ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

Рынок ЦОДов: вчера и сегодня

Рынок ЦОДов: вчера и сегодня

Разделение властей

Основное положение дел в части решений, применяемых при построении ЦОДов, претерпело за последние несколько лет значительные изменения. Сегодня дата-центр воспринимается и проектируется как интеллектуальное здание с комплексом инженерных систем, способное обеспечить высокую скорость передачи данных, должный уровень отказоустойчивости, безопасность информации заказчиков и содержащее в себе потенциал для масштабирования. Для понимания причин современных тенденций и практик ЦОДостроения необходимо иметь представление о том, в каком состоянии на сегодняшний день находится этот рынок, и что является для него главными стимулирующими факторами.

С одной стороны, крупные компании для возможности полного контроля за состоянием оборудования и соблюдением конфиденциальности предпочитают строить собственный ЦОД и обслуживать его самостоятельно. Выход сервера из строя в их случае влечет за собой существенные финансовые или репутационные потери.

С другой, существует пул заказчиков (ритейл, средний бизнес, финансовый сектор), отказывающихся от строительства дата-центров, поскольку прямая взаимосвязь между критичными для их бизнеса прикладными системами и серверным оборудованием отсутствует. Оптимальный путь для этих компаний – использование коммерческих ЦОДов, принадлежащих провайдерам, предоставляющим услугу colocation. Подобная схема организации дата-центра позволяет избежать и значительных долгосрочных инвестиций, неизбежных при строительстве частного ЦОДа.

По объективным причинам довольно сложно анализировать курс и тенденции рынка крупных корпоративных дата-центров – компании в соответствии с политикой конфиденциальности предпочитают не предоставлять свободного доступа к этой информации. В то же время заказчикам зачастую нет необходимости систематически анализировать эволюционный путь развития инфраструктуры своих ЦОДов, поскольку дата-центры выполняют вполне утилитарную и конкретную задачу. Мы можем представить аналитические данные по другому сегменту этого рынка – рассмотреть тенденции, характерные для коммерческих (или публичных) дата-центров.

Как показывает практика, основополагающие тенденции развития обоих типов дата-центров – коммерческих и масштабных корпоративных – совпадают по центральным пунктам, т. е. курс рынка провайдеров можно экстраполировать на рынок крупных частных ЦОДов и поставить между ними условный знак равенства.

Дата-центр для провайдера – коммерческий продукт, в отношении которого есть главное неизвестное – его будущие арендаторы, поэтому требования бизнеса конкретной целевой аудитории при строительстве ЦОДа не учитываются. Провайдеры предпочитают ориентироваться на усредненные предположения об актуальном рыночном спросе, при этом не забывая о том, что в любой момент может возникнуть необходимость до- или переконфигурации дата-центра, его модернизации и масштабирования.

Кто и когда владел рынком

Анализ состояния рынка провайдеров до начала финансового кризиса 2008 г. позволяет назвать его исключительно площадкой продавца. Спрос компаний на размещение в дата-центрах стабильно превышает предложение, фактически не оставляя заказчикам выбора. Провайдеры могут диктовать компаниям условия аренды и определяют тарифную политику в соответствии со своими интересами. После наступления экономического кризиса ситуация кардинально изменилась: заказчики на фоне повсеместного урезания бюджетов на ИТ были вынуждены сократить капитальные затраты, что привело к приостановке проектов, находящихся в начальной фазе. Провайдеры впервые за несколько лет столкнулись с отсутствием новых клиентов, потерей постоянных заказчиков и наличием пустующих площадок.

Если до масштабного кризиса договоры с провайдерами пролонгировались автоматически, то сейчас заказчики, стремясь к оптимизации операционных расходов, обращают пристальное внимание на более выгодные условия у конкурентов: стоимость аренды, текущее состояние инженерной инфраструктуры, степень проработанности SLA. Под воздействием изменения рыночных настроений провайдеры вынуждены предлагать другие варианты условий и сервисов, которые они предоставляют, прежде всего, относительно тарифной политики. Количество выгодных предложений со стороны провайдеров растет, что провоцирует миграцию около 20% постоянных заказчиков в другие дата-центры. В итоге рынок коммерческих ЦОДов практически одномоментно трансформируется в рынок покупателя: заказчики начинают диктовать свои условия, и провайдеры вынуждены с ними соглашаться. Если в качестве индикатора для оценки ситуации рассматривать финансовый вопрос, то ценовая политика и стоимость предложений провайдеров во время кризиса 2008–2009 гг. снизились в среднем на 25–30%.

ТСО как приоритетный показатель

Параллельно происходит изменение позиции руководства крупных компаний относительно общей стоимости планируемого ЦОДа. Топ-менеджмент переключает свое внимание с затрат на старте проекта строительства дата-центра – капитальных расходов (Capital Expenditures, CAPEX) – на оценку затрат на совокупную стоимость владения (Total Cost of Ownership – ТСО). При этом ТСО начинают рассчитывать на достаточно большой промежуток времени. Пришло осознание, что в определенный момент небольшие эксплуатационные расходы начнут оправдывать высокий CAPEX.

С середины 2010 г. рынок провайдеров начал свое восхождение к докризисному уровню, что ознаменовалось появлением новых проектов. За последние несколько месяцев их количество существенно возросло, динамика прироста за год составляет около 15–20%, и финансовая ситуация сравняется с докризисным положением к концу 2011 – середине 2012 г. Прогнозируется, что рынок достигнет показателей начала 2009 г., но при этом сохранится основополагающее изменение в мировоззрении заказчиков: необходимость учета ТСО – затрат на перспективу.

Один из главных интересующих нас вопросов – о каких временных интервалах идет речь в случае оценки срока окупаемости корпоративных и коммерческих дата-центров в России. До определенного момента динамика экономической жизни не позволяла инвесторам ориентироваться на срок окупаемости коммерческого ЦОДа, превышающий 3 года, что в том числе влияло и на приоритет CAPEX перед ТСО. Если планируемый ЦОД по финансовым расчетам не начинал приносить прибыль на четвертый год с момента его предполагаемого запуска, проект не реализовывался. В настоящее время дата-центр провайдера, предоставляющего услугу colocation, выходит на плановую рентабельность минимум через 4–5 лет после начала эксплуатации. Учитывая, что мы аппроксимируем показатели дата-центров провайдеров на корпоративный сектор, владелец ЦОДа будет рассчитывать стоимость ТСО в среднем на 5 лет, также актуальны расчеты на большие сроки – 7 и 10 лет.

В авангарде энергоэффективных решений

Мировой рынок системных интеграторов и вендоров отреагировал на изменение настроений владельцев ЦОДов и перестроился в соответствии с последними тенденциями. Вендоры в данный момент активно предлагают свои технологические решения, рассчитанные на снижение ТСО за счет повышения энергоэффективности, в первую очередь на срок от 5 лет и выше. Эта тенденция относится практически ко всем вендорам, специализирующимся на «тяжелом» оборудовании в области ЦОДов – системах, связанных с климатикой, энергообеспечением, мониторингом, эксплуатацией, обеспечивающих проактивные действия для устранения аварийных ситуаций.

Новейшие технологии, предлагаемые вендорами, трактуются и оцениваются весьма по-разному в зависимости от механизма и результатов работы каждого решения. Независимая оценка европейских аудиторов позволяет говорить о том, что ряд этих решений в европейских странах уже прошел стадию апробации, другие находятся на ее рубеже: дизельные роторные ИБП-системы, колесо Kyoto Cooling, модульные ЦОДы, топливные ячейки. Новые продукты, позволяющие заказчикам существенно уменьшать ТСО за счет повышения энергоэффективности, начинают осваивать и российский рынок.

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su