Проект Тинькофф Мобайл и Теле 2 на базе MVNO развернут за 6 мес.
Сетевые решения Сетевые решения

Современный мир предъявляет новые требования к потребителям: оставаться на связи всегда и везде — уже не роскошь, а насущная необходимость.

Главная>Сетевые решения>Когда MVNO реально работает. Проект Тинькофф Мобайл и Теле 2
Сетевые решения Тема номера

Когда MVNO реально работает. Проект Тинькофф Мобайл и Теле 2

Дата публикации:
25.06.2018
Посетителей:
108
Просмотров:
108
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Денис Гудцов Руководитель группы поддержки продаж сетевых решений «Инфосистемы Джет»
Современный мир предъявляет новые требования к потребителям: оставаться на связи всегда и везде — уже не роскошь, а насущная необходимость. Использование банковских приложений, например, мобильного приложения банк-клиента, push- и sms-уведомлений, двухфакторной sms-авторизации. Современные стандарты коммуникации с клиентом и обслуживания требуют такого формата взаимодействия, который удобен в первую очередь клиенту, и здесь возникает задача соединить технологии банковского обслуживания клиентов и технологии из мира телекоммуникаций.

 

 

Предпосылки для запуска виртуального оператора

 

Современные направления развития клиентского сервиса: персонализация обслуживания на основе данных клиента, дистанционные сервисы, включая сервисы самообслуживания, чат-боты, виртуальные ассистенты, в том числе системы с элементами искусственного интеллекта (AI) и технологиями распознавания речи. Как видим, основной тренд — цифровизация коммуникаций с клиентом. Клиент хочет быть на связи со своим банком онлайн 24 часа 7 дней в неделю.

Отдельно стоит остановиться на персонализации обслуживания и анализе клиентских данных. Технологии Big Data и Machine Learning позволяют извлекать и анализировать данные о клиенте, основываясь на поведении и повседневных операциях. Банки уже сегодня обладают обширным объемом данных о своих клиентах, именно эта информация позволяет банкам формировать персональные предложения для своих клиентов. Расширение объема анализируемых данных для лучшего понимания своих клиентов — непростая задача. Если отдавать информацию о клиентах банка партнерам, самые ценные данные останутся у них. Выход в данном случае — самостоятельный сбор дополнительной информации, а для этого необходима экспансия в новые сферы, куда ранее банки не направляли свои усилия. Движение в направлении мобильных операторов связи — закономерный вывод. Операторы мобильной связи обладают распределенной и сложной инфраструктурой, которая может помочь в этом. Чем большая часть телеком-инфраструктуры находится в непосредственном распоряжении банка, тем больше информации можно извлечь для анализа. И здесь на помощь приходит технология мобильных виртуальных операторов связи — MVNO.

 

В последние годы сформировалась противоположная тенденция — телеком-операторы, в первую очередь операторы мобильной связи, двинулись в сторону банков. Операторы посчитали, что они зайдут на территорию банков и просто захватят долю в их бизнесе. Однако Олег Тиньков счел, что в конечном итоге в борьбе за платежи клиентов победят банки. Еще в 2012 г. в своей книге «Как стать бизнесменом» Олег Тиньков говорил о том, что видит большие перспективы именно в рынке мобильных операторов, не исключая вероятность, что это будет следующее направление бизнеса, которым он займется. В итоге весной 2017 г. у себя на страничке в Facebook он объявил о создании виртуального мобильного оператора, работающего по модели MVNO.

Какими преимуществами обладал Банк перед запуском проекта мобильного оператора:

  • Сервис «с человеческим лицом»: удобный мобильный банк, служба поддержки, каналы доставки и взаимодействия со своими клиентами. Отлаженные и прозрачные процессы, выстроенные для удобства клиентов банка. Этот удачный опыт можно было распространить на небанковскую деятельность и рассчитывать, что он окажется успешным.
  • Большой объем клиентской базы Банка, а также высокие темпы роста. При текущей средней выручке на абонента в Москве Банк может получать до 0,5 млрд рублей выручки от услуг связи ежегодно, а также расширить спектр услуг, повысить лояльность клиентов и привлечь новых.

Выбор партнеров

 

Теле2

 

В качестве базового оператора (MNO) был выбран мобильный оператор Теле2. Мобильный оператор Теле2 совсем недавно вошел в клуб «большой четверки» операторов, запустив сеть в Москве. С момента запуска сети рост абонентской базы в столице замедлился, однако Теле2, помимо развития собственного абонентского сервиса, развивает еще и собственную платформу для виртуальных операторов связи. Ресурсы построенной сети позволяют на равных конкурировать с операторами «большой тройки». При этом сеть пока не дозагружена, а это значит, что собственные абоненты Теле2 и абоненты всех виртуальных операторов, построенных на его инфраструктуре, смогут использовать максимально возможную скорость доступа в сеть. Имея в виду все вышесказанное, выбор оператора вполне логичен и обоснован.

 

"Инфосистемы Джет"

 

В качестве генерального партнера по построению телеком-составляющейбыла выбрана компания «Инфосистемы Джет», обладающая богатым опытом работы в телеком-отрасли:

 

  • более чем 20-летний опыт построения сетей операторов связи;
  • несколько сотен реализованных проектов в телеком-отрасли и не только;
  • штат высококвалифицированных и сертифицированных специалистов;
  • давние партнерские отношения с ведущими мировыми производителями.

Все дело в ядре

 

Когда партнеры были выбраны, Банк ответственно подошел к организации стартапа: например, все системы имеют многократное резервирование, как это принято в отрасли. Дополнительно к локальному резервированию компонентов организован георезерв на уровне двух автономных площадок: при выходе из строя одной площадки абоненты автоматически продолжат обслуживание на второй. При этом в нормальном режиме активно работают обе площадки, разделяя между собой трафик абонентов поровну. Решение, которое предложили специалисты Джета, включало узел PGW/GGSN производства компании Affirmed Networks, узел PCEF (DPI) — Procera Networks, узел PCRF — Oracle.

Сама по себе задача построения MVNO-оператора интеграционная:

 

  • В первую очередь необходимо выстроить взаимодействие внутри компонентов поставляемого решения.
  • Далее связать компоненты решения внешними интерфейсами с системами и инфраструктурой оператора.
  • В финале реализовать требования бизнеса.

Современный тренд в телеком-отрасли — Network Functions Virtualization (NFV), технология виртуализации сетевых элементов телекоммуникационной сети, фактически виртуализация компонентов, обеспечивающих сервис для абонентов оператора связи. На смену специализированному оборудованию приходят серийные серверы (commercial off-the-shelf, COTS) архитектуры x86 с установленным на них специализированным ПО, которое выполняет тот или иной функционал. Особо необходимо подчеркнуть, что такое ПО работает под управлением виртуальной инфраструктуры, т.е. запускается внутри виртуальной машины.

 

Применяемые технологии виртуализации в рамках NFV весьма обширны: помимо базовой аппаратурной виртуализации, запускающей выполнение программных модулей на виртуальной машине, эмулирующей взаимодействие с реальным «железом» сервера, доступно построение программно-определяемой сети — SDN на базе виртуальных элементов сетевых функций.

 

При работе на высоких сетевых нагрузках особую актуальность приобретает обеспечение взаимодействия с сетевой подсистемой из программных модулей, запущенных внутри виртуальной машины. Другими словами, вопрос скорости работы с сетевыми интерфейсами стоит особенно остро. Один из известных в узких кругах способов — PCI Passthrough режим, при котором PCI-устройство целиком передается на управление гостевой операционной системы. Это позволяет ей работать с устройством напрямую, не задействуя слой эмуляции на стороне гипервизора. Однако такой способ затратен с точки зрения выделяемых ресурсов, он не масштабируется и привязывает гостевую ОС, а значит, и сетевую функцию, которая выполняется на ней, к конкретному экземпляру PCI-устройства.

Георгий Чесаков

CEO Тинькофф Мобайл:

Комментарий

 

Запуск виртуального оператора Тинькофф Мобайл позволит нам расширить спектр оказываемых услуг, повысить лояльность существующих клиентов и привлечь новых. Кроме этого, MVNO-оператор дает возможность оптимизировать расходы на обслуживание наших клиентов, а в долгосрочной перспективе получать дополнительный источник некредитного дохода. Экосистема Тинькофф.ру растет и захватывает новые сферы: теперь к традиционным финансовым услугам добавились услуги связи. Этот шаг приблизил нас к новому формату и качеству обслуживания клиентов. Теперь мы можем больше, — отмечает основатель Группы «Тинькофф» Олег Тиньков.— Отдельно хочу сказать спасибо, партнеру, который помог нам с интеграцией телеком части. Мы не стали покупать какие-то большие сервера, а сделали упор на оптимальные для нас решения от небольших производителей, находящихся в разных частях света. Интеграцией этогозанимался наш партнер — Джет. Экспертиза и опыт этой компании очень помогли нам в запуске проекта».

Другая проблема, связанная с режимом PCI Passthrough, заключается в невысокой плотности размещения ресурсов из-за невозможности совместного использования одного устройства несколькими гостевыми ОС, так как каждая гостевая ОС в таком режиме использует устройство монопольно. Именно поэтому для реализации данного проекта был предложен альтернативный подход — технология Single Root I/O Virtualization (SR-IOV).

 

Технология SR-IOV позволяет напрямую использовать устройства по аналогии с описанным режимом PCI Passthrough, минуя гипервизор. Однако использование устройства становится доступно одновременно для нескольких виртуальных машин, к тому же имеет место независимая обработка прерываний и DMA для каждой машины с использованием технологии Virtualization Technology for directed I/O (VT-d). При включении режима SR-IOV сетевое устройство расщепляется на одну физическую (Physical Function или PF) и несколько виртуальных функций (Virtual Function или VF). Физическая функция (PF) остается на уровне гипервизора и под его управлением. Виртуальные функции (VF) передаются в гостевые ОС и становятся сетевыми интерфейсами виртуальных сетевых функций (NFV) для взаимодействия с внешним миром. Вопрос производительности VF внутри VNF решается за счет применения еще одной технологии, фреймворка — Data Plane Development Kit (DPDK). Изначально она была разработана Intel и затем передана в открытое сообщество. Использование данной технологии позволяет значительно повысить производительность NFV при обработке сетевого трафика. Использование технологии DPDK вкупе с SR-IOV для виртуализации сетевых функций — обязательное требование для построения высокопроизводительного NFV-решения.

 

В рамках проекта Джет поставлял самые нагруженные элементы инфраструктуры оператора, через которые проходит весь абонентский трафик. По этой причине использование DPDK действительно необходимо — в конечном счете от него зависит скорость работы «Интернета» на смартфонах абонентов мобильного оператора. Проект был реализован в сжатые рамки: серверное оборудование заказчик поставлял сам, от нас требовалось предоставить спецификацию необходимой аппаратной конфигурации. При этом, учитывая особенности логистики, состав оборудования должен был быть определен на самом первом этапе проекта, чтобы к моменту окончания работы над дизайном системы оборудование уже было доставлено на сайты и готово к развертыванию систем. К тому же задачу осложняла мультивендорная конфигурация, требующая скоординированного взаимодействия между всеми командами, задействованными в проекте.

Итоги

 

Несмотря на все сложности, проект вышел на рекордные сроки по запуску оператора: в течение 2 месяцев были выполнены работы по первоначальному развертыванию и настройке систем, по истечению которых состоялись первый звонок и первая сессия выхода в Интернет с телефона с сим-картой нового виртуального мобильного оператора — Тинькофф Мобайл. Далее, в течение 3 месяцев шли работы по настройке бизнес-правил, проводились приемо-сдаточные испытания. В итоге система вышла в коммерческий режим эксплуатации 14 декабря 2017 года. Наша команда крайне быстро справилась с развертыванием и запуском виртуального мобильного оператора за 6 месяцев.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Слепота эволюции архитектурных решений

Будущее не определено. Никто, кроме демона Лапласа, не может заглянуть вперед и подсмотреть, что нас ждет впереди.

Когда с SDN жить хорошо

Рассматриваются нюансы использования технологии SDN, виды сетевых коммутаторов с поддержкой протокола OpenFlow

Естественный отбор Дарвина, или тернистый путь развития дата-центров

Вопрос создания и эксплуатации программно-определяемых ЦОД (Software-Defined Data Center) сегодня в первую очередь заботит крупных провайдеров ИТ-услуг

Мы наш, мы новый мир построим, или ИТ-инфраструктуру 2025 года пора планировать уже сейчас. Часть 1

В конце ноября на общественное обсуждение вынесен план мероприятий по развитию информационной инфраструктуры для цифровой экономики РФ.

Телеком переходит на облачные каналы связи на основе технологии SD-WAN

Миграция с «железных» решений, работающих на базе собственных ЦОДов компаний, на облачные сервисы происходит уже несколько лет.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня