ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

Мы беседуем с Александром Трикозом, директором Ярославского Технического центра ОАО «ВымпелКом»

Мы беседуем с Александром Трикозом, директором Ярославского Технического центра ОАО «ВымпелКом»
Однажды к мудрецу пришел его ученик и спросил:
– Учитель, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
Мудрец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для ученика языке. 
Развернув ее, он сказал: 
– Что ты видишь?
Юноша, не желая выдавать свое незнание, ответил:
– Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. 
Тогда мудрец сказал:
– На самом деле перед тобой – обычная записка купца, – а знаю и вижу я это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что толком ничего не знаю, выучил этот язык.
Притча

Я знаю, что ничего не знаю. Эта сократовская формула может быть применима к такой, вроде бы, далекой от философии теме, как ЦОДовладение. Наличие или отсутствие свободного места в стойках под новое оборудование, превышение пиковых показателей влажности и температуры, величина потребления электроэнергии серверами, расположенными в резервном дата-центре компании, – это лишь часть вопросов, на которые владелец дата-центра может не знать ответов. Подобные «черные дыры», потенциально оборачивающиеся финансовыми потерями, можно снять с повестки дня с помощью внедрения систем класса DCIM, стоит лишь признать наличие в своем ЦОД «слепых пятен». Сегодня свою точку зрения по поводу границ применимости DCIM-решений, нюансов их внедрения и использования высказывает Александр Трикоз, директор Ярославского Технического центра ОАО «ВымпелКом».

J.I.: Александр, озвучьте свое мнение – каким категориям компаний в первую очередь интересны DCIM-решения и по каким причинам?

А.Т.: Тем, «на балансе» у которых либо большое количество оборудования, либо внушительное число площадок. В остальных случаях вопросы учета могут успешно решаться в Excel, как это и происходит во многих компаниях. Но как только число единиц инженерного и вычислительного оборудования достигает определенного предела, Excel уже не может обеспечивать консистентность данных, оперативное выявление ошибок в информации, построение сложных отчетов. По моей субъективной оценке, критический порог, после которого DCIM становится насущной необходимостью, – это 500–600 стоек.

J.I.: Какие бизнес-выгоды могут быть получены в результате внедрения DCIM-системы?

А.Т.: Я приведу лишь несколько примеров. Решение может помочь в вопросах установки новых типов инженерного оборудования или внедрения новых технологий, например, того же фрикулинга. Допустим, у вас масштабное ИТ-хозяйство, вам предлагают заменить часть серверов на более энергосберегающие модели. Выгоды от этого предприятия далеко не очевидны: разномастность железа потенциально грозит ИТ-зоопарком, соответственно, необходимостью наличия разнообразной экспертизы, ЗИП, использования нескольких систем мониторинга. Сколько подобных серверов уже наличествует в дата-центрах компании (или они отсутствуют как класс), сколько электроэнергии они реально потребляют по сравнению со своими «соседями»? DCIM позволяет понять это за несколько минут на основании выборок по базе установленного оборудования. Подобные выборки, в свою очередь, помогут быстро рассчитать доходную и расходную части бизнес-кейса.

С другой стороны, если вы дополняете ИТ-инфраструктуру новыми элементами, вам нужно понимать не только то, как они «встанут», но и каким образом вы в будущем будете выводить их из эксплуатации.

J.I.: То есть спрогнозировать процесс ухода железа «на пенсию».

А.Т.: Да, нужно спланировать его так, чтобы он не создал дополнительных проблем. Для этого, как минимум, необходимо знать, сколько практически выработавшего свой ресурс оборудования находится в боевой нагрузке, в резерве, отдано под тестовые среды и т.д. Также актуальны задачи, связанные с расчетом сервисных контрактов на тот или иной тип железа. Не стоит забывать и о задачах поиска свободных ресурсов для установки нового оборудования. С DCIM это займет минуты, в ручном режиме при геораспределенной инфраструктуре это может занять месяцы.

J.I.: Обозначьте, пожалуйста, критерии, по которым стоит выбирать подобное решение.

А.Т.: Есть несколько блоков требований, которые предъявляются к DCIM. Первый касается функционала по сбору данных о серверном оборудовании. Сколько весит тот или иной сервер, количество процессоров в нем, объем потребления электроэнергии в любой точке ЦОД – нужны четкие ответы на эти вопросы.

Второй блок – степень учета структурированной кабельной системы. DCIM может «поскрести по поверхности» – аккумулировать информацию об активных сетевых устройствахв ЦОД и их местоположении. А может, в зависимости от производителя, копнуть поглубже – отображать логические и физические схемы всех элементов кабельной подсистемы, например.

Следующий критерий – это возможности учета таких компонентов инженерной инфраструктуры, как кондиционеры, ИБП, распределительные подстанции и т.д. Последний блок касается нюансов реализации мониторинга как такового: DCIM либо осуществляет мониторинг всех подсистем инженерной инфраструктуры ЦОД самостоятельно, либо (если функционал решения ограничен) интегрируется со сторонними системами, «присматривающими» за отдельными компонентами.

J.I.: Существуют ли на рынке DCIM продукты, которые одинаково хорошо закрывают каждую из названных групп потребностей?

А.Т.: Нет, дело в том, что современные решения уходят своими корнями в тот или иной блок требований – изначально они создавались для учета либо серверной, либо инженерной инфраструктуры, либо СКС. Поэтому у них всегда превалирует функционал, связанный с точкой отсчета. Компания должна расставить приоритеты – что критично именно для нее, и исходя из этого выбирать DCIM.

J.I.: Что необходимо учитывать при внедрении DCIM-систем? Могут ли на этом пути встретиться подводные камни?

А.Т.: Один из самых важных моментов – это понимание, что внедрение потребует больших временных и материальных затрат. Внушительное количество информации, которая сейчас существует разрозненно, нужно положить в базу, а параллельно выстроить централизованный процесс ее актуализации и пополнения, пресечь отдельные потоки внесения изменений, «оседающие» в других системах и приводящие к рассогласованности данных.

Далее следуют организационные вопросы, связанные с интеграцией DCIM с другими решениями, – Incident Management, Change Management, Trouble Ticketing, Configuration Management Database, корпоративными справочниками и др. Здесь необходимо работать в тесной связке с «хозяевами» конкретных систем внутри компании.

И еще один момент: в последнее время на DCIM-рынке появился ряд мелких производителей, отвечающих «да» на все функциональные требования заказчиков. На практике это «да» оборачивается «нет», но обычно испытать систему на прочность можно только с помощью комплексных тестирований, опытной эксплуатации. Экспертиза интеграторов позволяет избежать потенциально болезненной проверки на себе.

J.I.: Распространены ли среди компаний завышенные ожидания от работы системы?

А.Т.: Мировые аналитические агентства любят говорить о том, что DCIM позволит сэкономить на затратах на электроэнергию до 30%. Но система – это лишь инструмент, позволяющий выявлять проблемы и несоответствия в инфраструктуре ЦОД. Ожидать, что сразу после внедрения эксплуатационные расходы оптимизируются, было бы большой ошибкой. Как и любой инструмент, DCIM бесполезна при отсутствии умения работать с ней.

J.I.: Александр, большое спасибо за беседу!

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su