Перехват трафика с человеческим лицом
Программное обеспечение Программное обеспечение

Какие мысли возникают у вас в голове при произнесении cловосочетания «перехват трафика»?

Главная>Программное обеспечение>Перехват трафика с человеческим лицом
Программное обеспечение Обзор

Перехват трафика с человеческим лицом

Дата публикации:
13.01.2015
Посетителей:
200
Просмотров:
168
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Антон Касимов В прошлом - инженер-проектировщик систем управления департамента систем управления компании «Инфосистемы Джет»
Какие мысли возникают у вас в голове при произнесении cловосочетания «перехват трафика»? Предотвратить и наказать? Скорее всего, да, но в некоторых случаях прослушивание трафика кем-то, помимо получателя, может быть и полезным, причем и для получателя, и для отправителя. Речь идет об относительно новой категории программного обеспечения по управлению производительностью бизнес-приложений, а именно – о ПО класса Customer Experience Management (CEM). 

 

 

Этот термин имеет достаточно широкий смысл. В данном случае он предполагает мониторинг и анализ реального трафика, действий настоящих пользователей, словом, реальной среды, где происходит все самое интересное для владельца приложения, разработчика и администратора. CEM является компонентом APM-модели (Application Performance Management Model), предложенной аналитической компанией Forrester. По классификации Forrester, это Real User Performance Monitoring (см. рис. 1).

Авторы

 

Рис. 1. APM-модель Forrester

 

Предлагаем вместе рассмотреть разновидности таких решений, их преимущества и ограничения, которые они накладывают. Сразу же оговоримся, что существуют также средства мониторинга, подразумевающие модификацию исходного кода веб-приложения (или установку агента на веб-сервер), отправляющие статистику в подсистему аналитики (на рынке наиболее распространены облачные решения). По замыслу вендоров они могут относиться к классу CEM, однако мы не будем рассматривать их в статье.

 

Решаемые задачи

 

Бизнес-приложение – это комплекс программных средств, которые поддерживают определённый бизнес-процесс компании (CRM, ERP и т.п.). Чаще всего в этот комплекс входят веб-сервер, сервер приложений и сервер базы данных, которые определенным образом взаимодействуют между собой. Задача мониторинга пользовательских транзакций заключается в поиске узких мест приложения и диагностике проблем при ситуациях, когда метрики его прикладных составляющих в норме, но пользователи жалуются на его производительность или уровень доступности. Спектр заинтересованных в таких системах лиц достаточно широк: это и ИТ (контроль работы, обнаружение проблем, возможность восстановить сессию пользователя), и бизнес (результативность работы бизнес-подразделения, оптимальность процессов и логики работы систем). Системы CEM предлагают следующую концепцию мониторинга: наличие или отсутствие проблем определяется производительностью приложения для каждого пользователя в отдельности (что, кстати, вовсе не отменяет контроль отдельно взятых компонент) в разрезе времени выполнения транзакции и реакции приложения. Логика информационного обмена между пользователем и приложением в общем случае представлена на рис. 2.

 

Рис. 2. Логика информационного обмена между пользователем и приложением

 

Для случаев, когда необходимо анализировать HTTP/HTTPS-трафик между пользователем и front-end’ом приложения, на промежуточном маршрутизаторе настраивается зеркалирование трафика на сервер с CEM-приложением подобно тому, как изображено на рис. 3.

 

Рис. 3. Принципиальная схема зеркалирования трафика на CEM-приложение

 

В свою очередь сервер CEM может быть расположен как на физической, так и на виртуальной инфраструктуре. Абсолютное большинство CEM-систем поставляется в виде appliance, т.е. решения, полностью готового к имплементации. Для зеркалирования трафика на физический сервер чаще всего используется «железный» коммутатор, в виртуальной среде – соответственно, виртуальный. По опыту можем сказать, что последний вариант наиболее распространен в среде VMware, да и веб-серверы бизнес-приложений тоже, как правило, виртуализированы. На рис. 4 схематично изображен механизм зеркалирования трафика на виртуальный и физический серверы CEM, когда в рамках виртуального свитча (vDS) включен смешанный режим (Promiscuous Mode). Его включение позволяет перенаправить на сервер CEM трафик со всех порт-групп, определенных на этом свитче.

 

Рис. 4. Схема зеркалирования трафика в среде виртуализации для физического и виртуального размещений CEM-приложения

 

Нельзя не упомянуть о том, что средства CEM могут масштабироваться в соответствии с требованиями компании. На рис. 5 приведены CEM-приложения, состоящие из нескольких компонент (в данном случае анализатор и коллектор), которые могут быть расширены. При значительном объеме поступающего трафика (или его приеме с различных веб-серверов) коллектор выносится на отдельный сервер.

 

Рис. 5. Пример масштабирования CEM-приложения

 

Выше мы говорили только о решениях по захвату HTTP/HTTPS-трафика, однако стоит упомянуть и о технологиях AANPM – Application-Aware Network Performance Manage-ment. Это ориентированные на приложения средства сетевого мониторинга, которые являются продвинутой версией CEM-решений и могут захватывать не только HTTP/HTTPS-трафик, но и, например, запросы к БД или VoIP-пакеты (что немаловажно, с дальнейшим воспроизведением разговора).

 

Визуализация результата

 

Теперь, когда с механикой приема данных все более-менее понятно, перейдем к описанию логики работы подобных решений. Для снижения паразитной нагрузки на приложение мониторинга перед началом его использования обязательно задаются адреса источника и получателя трафика, а также сетевой порт. После начала приема трафика можно приступать к созданию dashboard’ов. В этом плане всё ограничивается только требованиями к контролируемым метрикам, т.к. для построения dashboard’ов можно обращаться к разнообразной статистике (тип браузера, местоположение пользователя, ID сессии пользователя, количество ошибок при загрузке и многое другое, что характеризует сессию). Пример такого dashboard’а представлен на рис. 6.

 

Рис. 6. Пример dashboard’а CEM-приложения

 

Также существует возможность задавать заранее определенный сценарий пользовательской активности, т.е. создавать так называемый «стакан» (см. рис. 7). По нему мы можем определить, например, какое количество пользователей положило заказ в корзину и дошло до этапа его оплаты, какова сумма покупки, почему клиент покинул страницу перед оплатой и т.п.

 

Рис. 7. Пример визуализации сценария пользовательской активности

 

Таким образом, можно заглянуть в одну из сессий и пошагово увидеть пользовательские действия (см. рис. 8).

 

Рис. 8. Табличное пошаговое представление активности пользователя

 

Затем мы можем определить, на каком именно этапе у пользователя возникла, например, ошибка 500, когда он покинул сценарий и не стал заказывать товар или услугу (рис. 9).

 

Рис. 9. Детализированное представление пользовательского действия

 

Вернемся к AANPM. На рис. 10 в центральном фрейме можно увидеть примеры поддерживаемых типов трафика, в частности, приведен проблемный запрос в БД Oracle, который в итоге является причиной замедления работы всего бизнес-приложения. Таким образом, CEM можно назвать «кирпичиком», который в числе прочих закладывает крепкий фундамент теплых отношений конечного пользователя и ИТ. Среди таких «кирпичиков» решения:

 

  • Real User Monitor, HP
  • AppVisibility Manager, BMC Software
  • Application Delivery Analy-sis, CA
  • Dynatrace User Experience Management, Compuware
  • nGenius Performance Mana-ger, NetScout
  • Visual TruView, Fluke Net-works
  • SteelCentral, Riverbed Tech-nology
  • Real User Experience Insight, Oracle

 

Рис. 10. Пример интерфейса AANPM-приложения

 

Ключевыми отличиями этих продуктов являются наличие набора поддерживаемых протоколов для анализа, а также поддержка специфических приложений. По первому критерию считаем нужным выделить AANPM-решение Visual TruView, которое, помимо обычных HTTP/HTTPS, позволяет анализировать протоколы IP-телефонии, потокового видео, SMTP, SMB и др. А решение Real User Experience Insight от Oracle позволяет создавать специальные dashboard’ы, учитывающие логику работы таких специфичных бизнес-приложений, как Siebel, E-business Suite, Fusion, PeopleSoft.

 

В заключение отметим, что CEM-решения являются логичным технологическим продолжением сетевых анализаторов трафика, в том числе NetFlow-анализаторов, которые в большинстве своем предоставляют возможность логировать трафик в хранилище и этим ограничиваются. CEM-системы в отличие от них имеют понятную визуализацию, которую с легкостью можно оптимизировать под требования компании. В подавляющем большинстве случаев они позволят решить множество ИТ- и бизнес-задач и в итоге дадут возможность разговаривать с пользователем на одном языке. Во многих спорных ситуациях именно благодаря этому инструменту можно будет четко понимать, где и что именно происходит, не тратить дополнительное время на диагностику проблемы, а приступать к ее решению, как только о ней стало известно.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня