© 1995-2022 Компания «Инфосистемы Джет»
Опыт внедрения использования облачных решений от «Столото»
Виртуализация, облако

В 2016 г. компания «Столото» использовала решение на базе сервисов Azure и СУБД Microsoft SQL Server, чтобы организовать процессинг для продажи лотерейных билетов. Спустя два года руководитель департамента эксплуатации «Столото» Дмитрий Патрикеев отмечает, что работа с облаком приносит удовольствие, а выгод при его использовании больше, чем сложностей.

Главная>Виртуализация, облако>Облака – это удобно, но нужен ЦОД, соответствующий российскому законодательству

Облака – это удобно, но нужен ЦОД, соответствующий российскому законодательству

№7-8 (291) / 2018

09.10.2019

Посетителей: 268

Просмотров: 231

Время просмотра: 1.2 мин.

В 2016 г. компания «Столото» использовала решение на базе сервисов Azure и СУБД Microsoft SQL Server, чтобы организовать процессинг для продажи лотерейных билетов. Спустя два года руководитель департамента эксплуатации «Столото» Дмитрий Патрикеев отмечает, что работа с облаком приносит удовольствие, а выгод при его использовании больше, чем сложностей.

— Дмитрий, как и почему вы решили начать пользоваться облачным решением?

— Как только появилась возможность использовать платформу Microsoft Azure, в нашей компании сразу же возникла идея попробовать реализовать в этом облаке один из проектов. Им стал процессинг по реализации лотерейных билетов в компании «Почта России». В самом начале мы просто хотели понять, насколько сложно будет работать с облаком. Поскольку всю страну за один раз подключить очень сложно, решили делать это по частям. Сначала была подготовка к переезду, затем мы осуществили миграцию, после чего разработчики изучали функционирование системы, что называется, в новой обстановке. Собственно, пилот перешел в продуктивное решение практически сразу, поскольку было понятно, что проект «выстрелил». Наше решение достаточно масштабное: количество его пользователей активно растет, подключаются новые почтовые отделения, и система в облаке соразмерно расширяется — мы наращиваем мощности. 

IDC: объем российского рынка облачных услуг 

 

В сентябре 2018 г. IDC опубликовала отчет Cloud Service Market, согласно которому облачный рынок в России в 2017 г. вырос на 49% по сравнению с предыдущим годом и составил $663,74 млн. Аналитики прогнозируют, что в 2018 г. рынок облачных услуг увеличится на 20,7%. А в перспективе пяти лет объем потребления этих сервисов в стране составит $1,49 млрд. 

— И как вы оцениваете работу с облаком с точки зрения эксплуатации?

— Это сплошное удовольствие. Облако нравится мне простотой обслуживания, практически ничего не нужно делать с точки зрения администрирования, все находится на той стороне. К тому же у нас в облаке нет чувствительных данных, поэтому можно не опасаться за их конфиденциальность. 

— Как вы оцениваете опыт использования этого решения спустя два года?

— На мой взгляд, это положительный опыт: если использовать не набор виртуальных машин, а полноценную облачную платформу — PaaS, можно выстроить удобную схему работы. К примеру, написанный код легко деплоится с рабочих мест в облако, там настраивается DevOps-подход: перекатка из среды в среду, автотестирование и т.д. Причем все это можно настроить фактически парой кликов мышкой в браузере. 

 

Очень удобная «фишка» — автоскейлинг (Auto Scaling — система автоматического масштабирования вычислительных ресурсов. — Прим. ред.). Эта функция позволяет на лету добавлять мощности для приложения, помогая пережить пиковые часы нагрузок, а затем сокращать их вслед за снижением нагрузки. Во-первых, разработчикам не нужно закладывать дополнительные мощности, которые будут простаивать большую часть времени. Во-вторых, такая модель положительно сказывается на бюджете: повышенные расходы на мощности в случае использования облака будут возникать только во время повышенных нагрузок. 

— Возникали ли у вас какие-то проблемы с облаком?

— Есть некоторые особенности: например, нет возможности автоматически расширить дисковое пространство для баз данных. За этим нужно следить и двигать ползунок в ручном режиме. Нам гарантировали, что этот недочет будет исправлен в ближайшем релизе. 

 

Было несколько моментов, касающихся интеграции с нашей средой, — например, связанных с построением каналов связи. У нас не было такого опыта, и это, скажем так, нетривиальная работа. Мы потратили некоторое время на то, чтобы понять, как работает эта виртуальная сеть, в итоге решили проблему с помощью техподдержки. 

 

Специалисты Microsoft также помогли нам решить вопрос с подпиской. У Azure существует несколько вариантов подписок, и когда мы решили переходить на вариант Enterprise, то столкнулись с тем, что перенести все сервисы на ходу довольно сложно. В документации не был нормально описан процесс перехода, в конечном счете нам помог американский офис техподдержки, который вручную выполнил миграцию части наших данных. 

— Чего больше при использовании облачных сред: выгод или проблем?

— Выгод значительно больше. По сути, это экономия на эксплуатационной команде: вам не нужно ничего делать в части серверов и ОС. Нужны только разработчики, готовые писать решения для работы на этой платформе. В то же время мы понимаем, что код, написанный под облако, будет непросто перенести в локальную среду. 

 

Облачные решения в принципе значительно дешевле, причем если разворачивать в них, например, SAP, то расходы могут отличаться в разы. Стоимость для нашего процессинга не назову, но cloud в несколько раз дешевле в эксплуатации.

 

Если компания думает, идти в облако или нет, в первую очередь она должна определиться с тем, будут ли в нем храниться персональные данные. Тот же Azure невозможно сертифицировать по ФЗ‑152, и если хранить данные в облаке, то они должны быть обезличенными. Самое большое желание тех компаний, которые пользуются решениями зарубежных провайдеров, — чтобы в России появились их ЦОДы. 

— Можем ли мы, основываясь на вашем примере, говорить о том, что бизнес все больше доверяет облакам?

— Еще 10 лет назад российские компании не то что облакам, даже виртуализации не доверяли, тогда все использовали исключительно собственные («железные») серверы. Постепенно в локальных системах стали применять виртуализацию, но все равно это происходило на серверах компании. С этой точки зрения облачные решения — лишь следующий уровень развития абстракции. Крупным компаниям со сложившейся инфраструктурой будет сложно перенес­ти свои решения и процессы в облака, а вот для стартапов и небольших компаний это отличный вариант. 

— Какова, по вашему мнению, перспектива гибридных облаков в России?

— В итоге мы так или иначе придем туда — сначала в гибридные облака, затем в публичные среды. Как будет проходить этот процесс, зависит не только от ИТ-специалистов, но и от службы безо­пасности компании. Чтобы уйти в облако, нужно в первую очередь убеждать в его необходимости и целесообразности ИБ-подразделение.

— С чего бы вы начали процесс трансформации приложений под облачную инфраструктуру? 

— Все зависит от стека технологий, которые используются в компании, поскольку сначала выбирается стек, а потом для работы с ним формируется команда разработчиков. Построить процесс разработки в облаке проще, чем у себя, поскольку в cloud уже есть все необходимые инструменты для этого. В таком случае софт будет разработан под данное облако. Но если грамотно выстроить архитектуру, она будет полностью независимой от любых cloud-платформ. 

— Во время перехода в облако у вас в команде был человек, курирующий этот проект? Насколько компании в принципе необходим такой специалист?

— Мы сформировали команду разработчиков, имевших опыт использования выбранной нами облачной платформы. Отдельного куратора не было, я думаю, что он и не нужен. Хорошему специалисту требуется не так много времени, чтобы понять, как работать с облаком. Если понадобятся серьезные манипуляции типа переноса данных или настройки серверов, все это можно осуществить по понятным сценариям, плюс есть техническая документация и техподдержка. В любом случае это не принципиально новые знания, для освоения которых нужно нанимать отдельного сотрудника.

— Что нужно вам как заказчику для расширения использования облачных сервисов? 

— В первую очередь ЦОД западного провайдера в России, сертифицированный в соответствии с нашим законодательством в сфере обработки персональных данных. Мы могли бы многое перенести в public cloud, но есть ограничения на законодательном уровне. Отечественных игроков мы пока не рассматривали, но, если появится решение на уровне Azure, мы готовы рассмотреть и протестировать его.

— Что вы имеете в виду под «уровнем Azure»?

— Даже если не брать в расчет удобные «фишки» вроде возможности получения специализированной инфраструктуры под решения, например, SAP HANA, у них должен быть отлично настроен процесс развертывания приложений и баз данных SQL. Если у отечественных игроков есть нечто подобное и их ЦОД сертифицирован в соответствии с ФЗ-152, то это можно обсуждать. Но пока я не встречал у нас реализаций такого уровня.

— Что станет драйвером рынка облачных вычислений в России?

— Скорее всего, три главных плюса работы с облаками по сравнению с собственной инфраструктурой: стоимость, удобство и простота эксплуатации. Если эти составляющие будут реализованы в российском решении, то рынок будет расти в геометрической прогрессии. 

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня