Подходы к VDI
Виртуализация, облако Виртуализация, облако

Главное препятствие, стоящее на пути успешной реализации VDI-проекта, – это мнение, что VDI – это то же, что и серверная виртуализация

Виртуализация, облако Обзор

Подходы к VDI

Дата публикации:
14.11.2013
Посетителей:
172
Просмотров:
168
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Сергей Скрыль В прошлом - эксперт Центра проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет»

Почему VDI-проекты не всегда успешны

 

Главное препятствие, стоящее на пути успешной реализации VDI-проекта, – это мнение, что VDI – это то же, что и серверная виртуализация. Но оно ошибочно.

 

 

Различия заключаются в том, что, во-первых, серверы в большинстве случаев уже были в центре обработки данных с самого начала, поэтому их консолидация означала сокращение использования единиц физического оборудования путем миграции в виртуальные машины (ВМ). Но для рабочих станций, которые должны быть перемещены из множества мест, таких как центральные и региональные офисы, в ЦОД, это далеко не то же самое.

 

Во-вторых, серверная виртуализация начинается с того, что вы уже знаете, например, как загружен тот или иной сервер в центре обработки данных. Достаточно легко быть уверенным в консолидации сервера, потому что пользователи не планируют изменять способ его эксплуатации после того, как он будет виртуализован. Но когда дело доходит до рабочих станций, как вы узнаете, насколько будут заняты пользователи? Если вы возьмете рабочую станцию и переместите ее в дата-центр, сотрудник будет нагружать ее в большей или меньшей степени? Знаете ли вы, на сколько пользователь в данный момент ее эксплуатирует?

Рис. 1. Относительная сложность виртуализации

 

И третье: пользователи подключают к своим рабочим станциям множество различных периферийных устройств, начиная с принтеров и сканеров и заканчивая телефонами и планшетными компьютерами. Можно подсоединить USB-накопитель или камеру к физической рабочей станции, и они сразу будут работать. В случае VDI пользователь подключает свой гаджет к клиентскому устройству, при этом его копия виртуальной рабочей станции (ВРС) функционирует в удаленном ЦОД, следовательно, для доступа к USB-устройству требуется передавать все данные по сети.

 

В недавно реализованном нами проекте для одной из крупных российских компаний нефтегазовой отрасли мы решили задачу обеспечения доступа топ-менеджеров к рабочей среде из любого места и с любого устройства. Мы построили инфраструктуру VDI, которая позволила пользователям получать унифицированный доступ к своей виртуальной рабочей станции, функционирующей в ЦОД, как со стационарного рабочего места в офисе с нулевого клиента (это позволило оптимизировать пространство на столе), так и со смартфонов/планшетов или через web-интерфейс. Поскольку группа сотрудников, использующих VDI, имеет доступ к закрытой информации, в проекте было уделено немало внимания механизмам обеспечения ИБ, таким как безопасное удаленное подключение и использование средств комплексной защиты виртуальной рабочей станции.

 

Таким образом, необходимо понимать, что переход от физических серверов к виртуальным был маленьким эволюционным изменением, а переход от физических рабочих столов к ВРС – это уже глобальная революция.

 

Рис. 2. Типы виртуализации рабочих станций

 

Типы виртуализации рабочих станций

 

Доставка классического (Windows) интерфейса рабочего стола может быть реализована 2 путями:

  • классическая рабочая станция и ноутбук с операционными системами Windows, Linux или Mac OS X;
  • ВРС, исполняемая в ЦОД или локально на компьютере.

 

По существу виртуализация рабочих станций – это отделение рабочего стола, операционной системы, приложений и данных пользователей от конечных физических устройств. Этот вид виртуализации может быть поделен на 2 основные категории:

  1. Исполняемые на стороне сервера (Server Hosted) – приложения конечного пользователя исполняются удаленно и предоставляются на конечном устройстве через протокол удаленного отображения. Здесь можно выделить 3 типа:
    • разделяемый рабочий стол – виртуализация сессий или терминальный доступ;
    • персональная ВРС (VDI) – инфраструктура виртуальных рабочих столов;
    • персональная физическая рабочая станция.
  2. Исполняемые на стороне клиента (Client Side) – приложения исполняются локально на конечном устройстве и предоставляются на этой же рабочей станции. В этой категории существуют 2 варианта клиентского гипервизора:
    • исполняемый на оборудовании (Bare-metal) – гипервизор 1-го типа;
    • исполняемый в операционной системе (Client Hosted) – гипервизор 2-го типа.

 

Рис. 3. Непостоянные виртуальные рабочие станции

 

Непостоянные, постоянные и гибридные ВРС

 

Далее рассмотрим существующие варианты реализации VDI, а также их преимущества и недостатки. Обычно исполняемые на сервере виртуальные рабочие столы доступны в 2 вариантах. Первый – непостоянные (non-persistent), или плавающие, виртуальные рабочие станции (НВРС), в этом случае пользователи при каждом входе получают чистую/новую виртуальную машину. Второй – постоянные (persistent) виртуальные рабочие станции (ПВРС): пользователям назначается выделенная виртуальная машина, которая сохраняется за ними и предоставляется каждый раз при входе. НВРС не сохраняют свое состояние, это означает, что они каждый раз возвращаются к «исходной точке» после выхода пользователя. ПВРС его сохраняют, это дает возможность устанавливать приложения и производить изменения рабочего пространства, при этом его конфигурация между сессиями не откатывается назад.

 

Рис. 4. Постоянные виртуальные рабочие станции

 

НВРС обладают следующими преимуществами:

  • простое развертывание и обновление базового образа;
  • такие рабочие станции на 100% идентичны;
  • пользователь всегда получает чистую рабочую станцию;
  • благодаря стандартному образу требуется меньше усилий по управлению РС;
  • требуется меньше пространства для хранения, потому что базовый образ операционной системы может быть разделен между многими ВРС.

 

Их главным недостатком является то, что любое изменение, сделанное пользователем, и любое приложение, не находящееся в базовом образе, теряются после каждой перезагрузки. В попытке сделать НВРС более удобными вендоры VDI-решений рекомендуют применять средства управления профилями пользователей (чтобы изменения восстанавливались каждый раз при входе на новую виртуальную машину) и виртуализации приложений (для доставки информационных систем, находящихся за пределами базового образа НВРС). Изменения, произведенные за пределами профилей, не могут быть сохранены и, следовательно, восстановлены средствами их управления.

 

Для крупного конструкторского бюро мы реализовали проект по переносу рабочих мест конструкторов в ЦОД. Это позволила осуществить недавно ставшая доступной технология использования графических ускорителей в виртуальных рабочих станциях. Особо стоить отметить, что в рамках одной инфраструктуры VDI в компании работают 3 группы специалистов: пользователи офисных приложений, операторы, просматривающие чертежи (используются технологии разделения графических адаптеров), и конструкторы, их создающие (здесь графические адаптеры применяются монопольно). Вся аппаратная инфраструктура, необходимая для работы нескольких сотен виртуальных рабочих станций, размещается в четверти стандартной стойки. Подробнее об удаленных графических рабочих местах мы говорим в следующей статье этого номера.

 

Среди преимуществ ПВРС можно выделить возможность установки приложений на рабочую станцию, а также сохранение всех изменений в операционной системе между перезагрузками.

 

Их самый существенный минус – высокая стоимость. Большинство компаний не могут позволить себе дорогостоящие системы хранения данных, необходимые для внедрения полноразмерных виртуальных машин для каждого пользователя. К тому же ПВРС не сокращают операционные затраты, эти станции управляются так же, как и физические, используя те же агентские средства управления, что и классические персональные компьютеры.

 

Существуют также разделяемые на слои, гибридные виртуальные рабочие станции (ГВРС). Они сочетают в себе преимущества виртуальных рабочих столов с сохранением состояния и без него. Каждому сотруднику назначается постоянная ВРС, это гарантирует, что все изменения будут сохранены между перезагрузками и обновлениями базового образа. Установленное пользователем ПО, настройки рабочей станции и приложений, находящихся в базовом образе, любые другие изменения накапливаются на «уровне персонализации» каждой ПВРС, так же, как это происходит на физическом компьютере. Это дает возможность разделяемым на уровни виртуальным рабочим станциям сохранять свое состояние.

 

Рис. 5. Гибридные виртуальные рабочие станции

 

Однако постоянные виртуальные машины в этом случае динамически строятся из общих «кирпичиков», многократно используется набор слоев, представляющих собой операционные системы и приложения.

 

Разделенные на слои рабочие станции удачно сочетают в себе преимущества непостоянных и постоянных ВРС.

 

 

Технология VDI достигла высокой степени зрелости и позволяет не только централизовать и вынести рабочие места в ЦОД, но и обеспечить их эффективное использование как классическим способом (с рабочей станции или, что правильнее, с тонкого или нулевого клиента), так и с мобильных устройств, например, с планшетов. Помимо этого, VDI может прийти на помощь при консолидации офисных рабочих станций, call-центров, а также при решении достаточно сложных ресурсоемких задач, таких как работа с CAD/CAM-приложениями (Computer-Aided Design/Manufacturing).

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Флеш-технологии на службе бизнеса

За многолетнюю историю своего развития информационные технологии, повинуясь закону Мура, практически во всех сегментах проделали колоссальный путь

Пора ли переходить на All-Flash СХД?

В последнее время не проходит и месяца без появления отраслевых новостей, касающихся новых решений для хранения данных. Гонка за бюджеты заказчиков всё чаще разворачивается в плоскости противостояния привычных дисковых массивов и решений, построенных на flash-накопителях.

VDI – теперь и для проектировщиков

В последние годы VDI (Virtual Desktop Infrastructure) активно применяется не только в качестве альтернативы классическим решениям терминального доступа, но и как основа для организации рабочих мест сотрудников.

VDI - не отставай!

Казалось бы, уже лет 10 назад тема виртуализации начала активно обсуждаться в ИТ-мире

Технологиям VDI — 10 лет. Пора? Пора!

Интерес к виртуализации рабочих станций (VDI — Virtual Desktop Infrastructure) не ослабевает. За последние пару лет от небольших пилотных инсталляций на десятки рабочих мест VDI превратился в одно из основных решений по развертыванию и поддержке рабочих мест в организациях, где их число составляет тысячи и даже десятки тысяч. Согласно прогнозам аналитического агентства Gartner, к 2018 году решения VDI займут порядка 8% рынка корпоративных ПК.

Виртуальные рабочие места - угроза или преимущество?

Очевидно, но остаётся фактом, что потребности современного бизнеса не стоят на месте

Что будет после коронавируса?

Как пандемия COVID-19 повлияла на цифровизацию бизнеса? Почему могут исчезнуть офисные здания? Каким ИТ-направлениям нужно уделять особое внимание в ближайшие годы?

«Для клиентов ничего не изменилось»: как работает Сервисный центр во время пандемии

Пандемия стала настоящим стресс-тестом для бизнеса: компании перевели своих сотрудников на удаленный режим работы, перенастроили свою ИТ-инфраструктуру и надеются, что сайт — единственный оставшийся канал продаж — не упадет.

Эффективнее, еще эффективнее

На текущий момент существует достаточно много подходов к виртуализации рабочих столов

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня