Василий Николаевич, какую роль Вы отводите ИТ в области модернизации производства авиатехники в «Авиастаре-СП» и в российском авиастроении в целом?
Думаю, что ИТ – это одни из наиболее значимых технологий для авиаотрасли, как, в принципе, и для любой области, связанной с наукоемким производством. В настоящее время весь процесс производства новых изделий авиационной техники осуществляется в цифровой информационно-программной среде. Соответственно на ИТ ложится задача обеспечения надежного хранения и обработки данных об изделиях и эффективной передачи информации между разработчиками и изготовителями. Кроме того, на нашем предприятии автоматизированы многие бизнес-процессы, что позволяет минимизировать риски и в то же время уменьшить расходы.
Сегодня ИТ-стратегия, коррелирующая с бизнес-задачами компании, – не столько модная тенденция, сколько необходимое условие для ее экономического роста. Каковы основные принципы развития ИТ в «Авиастар-СП»?
В данный момент мы разрабатываем долгосрочную стратегию развития ИТ и должны завершить этот процесс к концу года. Среди ее основных принципов выделю необходимость развития информационной системы предприятия в качестве компонента общей информационной системы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Поскольку наш завод входит в ОАК, мы участвуем в интеграционных процессах, разворачивающихся между авиастроительными предприятиями России. И наша ИС не может существовать сама по себе, ее развитие должно учитывать тот факт, что она является частью общей системы.
Другой важный принцип развития ИТ – это обеспечение быстрого масштабирования нашей ИС в случае роста деловой активности предприятия. В ближайшем будущем мы планируем активно развивать бизнес: увеличивать объемы производства авиационной техники, расширять линейку выпускаемых изделий и т.д.
Информационная система в этих условиях должна иметь возможность оперативно масштабироваться.
В то же время ИТ должны обеспечивать полноценное функционирование основных бизнес-процессов завода. Соответственно, мы ориентируемся на использование уже апробированных российской авиаотраслью промышленных программных платформ и стремимся свести к минимуму критичность ресурсов информационной системы. Далее в наших планах – оптимизация затрат на ИТ и повышение их эффективности. Сейчас мы переходим на процессную модель управления ИТ.
Какие изменения произошли в ИТ Вашей компании за последнее время?
Если говорить о бизнес-приложениях, то в настоящее время у нас идет внедрение автоматизированной системы управления персоналом и расчета заработной платы БОСС-Кадровик. В начале 2013 года мы должны перевести ее в промышленную эксплуатацию. Параллельно мы тестируем систему электронного документооборота и систему управления нормативной документацией. В ближайшем будущем планируется внедрение системы управления жизненным циклом продукции (Product Lifecycle Management, PLM) на платформе Teamcenter, которая уже функционирует на заводе и является общепринятым стандартом для большинства предприятий ОАК. Задумываемся и о внедрении промышленной ERP-системы. Касательно инфраструктурной части: мы построили и ввели в эксплуатацию Центр обработки данных, модернизировали локальную вычислительную сеть предприятия. В будущем планируются строительство резервного дата-центра, оснащение одного из ЦОД дизель-генераторной установкой и модернизация системы телефонной связи на базе цифровой АТС.
То есть на заводе частично уже идет и в ближайшем будущем продолжится внедрение пула ИТ-решений. Что стало причиной практически единовременного внедрения целого ряда продуктов?
Дело в том, что наше предприятие, как и другие российские авиастроительные заводы, довольно долгое время находилось в условиях жестких ограничений средств финансирования и отсутствия заказов. Как следствие, мы не имели возможности приобретать программные продукты. Это привело к тому, что на протяжении примерно 10 лет информационная система развивалась на базе собственных разработок наших ИТ-специалистов. Мы и сейчас эксплуатируем достаточно много таких систем. В прошлом они действительно были спасением для предприятия: приложения собственной разработки позволили информационной системе развиваться даже в условиях кризиса. Но на сегодня они за редким исключением себя исчерпали. Любая собственная разработка – это достаточно серьезный риск для бизнеса, связанный прежде всего с недостаточной документированностью программных продуктов. По этой причине ИТ-приложения могут обслуживать только их «авторы» – разработчики, которые автоматически становятся критическим ресурсом. Использование промышленных систем позволяет избежать возникновения подобной зависимости.
С другой стороны, на предприятиях, входящих в ОАК, идет процесс унификации систем. Это общая тенденция, которая диктуется, в том числе, необходимостью регулярной передачи инженерных данных с одного завода на другой. Когда на предприятиях, между которыми должны идти отправка/прием информации, установлены разные приложения, данные генерируются в различных форматах. Соответственно, возникает много проблем на этапах их передачи: задержки, искажение информации и т.д. Исходя из всего этого мы приняли решение об обновлении комплекса программных средств на нашем заводе. Платформа Teamcenter, например, как раз призвана упростить процесс обмена данными с компаниями-партнерами – разработчиками и изготовителями авиационной техники.
Учитываете ли Вы при этом опыт других компаний отрасли?
Конечно. Мы опираемся на опыт предприятий, входящих в ОАК, особенно в части внедрения и эксплуатации бизнес-приложений. Наши специалисты в любое время могут посетить заводы-партнеры и проанализировать, как то или иное ИТ-решение показало себя в деле, стоит ли его использовать. Это в полной мере относится и к реализации инфраструктурных проектов. Приведу пример из нашей совместной практики. Мы выбрали Вашу компанию в качестве исполнителя проектов строительства ЦОД и модернизации ЛВС, руководствуясь в том числе и Вашим совместным опытом работы с Корпорацией «Иркут».
Также нужно отметить, что наше небольшое отставание в развитии от наиболее развитых предприятий ОАК оборачивается здесь значительным преимуществом: мы можем использовать практические знания, накопленные ими. Как следствие, мы экономим время и ресурсы, которые неминуемо были бы потрачены в случае анализа решения лишь собственными силами – с нуля.
Какие ИТ-проекты, реализованные за последние 3–4 года, по Вашему мнению, являются знаковыми для всей российской авиаотрасли?
Для начала нужно определиться с критериями, по которым следует оценивать подобные проекты. Я полагаю, что главным здесь является общая нацеленность на развитие проектной и производственной кооперации между предприятиями, входящими в ОАК. Соответственно, на первом месте стоит организация на каждом предприятии полного комплекса работ по разработке и постановке на производство изделий авиационной техники под управлением единой для корпорации PDM-платформы Teamcenter. На сегодняшний день идет уже второй этап этого масштабного проекта – унификация настроек систем на разных заводах, которая должна нивелировать проблемы, возникающие в процессе передачи данных.
Вторая ключевая тема – это организация централизованного управления нормативно-справочной информацией (НСИ) на предприятиях ОАК. Дело в том, что на сегодняшний день на заводах функционируют совершенно разные системы кодирования, поэтому для осуществления передачи информации зачастую необходима ее перекодировка. Для устранения этой проблемы предприятиям-партнерам необходимо определить общекорпоративные справочники НСИ, разработать для них единую систему классификации и кодирования, а затем организовать их централизованное ведение.
В чем сходство и различие подходов к работе ИТ в нашем и зарубежном авиапроме?
В принципе, общие направления развития у нас практически одинаковы. Имеющиеся различия, в первую очередь, связаны с более поздними организационными и структурными преобразованиями в российском авиапроме. ОАК является молодой корпорацией по сравнению с теми же Airbus или Boeing. На зарубежных предприятиях уже относительно давно пройден этап выбора основных корпоративных платформ, у нас же это вопрос настоящего и будущего. Например, все предприятия Airbus используют в качестве единой ERP-платформы SAP R/3, в то время как у нас другая ситуация: у каждого завода – своя система, иногда собственной разработки.
Также можно отметить гораздо более широкое распространение на Западе электронных (в том числе мобильных) коммуникаций. Иностранный бизнес уже придает им юридическую значимость, в России этого пока, к сожалению, нет. Даже при наличии системы электронного документооборота официальную силу имеют бумажные документы с «живыми» печатями и подписями. На Западе же сообщение, отправленное по почте с ПК, мобильного телефона, планшета и др., обладает статусом официального документа. Естественно, такой подход значительно упрощает и ускоряет выполнение бизнес-процессов на предприятиях. Полагаю, что со временем мы достигнем подобного уровня развития российского авиастроения – мы уже идем по этому пути.
Спасибо за беседу!