–4 до 5–6 тыс. в сутки, и год от года количество звонков только росло. Система не справлялась с таким объемом данных. Поэтому возникла потребность в кардинальной модернизации, причем необходимо было как расширять штат сотрудников, так и внедрять современные ИТ-технологии.

Какова ситуация сейчас?

Мы полностью ушли от бумажных носителей, их роль выполняет «Карточка происшествий» – подсистема, предназначенная для приема, регистрации сообщений и передачи информации в ответственные подразделения. На данный момент наши сотрудники принимают до 20 тыс. сообщений в сутки, примерно половина из них требует выезда сотрудников полиции на место происшествия. В службе «02» насчитывается 53 рабочих места, в то время как в конце 1990-х годов их было 14.

В чем состоят основные принципы работы КАСУ ДЧ? Приведите характерный пример из практики.

Возьмем тот же случай с автоугоном. Когда сотрудник принимает звонок о событии, он регистрирует новую «Карточку происшествия», заполняя электронную форму. Часть полей при этом заполняется автоматически: определяются номер телефона звонящего (как стационарный, так и мобильный) и адрес (в случае стационарного телефона). Если звонок поступил с мобильного, определяется местоположение абонента. Во время разговора сотрудник заполняет остальные поля карточки, вводя информацию о происшествии – место и время события, его обстоятельства. Полученная информация за считанные секунды в автоматическом режиме передается в базу розыска ГИББД, информационную систему поиска автомобилей «Автоугон» ЗИЦ и т.д. То есть практически сразу после приема информации нашим специалистом данные поступают на все посты-пикеты ГИББД и организуется план «Перехват». Мероприятия по розыску автомобиля организуются максимально оперативно.

 

Результаты работы по происшествию также заносятся в карточку. На этом ее «жизнь» заканчивается, и она переходит в архив на хранение. В любой момент карточку можно поднять для проведения аналитики, подготовки статистической отчетности.

Полуавтоматизированная система на службе «02»

Для каких целей подобные данные могут использоваться?

Например, количество нарядов патрульно-постовой службы полиции в том или ином районе, округе в свое время рассчитывалось, исходя из общего числа обращений граждан в службу «02» в каждом из них. Количество участковых, соответственно, также корректировалось с учетом этих статистических данных. Таким образом, система позволяет нам работать на будущее.

В чем заключаются, скажем так, стратегические преимущества системы?

С появлением «Карточки происшествий» появилась возможность отслеживать и контролировать абсолютно все стадии процесса обработки обращений граждан в службу «02». Мы точно знаем, когда поступила информация о происшествии, когда и какие именно исполнители ее получили, какие меры были ими приняты и их результат. Служба «02» – это визитная карточка полиции, и КАСУ ДЧ обеспечивает стабильно высокое качество ее работы.

 

Кроме того, система позволила нам в разы снизить количество заведомо ложных сообщений об угрозе взрыва и актах терроризма. Если в 2003–2004 гг. их было порядка 4000 за год, то, к примеру, в прошлом году – всего 511, а на 30 ноября 2012 года – 335. И решающую роль здесь сыграла возможность определения номера звонящего абонента и его местонахождения.

Теперь вы ловите их за руку?

Да, причем иногда в буквальном смысле этого слова. Например, к нам поступает сообщение о том, что в школе заложена бомба. Система определяет адрес, по которому установлен телефонный аппарат, – звонят из самого учебного заведения. Установить маленького нарушителя, который не хочет писать контрольную работу, не составляет труда. И если он не несет ответственности за свою шалость, то его родители платят внушительный штраф. Естественно, этот фактор несет и воспитательный эффект.

 

Другой пример – сообщение о бомбе, которая заложена в одном из магазинов продуктовой сети, при этом неизвестно, в каком именно. До внедрения КАСУ ДЧ наши сотрудники искали список адресов всех этих торговых точек и звонили в соответствующие территориальные подразделения. Учитывая, что их могло быть несколько десятков, процесс иногда занимал больше часа. Сегодня мы вводим в карточке название сети и сразу же получаем список всех ее магазинов с адресами. Оповещение всех территориальных подразделений также осуществляется в автоматическом режиме.

Не так давно территория Москвы была значительно расширена. Увеличилась ли при этом нагрузка на систему?

Количество звонков действительно возросло, но пока в пределах нескольких сотен за сутки. Полагаю, что со временем оно будет только расти: будут строиться новые дома – появятся новые жители.

Можно ли сравнить КАСУ ДЧ с ИТ-решениями, которые используют госслужбы по охране общественного порядка за рубежом? По каким критериям их стоит сопоставлять?

Надо сказать, что в свое время – в 2002 году – мы были первопроходцами в России в плане использования подобных автоматизированных систем. При этом мы ориентировались на аналогичный опыт парижской полиции, но пошли дальше них в плане заложенного в решение функционала. Основной задачей их системы была передача информации о происшествии конкретным исполнителям. Мы же заложили возможности контроля ее отработки – от получения данных до закрытия карточки. В течение нескольких лет после внедрения КАСУ ДЧ к нам приезжали перенимать опыт коллеги из стран Европы и других городов России. Когда представители французской полиции посетили Москву и увидели систему в действии, они оценили ее работу следующими словами: «Ваш город безопаснее по сравнению с Парижем во многом благодаря реализованным механизмам контроля».

Сотрудник службы «02». День сегодняшний

Способствовала ли система повышению лояльности граждан к полиции?

Думаю, что здесь ответ дадут цифры. После внедрения КАСУ ДЧ значительно увеличилась пропускная способность нашей службы: сейчас в нашем распоряжении 120 выделенных телефонных линий. Если человек звонит, и все сотрудники заняты, формируется абонентская очередь. Ее порог – 99 абонентов, лишь сотый услышит в трубке короткие гудки. Подобная ситуация – превышение порога очереди – была у нас только 2 раза за 10 лет. Первый – в июне 2008 года, когда наша команда заняла третье место на Чемпионате Европы по футболу. Той ночью Москва праздновала успех, а мы получили 8000 звонков за полчаса. И второй случай – прорыв газопровода на Озерной улице в мае 2009 года. Тогда количество звонков за несколько десятков минут составило 5000. Кроме этих исключений из правил, абонентская очередь минимальна, время ожидания ответа в пиковые часы нагрузки в среднем составляет минуту.

Спасибо за беседу!

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня