x
© 1995-2021 Компания «Инфосистемы Джет»
Интервью с Василием Донцовым, начальником управления ИТ «Авиастар-СП»
Инженерная инфраструктура

Авиастроение как высокотехнологичная отрасль промышленности может эффективно развиваться только при использовании инновационных подходов. Это в полной мере относится как к организации производства, так и к построению бизнес-процессов в целом. Общеизвестный факт, что в 1990-х и начале 2000-х годов российская авиаотрасль переживала трудные времена, и кризис во многом был связан с потерей темпа совершенствования технологических и бизнес-схем.

Интервью с Василием Донцовым, начальником управления ИТ «Авиастар-СП»

№8 (229) / 2012

17.09.2012

Посетителей: 20

Просмотров: 20

Время просмотра: 2.5 мин.

Авиастроение как высокотехнологичная отрасль промышленности может эффективно развиваться только при использовании инновационных подходов. Это в полной мере относится как к организации производства, так и к построению бизнес-процессов в целом. Общеизвестный факт, что в 1990-х и начале 2000-х годов российская авиаотрасль переживала трудные времена, и кризис во многом был связан с потерей темпа совершенствования технологических и бизнес-схем. Сегодня картина начинает меняться, и одну из ведущих ролей в этом процессе играют ИТ. О том, какие изменения в этой области произошли на крупнейшем российском самолетостроительном заводе «Авиастар-СП», мы поговорим с Василием Донцовым, начальником управления ИТ предприятия.

Василий Николаевич, какую роль Вы отводите ИТ в области модернизации производства авиатехники в «Авиастаре-СП» и в российском авиастроении в целом?

 Думаю, что ИТ – это одни из наиболее значимых технологий для авиаотрасли, как, в принципе, и для любой области, связанной с наукоемким производством. В настоящее время весь процесс производства новых изделий авиационной техники осуществляется в цифровой информационно-программной среде. Соответственно на ИТ ложится задача обеспечения надежного хранения и обработки данных об изделиях и эффективной передачи информации между разработчиками и изготовителями. Кроме того, на нашем предприятии автоматизированы многие бизнес-процессы, что позволяет минимизировать риски и в то же время уменьшить расходы.

Сегодня ИТ-стратегия, коррелирующая с бизнес-задачами компании, – не столько модная тенденция, сколько необходимое условие для ее экономического роста. Каковы основные принципы развития ИТ в «Авиастар-СП»?

В данный момент мы разрабатываем долгосрочную стратегию развития ИТ и должны завершить этот процесс к концу года. Среди ее основных принципов выделю необходимость развития информационной системы предприятия в качестве компонента общей информационной системы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Поскольку наш завод входит в ОАК, мы участвуем в интеграционных процессах, разворачивающихся между авиастроительными предприятиями России. И наша ИС не может существовать сама по себе, ее развитие должно учитывать тот факт, что она является частью общей системы.

 

Другой важный принцип развития ИТ – это обеспечение быстрого масштабирования нашей ИС в случае роста деловой активности предприятия. В ближайшем будущем мы планируем активно развивать бизнес: увеличивать объемы производства авиационной техники, расширять линейку выпускаемых изделий и т.д.

 

Информационная система в этих условиях должна иметь возможность оперативно масштабироваться.

 

В то же время ИТ должны обеспечивать полноценное функционирование основных бизнес-процессов завода. Соответственно, мы ориентируемся на использование уже апробированных российской авиаотраслью промышленных программных платформ и стремимся свести к минимуму критичность ресурсов информационной системы. Далее в наших планах – оптимизация затрат на ИТ и повышение их эффективности. Сейчас мы переходим на процессную модель управления ИТ.

Какие изменения произошли в ИТ Вашей компании за последнее время?

Если говорить о бизнес-приложениях, то в настоящее время у нас идет внедрение автоматизированной системы управления персоналом и расчета заработной платы БОСС-Кадровик. В начале 2013 года мы должны перевести ее в промышленную эксплуатацию. Параллельно мы тестируем систему электронного документооборота и систему управления нормативной документацией. В ближайшем будущем планируется внедрение системы управления жизненным циклом продукции (Product Lifecycle Management, PLM) на платформе Teamcenter, которая уже функционирует на заводе и является общепринятым стандартом для большинства предприятий ОАК. Задумываемся и о внедрении промышленной ERP-системы. Касательно инфраструктурной части: мы построили и ввели в эксплуатацию Центр обработки данных, модернизировали локальную вычислительную сеть предприятия. В будущем планируются строительство резервного дата-центра, оснащение одного из ЦОД дизель-генераторной установкой и модернизация системы телефонной связи на базе цифровой АТС.

То есть на заводе частично уже идет и в ближайшем будущем продолжится внедрение пула ИТ-решений. Что стало причиной практически единовременного внедрения целого ряда продуктов?

Дело в том, что наше предприятие, как и другие российские авиастроительные заводы, довольно долгое время находилось в условиях жестких ограничений средств финансирования и отсутствия заказов. Как следствие, мы не имели возможности приобретать программные продукты. Это привело к тому, что на протяжении примерно 10 лет информационная система развивалась на базе собственных разработок наших ИТ-специалистов. Мы и сейчас эксплуатируем достаточно много таких систем. В прошлом они действительно были спасением для предприятия: приложения собственной разработки позволили информационной системе развиваться даже в условиях кризиса. Но на сегодня они за редким исключением себя исчерпали. Любая собственная разработка – это достаточно серьезный риск для бизнеса, связанный прежде всего с недостаточной документированностью программных продуктов. По этой причине ИТ-приложения могут обслуживать только их «авторы» – разработчики, которые автоматически становятся критическим ресурсом. Использование промышленных систем позволяет избежать возникновения подобной зависимости.

 

С другой стороны, на предприятиях, входящих в ОАК, идет процесс унификации систем. Это общая тенденция, которая диктуется, в том числе, необходимостью регулярной передачи инженерных данных с одного завода на другой. Когда на предприятиях, между которыми должны идти отправка/прием информации, установлены разные приложения, данные генерируются в различных форматах. Соответственно, возникает много проблем на этапах их передачи: задержки, искажение информации и т.д. Исходя из всего этого мы приняли решение об обновлении комплекса программных средств на нашем заводе. Платформа Teamcenter, например, как раз призвана упростить процесс обмена данными с компаниями-партнерами – разработчиками и изготовителями авиационной техники.

Учитываете ли Вы при этом опыт других компаний отрасли?

Конечно. Мы опираемся на опыт предприятий, входящих в ОАК, особенно в части внедрения и эксплуатации бизнес-приложений. Наши специалисты в любое время могут посетить заводы-партнеры и проанализировать, как то или иное ИТ-решение показало себя в деле, стоит ли его использовать. Это в полной мере относится и к реализации инфраструктурных проектов. Приведу пример из нашей совместной практики. Мы выбрали Вашу компанию в качестве исполнителя проектов строительства ЦОД и модернизации ЛВС, руководствуясь в том числе и Вашим совместным опытом работы с Корпорацией «Иркут».

 

Также нужно отметить, что наше небольшое отставание в развитии от наиболее развитых предприятий ОАК оборачивается здесь значительным преимуществом: мы можем использовать практические знания, накопленные ими. Как следствие, мы экономим время и ресурсы, которые неминуемо были бы потрачены в случае анализа решения лишь собственными силами – с нуля.

Какие ИТ-проекты, реализованные за последние 3–4 года, по Вашему мнению, являются знаковыми для всей российской авиаотрасли?

Для начала нужно определиться с критериями, по которым следует оценивать подобные проекты. Я полагаю, что главным здесь является общая нацеленность на развитие проектной и производственной кооперации между предприятиями, входящими в ОАК. Соответственно, на первом месте стоит организация на каждом предприятии полного комплекса работ по разработке и постановке на производство изделий авиационной техники под управлением единой для корпорации PDM-платформы Teamcenter. На сегодняшний день идет уже второй этап этого масштабного проекта – унификация настроек систем на разных заводах, которая должна нивелировать проблемы, возникающие в процессе передачи данных.
Вторая ключевая тема – это организация централизованного управления нормативно-справочной информацией (НСИ) на предприятиях ОАК. Дело в том, что на сегодняшний день на заводах функционируют совершенно разные системы кодирования, поэтому для осуществления передачи информации зачастую необходима ее перекодировка. Для устранения этой проблемы предприятиям-партнерам необходимо определить общекорпоративные справочники НСИ, разработать для них единую систему классификации и кодирования, а затем организовать их централизованное ведение.

В чем сходство и различие подходов к работе ИТ в нашем и зарубежном авиапроме?

В принципе, общие направления развития у нас практически одинаковы. Имеющиеся различия, в первую очередь, связаны с более поздними организационными и структурными преобразованиями в российском авиапроме. ОАК является молодой корпорацией по сравнению с теми же Airbus или Boeing. На зарубежных предприятиях уже относительно давно пройден этап выбора основных корпоративных платформ, у нас же это вопрос настоящего и будущего. Например, все предприятия Airbus используют в качестве единой ERP-платформы SAP R/3, в то время как у нас другая ситуация: у каждого завода – своя система, иногда собственной разработки.

 

Также можно отметить гораздо более широкое распространение на Западе электронных (в том числе мобильных) коммуникаций. Иностранный бизнес уже придает им юридическую значимость, в России этого пока, к сожалению, нет. Даже при наличии системы электронного документооборота официальную силу имеют бумажные документы с «живыми» печатями и подписями. На Западе же сообщение, отправленное по почте с ПК, мобильного телефона, планшета и др., обладает статусом официального документа. Естественно, такой подход значительно упрощает и ускоряет выполнение бизнес-процессов на предприятиях. Полагаю, что со временем мы достигнем подобного уровня развития российского авиастроения – мы уже идем по этому пути.

Спасибо за беседу!

Уведомления об обновлении рубрик – в вашей почте

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на рубрику






      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня