ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

Поймай меня, если сможешь

Поймай меня, если сможешь

Ночь. Темно. Кухня. Открывается холодильник, и из него медленно выползает огромная крыса. В одной лапе у нее палка колбасы, в другой – здоровенный кусок сыра, а за спиной висит свиной окорок. Добирается эта крыса до своей норы, с трудом все это туда запихивает и, перед тем как скрыться самой, бросает взгляд в сторону и видит в углу мышеловку, а в ней маааленький кусочек сыра. Крыса вздыхает, качает головой и произносит: «Ну, просто как дети».

В одних компаниях мошенничество легко поддается оценке, выбрать способы защиты тоже не составляет труда. Например, банки и телеком-операторы могут определить объем и характер мошеннических действий исходя из обращений клиентов. Для других организаций – ритейлеров, топливно-энергетических, промышленных и производственных компаний – оценка уровня мошенничества является намного более сложной задачей. Дело в том, что действия злоумышленников нацелены не на процессы обслуживания клиентов, а на внутреннее движение денежных средств, товарной продукции и т.д. Если факты хищения не могут быть относительно просто выявлены компанией или ее клиентами, мошенниками обычно являются сами сотрудники этой организации.

Отметим, что отчетные документы, которые анализируются при инвентаризациях, инкассациях и пр., никак не помогают в деле обнаружения мошенничества. Совпадение данных из отчетных документов дает право ревизионным службам рапортовать об отсутствии хищений, в то время как их масштабы только увеличиваются.

Наиболее остро проблема гарантирования доходов стоит перед классическим ритейлом и ТЭК. Одним словом, если ваша продукция высоколиквидна и маржинальна, можете быть уверены – на нее найдутся охотники «без лицензии». Причем риски мошенничества особенно высоки при реализации гаджетов и высокотехнологичных товаров – мы установили это путем сравнения эквивалентных по обороту магазинов продажи электроники, продуктов питания, одежды.

Рис. 1. Соотношение типов мошенничества в ритейл-сегменте

Каким образом мошенники добиваются своих целей? Представим себе любую последовательность действий, например, бизнес-процесс реализации товара. Так или иначе это учет движения товарной продукции на всех этапах – от закупки до реализации. Очевидно, что если система является замкнутой с точки зрения движения денежных средств, прозрачной для определения конечной цены товара и защищенной от изменения учетных данных, отчетность по крайним точкам процесса будет однозначно указывать на наличие или отсутствие фактов мошенничества.

Если мошенничество так незаметно, а бизнес приносит прибыль, стоит ли вообще уделять внимание гарантированию доходов? Окупаются ли вложения в поиск мошеннических схем, организацию технологий и процессов по контролю действий злоумышленников? Каждая компания должна решать для себя эти вопросы самостоятельно. При этом есть вполне очевидный тренд: комплексы мероприятий, направленные на борьбу лишь с тривиальными схемами, окупают себя менее чем за год.

Рис. 2. Соотношение внутренних и внешних угроз мошенничества

В то же время некоторые сотрудники – существа алчные, и если есть возможность иметь не совсем легальный, но дополнительный доход при отсутствии даже видимости контроля, аппетиты у них будут расти, как грибы после дождя. Тогда как можно эффективно контролировать подобную открытую бизнес-систему? Только реализовав комплексный проект по защите бизнеса и гарантированию доходов, который бы обеспечил компанию инструментом контроля критичных областей.

Причины высокого уровня хищений у любого ритейлера:

  1. Бизнес-процессы, подспудно приводящие к потере прибыли. Любая маркетинговая акция, призванная стимулировать спрос и привлекать новых клиентов, воспринимается сотрудниками как способ подзаработать.
  2. Формальная законность каждой отдельно взятой операции.
  3. Невидимость убытка при классической инвентаризации.
  4. Трудность и высокая стоимость контроля большинства процес­сов – от закупки до продаж.
  5. Высокая текучка кадров и низкая лояльность персонала.
  6. Влияние человеческого фактора на процесс контроля мошенничества.
Вернуться к списку статей

Комментарии:

Оставить комментарий »

  • Дмитрий

    Основная причина хищений и банального воровства в ритейле лежит в двух плоскостях:
    1. Длинные логистические цепочки, например, (странное требование!)сбор продукции СВОИМ транспортом - доставка на склад РЦ - приёмка - доставка на склад торговой точки - приёмка - распределение товара в торговых площадях. Очевидно, что в самом любом месте цепочки участники совершают акты "возьму, тут дофига еще".
    2. Все эти "потери" по контрактам ОБЯЗАНЫ оплатить/восполнить поставщики, не говоря уже про отдельные "товарно-денежные котлеты" на стадиях приёмки.

    А теперь задумаемся о стоимости товаров на полках, ага ))

Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su