ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

Статьи расходов в ЦОДе

Статьи расходов в ЦОДе

ЦОД – целостная динамическая информационная система, требующая для своего оптимального функционирования наличия современной инженерной инфраструктуры, квалифицированного персонала и проведения организационных процедур. Соответственно, специфика работы дата-центров формирует затраты, из которых состоит ТСО. Совокупная стоимость владения ЦОДа – сумма расходов на четыре ключевых параметра: аренду помещений, электроэнергию, персонал и техническое обслуживание. Распределение расходов по этим направлениям представлено на рис. 1.

Рис. 1. Распределение затрат на эксплуатацию ЦОДа (данные по г. Москве, 2011 г.)

ris3

Основную часть расходов составляют электроэнергия (42%) и затраты на обслуживающий персонал (35%). Стоимость аренды помещений, которой принадлежат 16% от общей суммы расходов в ЦОДе, оптимизировать в сколько-нибудь значимой степени невозможно. Если рассматривать регламентные работы по техническому обслуживанию ЦОДа (7%) как возможное поле для экономии, то необходимо понимать, что их качественный уровень непосредственно отражается на качестве работы инженерного оборудования. Таким образом, расходы на аренду помещений для ЦОДа и его техобслуживание статичны, и сокращение этих затрат зачастую нецелесообразно по причине прямой зависимости от них уровня отказоустойчивости инфраструктуры ЦОДа. Что касается расходов на персонал, то оптимизация здесь может достигаться либо путем аутстаффинга, либо максимальной типизацией и стандартизацией операций, которые будут осуществляться при обслуживании ЦОДа. Но сокращение расходов в этом случае также нельзя назвать значительным.

Что же касается возможного снижения затрат на электроэнергию, то ситуация здесь более многогранна. Соответствующие 42% распределяются по нескольким статьям расходов (см. рис. 2).

Рис. 2. Анализ энергопотребления ЦОДа (данные по г. Москве, 2011 г.)

ris4

Первое место в рейтинге энергопотребления стабильно занимают нагрузки, связанные с климатикой (промышленные системы кондиционирования, холодильные установки и т. д.), и ИТ-оборудованием. Для действительно заметного снижения эксплуатационных расходов необходимо в первую очередь уменьшить количество электричества, затрачиваемого на генерацию холода в ЦОДе.

Соответственно, первостепенная задача для владельца ЦОДа – добиться оптимизации его энергоэффективности, т. е. максимально снизить коэффициент PUE (Power Usage Effectiveness). Чем ближе значение коэффициента к единице (которой, пока не изобрели Perpetuum Mobile, достичь невозможно), тем энергоэффективнее ваш ЦОД. Можно констатировать, что PUE подавляющего большинства ЦОДов в России – от 1,5 и выше, в редких случаях коэффициент превышает значение 2. В то же время применение новейших технологических решений позволяет приблизиться к PUE, равному 1,1–1,2.

PUE = суммарная мощность ЦОДа/энергопотребление серверного обо% рудования (критическая нагрузка)

Стремимся к недостижимой единице

Большая часть современных решений в области ЦОДостроения последовательно проходит определенные этапы становления (см. рис. 3).

Рис. 3. Становление новейших энергосберегающих технологий (данные консалтинговой компании Gartner, 2010 г.)

ris5

Ось y демонстрирует степень популярности той или иной технологии, ось х – ее апробированность в успешно реализованных проектах. Максимум по оси y отражает возникновение популярности решения, тот момент, когда о технологии начинают говорить не только вендоры, но и независимые маркетологи. График наглядно показывает, что в зоне невысокой степени апробированности и числа коммерческих внедрений имеет место целый пул High-Level решений. При этом тенденция рынка такова, что некоторые технологии могут «застыть» на одном, предпиковом этапе на несколько десятков лет.

Что же стимулирует популяризацию? Прежде всего, четко определенные позиции вендоров, подразумевающие активное продвижение того или иного решения на рынке. Другим фактором, влияющим на степень популярности технологии, являются тенденции развития мирового сообщества: например, требования экологичности или энергоэффективности, которым должны соответствовать претендующие на попадание в тренд решения.

Отметим, что лишь малая часть новейших технологий в области ЦОДостроения (около 10%) приближается к максимуму и выходит на уровень коммерческих масштабов. Как следствие, решение теряет былую популярность в специализированных СМИ, при этом количество его реализаций увеличивается в арифметической прогрессии. Рано или поздно эта технология перейдет в разряд общераспространенных и будет использоваться владельцами ЦОДов повсеместно.

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su