Как обеспечить непрерывность работы при организации ЦОДа
Виртуализация, облако Виртуализация, облако

В последнее время часто приходится слышать об облачных решениях, виртуальных сетях и даже виртуальных ЦОДах, и у неискушенного читателя, а то и у ИТ-специалиста может возникнуть иллюзия того, что произошел некий технологический рывок и физическая инфраструктура уже не играет прежней роли

Главная>Виртуализация, облако>Покупка снаряжения или навыков?
Виртуализация, облако

Покупка снаряжения или навыков?

Дата публикации:
26.03.2015
Посетителей:
32
Просмотров:
24
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Сергей Барышев Заместитель директора департамента проектирования, внедрения и сопровождения Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет»
В последнее время часто приходится слышать об облачных решениях, виртуальных сетях и даже виртуальных ЦОДах, и у неискушенного читателя, а то и у ИТ-специалиста может возникнуть иллюзия того, что произошел некий технологический рывок и физическая инфраструктура уже не играет прежней роли. Перекликаясь с известной книгой Н. Карра «Does IT matter?», наш ответ по этому поводу –«и да, и нет».

 

 

Да, облачные технологии и услуги позволяют получать вычислительные и коммуникационные сервисы «в любом месте и в любой конфигурации», но тем не менее, для того чтобы вы могли получить эти услуги, где-то должны находиться и функционировать и серверы, и системы хранения, и телеком-оборудование.

Авторы

Здесь стоит отметить, что построение ЦОДа даже в соответствии с рекомендациями и стандартами Uptime Institute и аналогичных огранизаций не обеспечивает его полной отказоустойчивости, отсутствия единых точек отказа и, как результат, непрерывности его функционирования в ходе эксплуатации. А последнее – непрерывность предоставления услуг – ни много ни мало требование современного мира. Так или иначе, но решать эту проблему нужно, и на наш субъективный взгляд, это можно сделать как минимум двумя способами, не исключая при этом ни один из них.

 

Первый – модный, но дорогой. Это строительство и/или аренда ЦОДов (обеспечивает катастрофоустойчивость), аренда стойкомест в коммерческих дата-центрах, непосредственно вычислительных мощностей на разных площадках и агрегация этого «хозяйства» в единое вычислительное и информационное пространство.

 

Второй – простой, как старые растоптанные кроссовки. Для того чтобы автомобиль надежно ездил, не обязательно каждые 100 км ставить на обочине подменный авто. Достаточно вовремя выполнять плановые сервисные работы и смотреть немного вперед: сделать профилактику потенциально слабых узлов, возможно, некоторые из них заменив заранее, до того как они вышли из строя.

 

При этом, хотя старые кроссовки нам и знакомы, они могут таить сюрпризы, особенно в период экономии, тщательного бюджетирования расходов, сокращения непрофильных на первый взгляд трат. Никоим образом не отрицая пользу современных, в том числе облачных, решений, повышающих надежность и доступность приложений, нам хотелось бы обратить внимание на некоторые подводные камни именно наших «кроссовок». Это три, на наш взгляд, наиболее распространенные ошибки в подходах компаний к сервису. Их можно свести к следующим тезисам:

 

  1. Резервирование ИБП/кондиционеров/дизелем есть? Есть. Тогда экономим на обслуживании – пусть работает. Когда сломается, починим.
  2. Сервисный контракт на обслуживание заключается с минимально разумной периодичностью в обслуживании, а то и с неразумно длительными перерывами между сервисными работами. При этом закладывается крайне жесткий SLA на время реакции и/или прибытия инженеров, а также устранения неисправности.
  3. Говоря о плановом сервисном обслуживании – контракте, компания пытается заложить в него гарантии работоспособности ЦОДа, с одной стороны, регламентируя время простоя (как планового технологического, так и внепланового аварийного), с другой – выставляя неприемлемые санкции даже за частичную деградацию в работе инженерных систем. Естественно, в этой ситуации обе стороны в первую очередь озадачены расчетом и калькуляцией рисков, а не вопросами качественного обслуживания как процесса.

 

Думаем, опытные автовладельцы смогут провести аналогии с автомобилем. Если упростить, наши тезисы выглядят следующим образом:

 

  • Катаемся, пока не встанет. После поломки – как повезет.
  • Катаемся строго по сервисной книжке (но тогда через 3–4 года машину лучше продать).
  • «Каско + подменный автомобиль в комплекте». Сколько на рынке стоит эта услуга?

 

Возвращаясь к инженерным системам, стоит отметить, что все три подхода в определенной своей части имеют право на жизнь. Более того, комплексный подход к сервисному обслуживанию инженерных систем и заключается в создании наиболее пропорционального, сбалансированного предложения. Какими особенностями оно может и должно отличаться?

 

Во-первых, по всем системам компания должна получать одну точку входа для взаимодействия и единый, соразмерный SLA. Во-вторых, и заказчик, и исполнитель должны исходить из того соображения, что крайности невыгодны ни тому, ни другому. Редкое обслуживание – это поломки и простои, гарантии работоспособности – это высокая стоимость. Истинное понимание и формирование предложения по требуемому уровню сервиса может родиться только в процессе диалога равных сторон. В-третьих, квалифицированный исполнитель может и должен при необходимости предлагать структуру взаимодействия. Типовое слабое место – так называемая «точка принятия решения».

 

И наконец общее место. В процессе разработки и согласования сложных сервисных контрактов возникают две стороны проблемы: техническая фактология и юридические формулировки. Специалистов, в равной степени разбирающихся в обеих предметных областях и способных сопоставить и одновременно оценить риски и технические, и юридические, не очень много. У компании-заказчика – тем более.

 

Не стоит излишне усложнять технические документы и соглашения, прописывая все мыслимые и немыслимые условия, предположения и варианты. Жизнь обычно богаче на форс-мажоры, чем наша фантазия, и ничего, кроме пустой головной боли, эти усложнения не приносят. Хотя, да, они выглядят красиво и предусмотрительно. Многочисленные примеры из практики, часть из которых проходит на грани между здравым смыслом и возможными серьезными проблемами как для непосредственных участников процесса (сотрудников), так и для организаций (юридических лиц), только подтверждают это.

 

О сервисе можно писать книгу, с примерами того, как надо и не надо делать, разбирая конкретные случаи и неисправности, описывая предпосылки или скрытые злонамеренные действия персонала. Но для того, чтобы двигаться в правильном направлении, достаточно спокойного, адекватного взгляда: впереди поездка, и к ней надо подготовиться. Вам сделать ТО и профилактику или поставить подменные автомобили по дороге?

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня