Совмещение в единую инфраструктуру противоположных технологий
Виртуализация, облако Виртуализация, облако

Мы живем в мире, пронизанном идеями дуализма. Что первично – курица или яйцо?

Главная>Виртуализация, облако>Как добиться единства противоположностей
Виртуализация, облако Тема номера

Как добиться единства противоположностей

Дата публикации:
29.04.2015
Посетителей:
36
Просмотров:
27
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Андрей Шапошников Заместитель директора технического центра «Инфосистемы Джет»
Мы живем в мире, пронизанном идеями дуализма. Что первично – курица или яйцо? Что определяет бытие – дух или материя? Что важнее – вера или знание? Такого дуализма не избежала и наша профессиональная область – информационные технологии.

 

 

Можно обозначить первую пару противоположных и не сводимых друг к другу начал, относящихся к теме нашего номера, – инфраструктура физическая и инфраструктура виртуальная. Виртуализация проникла уже на все уровни ИТ-ландшафтов – в сети передачи данных, в сети и системы хранения данных, в серверные системы и комплексы. Дошло до того, что, хотим мы того или нет, но, используя современное оборудование, мы уже фактически не можем говорить о нем только как о физическом объекте. Всё его внутреннее устройство, точнее, логика работы, является виртуальным (пример – современные дисковые массивы, зачастую не дающие непосредственно управлять размещением данных на дисках). Дальше – больше: мы уже всерьез говорим о следующей стадии виртуализации – о приходе программно-определяемых инфраструктур.

 

Но стала ли современная ИТ-инфраструктура с приходом виртуализации проще? Нет, напротив – при определенном упрощении физического уровня (используется меньшее разнообразие аппаратных архитектур) мы наблюдаем существенное усложнение уровня логического, усугубляемое взаимопроникновением технологий. Например, на серверной платформе с использованием средств виртуализации можно реализовать и SAN c СХД, и виртуальную сеть передачи данных, наладить предоставление других сервисов, ранее доступных только в физическом исполнении (например, сервисов ИБ). При этом в работе остаются и физические устройства со сходным функционалом.

Вторая пара противоположных начал все последнее десятилетие, по сути, служила драйвером развития инфраструктурных технологий, в том числе виртуализации. Речь, с одной стороны, об объединении, с другой – о разделении. Как многие, наверное, помнят, первые «открытые системы», как и их родоначальники – «мейнфреймы», были «одиночками», не связанными даже сетевым взаимодействием. Но постепенно, вначале, как водится, неспешно, а потом все быстрее и быстрее сетевые интерфейсы и протоколы стали объединять разрозненные локальные компьютеры в локальные, а позже и в глобальные сети.

 

С увеличением размера сетей и стандартизации протоколов встали два вопроса – как сохранить производительность и обеспечить безопасность? Ответом в локальных сетях, основанных на протоколе Ethernet, стала первая ласточка сетевой виртуализации – технология VLAN, в скором времени стандартизированная. Затем появились другие технологии и стандарты, призванные обеспечить необходимую пропускную способность для высококритичного трафика и вместе с тем изолировать друг от друга сегменты сети с различными требованиями.

 

Сходным образом в свое время развивалась виртуализация и на других уровнях ИТ-ландшафта – объединяя ресурсы в единые общедоступные «пулы» и изолируя разнородные по тем или иным признакам (разные виды, категории, профили нагрузки и т.п.) ресурсы друг от друга.

 

Таким образом, современная виртуализованная инфраструктура включает не только сложно- скомбинированные физические и виртуальные сущности, но и целый набор разнородных связующих и разделяющих технологий.

 

С учетом этого третья, более драматичная, дилемма лежит в области эксплуатации современных виртуализованных инфраструктур. Мало построить такую инфраструктуру – надо уметь решать актуальные бизнес-задачи с ее помощью: масштабировать инфраструктуру прикладных систем в соответствии с потребностями бизнеса, разворачивать под новые проекты, обеспечивать необходимую доступность приложений и данных. Важно также решать эти задачи эффективно – в срок, качественно и в рамках бюджетов.

 

В чем же тут дилемма? В том, что обещающие такой инфраструктуре максимальную эффективность средства автоматизации управления облачного типа (портал самообслуживания, оркестрация и т.п.) либо сложны и дороги во внедрении и обслуживании, либо работают «из коробки» на очень ограниченном, однородном (в идеале – от одного вендора) системном ландшафте. При этом привычные методы управления физической инфраструктурой с использованием узких специалистов в разных тематических областях, выстроенных в жесткую организационно-штатную структуру, уже не могут обеспечить необходимую эффективность.

 

Есть ли выход из этой дилеммы? На наш взгляд, выходом является применение в создании и эксплуатации виртуализованной инфраструктуры сервисного подхода. Он заключается в том, что каждая инфраструктурная система – сеть передачи данных, СХД, серверный комплекс и т.д. – предоставляет типовые сервисы определенных классов, из которых, в свою очередь, формируется ИТ-инфраструктура, обеспечивающая работу соответствующих классов прикладных систем. Классы инфраструктурных сервисов формируются в зависимости от требований прикладных ИС и функциональных особенностей конкретной инфраструктурной системы.

 

Параметрами, по которым проводятся классификация и типизация сервисов, могут быть, например, тип аппаратной платформы, требования по производительности, времени хранения и восстановления данных, необходимость обеспечения высокой доступности (HA) и катастрофоустойчивости (DR) сервиса.

 

В состав предоставляемой прикладной системе ИТ-инфраструктуры должны также входить определенные схемы обслуживания и программы технической поддержки, соответствующие заданному классу.

 

Рис. 1. Схема формирования ИТ-инфраструктуры для прикладной системы из различных инфраструктурных сервисов

 

Понятно, что применение сервисного подхода к существующему ИТ-ландшафту потребует определенного объема организационно-методических работ. Надо систематизировать информацию по эксплуатирующимся прикладным системам, определить требования к их функционированию со стороны бизнес-подразделений (критичность, время восстановления) и, соответственно, сформулировать требования к инфраструктурным сервисам. Кроме того, после проведения необходимых технических работ по проектированию и настройке необходимых классов инфраструктурных сервисов потребуются разработка и ввод в действие пакета стандартов, регламентов и инструкций, определяющих действия ИТ-службы по выбору и настройке ИТ-инфраструктур по требованиям прикладных систем.

 

Еще одной особенностью сервисного подхода является то, что он дает возможность создать модель стоимости предоставляемой конкретной прикладной системе ИТ-инфраструктуры, а значит, закладывает основу для более эффективного финансового управления ИТ-активами компании.

 

Далее в нашем номере мы подробно рассмотрим технологии, позволяющие в той или иной степени реализовать описанный нами подход и эффективно использовать его для решения бизнес-задач.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Шлюзы как средство интеграции баз данных. Практический подход

Практика показывает, что сейчас в целом завершается этап создания оперативных баз данных организаций. В том или ином виде (в виде персональных или промышленных реляционных БД) во многих из них сформировались центры актуальных данных, ...

Архив без пыльных полок, или Способы организации архива предприятия

С древних времен человечеству приходилось решать проблему хранения информации накопленных многими поколениями знаний, культурных, технических, научных и прочих ценностей. Решение проблемы тесно связывалось с применением технологий ...

Современный SSD — расходный материал

Иногда приходится сталкиваться с тем, что к крутящимся жестким дискам (HDD) относятся как к расходному материалу. Отчасти это верно, так как механический износ со временем приводит к их поломке. Но само перемагничивание диска при записи данных может происходить нескончаемое число раз.

Как повысить эффективность массива

Представим вполне стандартные для ведения «ИТ-хозяйства» ситуации: мы добавили новый instance базы данных на сервер БД или новое задание резервного копирования (РК)

Резервирование данных: выбор площадки

Резервный ЦОД — неотъемлемая часть процесса обеспечения непрерывности бизнеса.

Методы построения систем хранения данных

Отсутствие доступа к данным равноценно отсутствию данных!   Доступ к данным невозможен как в случае выхода из строя каналов (доступа) или вычислительных средств, так и в случае отсутствия необходимой производительности для выполнения ...

Оптимизация затрат на инфраструктуру хранения

Непрерывность бизнеса – одно из ключевых условий успешного функционирования любой современной компании.

Pure Storage: СХД эпохи Big Data и искусственного интеллекта

Компания Pure Storage представила свои решения, бизнес-модель Evergreen и партнеров в России

Виртуальные ленточные библиотеки. Мифы и реальность

Современные системы хранения данных (СХД) обеспечивают исключительно высокий уровень надежности хранения благодаря отказоустойчивой архитектуре оборудования, включающей в себя дублирование компонентов, поддержку механизмов RAID и т.д., а также за счет применения средств создания копий данных, моментальных снимков (snapshot) и репликации.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня