ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

Jet Toolbar — локомотив для телеком-операторов

Jet Toolbar — локомотив для телеком-операторов

Владеть информацией? Это уже никого не интересует.

Главное — вовремя ли ты узнал ее

и что ты можешь сделать с ней прямо сейчас…

Тим Кук, генеральный директор Apple

Болевые точки телеком-бизнеса

«Уход абонентов к поставщикам ОТТ-сервисов», «Как не превратиться в “трубуˮ для трафика?», «На что сегодня нужно сделать ставку телеком-операторам?», «Как вести бизнес в условиях снижения прибыли?». В последние годы буквально каждая российская конференция операторов связи имеет подобную повестку дня. Международный рынок задается теми же вопросами. А в это время абоненты продолжают диктовать свои правила игры. В конце 2016 г. аналитическая компания GSMA Intelligence просканировала мировую телеком-индустрию на предмет предпочтений пользователей. Сравнивали IV кварталы 2015 и 2016 гг. по ряду показателей: объем голосовых услуг, объем трафика данных, использование мобильного интернета, 2G/3G/4G- и т.д. Некоторых операторов мобильной связи полученные результаты заставили крепко задуматься. Так, голосовые услуги просели более чем в 2 раза. В конце 2015 г. традиционные звонки приносили почти половину доходов — 49%, а в том же периоде 2016-го — лишь 19%. Мобильный интернет, наоборот, бьет все рекорды: 38% в 2015-м против 62% в 2016 г.

Что касается используемых технологий мобильной связи, расстановка сил выглядит следующим образом: к 2G в конце 2015 г. подключались 53% абонентов, к 3G — 32% и к 4G-сетям — только 15%. В 2016-м число абонентов, использующих технологию 2G, сократилось до 46%, 3G остались на том же уровне, а на 4G-подключения пришлось уже 22%. Итак, в мире и в России налицо значительный рост мобильного интернет-трафика и возрастание потребности в сетях четвертого, а в ближайшей перспективе — пятого поколения. Крылатая фраза «Аппетит приходит во время еды» как нельзя лучше иллюстрирует поведение абонентов мобильной связи. Они скачивают все больше тяжелого контента, требующего высоких скоростей загрузки. Операторы обеспечивают эту возможность и лишь подстегивают аппетиты пользователей. В данный момент операторский «транспорт» вновь нуждается в апгрейде.

Аналитики сходятся во мнении, что перед рынком телеком-услуг стоит масштабная задача строительства и расширения сетей нового поколения. И подразумеваемый этим CAPEX, мягко говоря, никому не покажется маленьким. Если присовокупить к этому риск скатиться к «трубе» (стать каналом, по которому абонент получает сервисы сторонних поставщиков) и тренд на удешевление стандартных операторских услуг, грозящий снижением revenue, картина вырисовывается совсем не радужная.

Телеком-операторы попадают в ловушку известного парадокса из «Алисы в Зазеркалье», когда для того чтобы остаться на месте, нужно бежать со всех ног, а чтобы замахнуться на большее и попасть в другое место, бежать вдвое быстрее. 2 основных вопроса: куда именно направиться и что стоит использовать для достижения этой цели? Вариантов ответа не так уж много: гарантия получения дополнительной прибыли — грамотное стимулирование абонентской активности. А это возможно только через разработку и предложение дополнительных сервисов (как операторских, так и партнерских), релевантных ожиданиям клиентов. Таким образом, представители телеком-рынка должны отказаться от бизнес-модели поставщика традиционных услуг связи и трансформироваться в операторов разнообразных сервисов.

Локомотив заказывали?

Среди новых технологических и бизнес-фишек отрасли можно упомянуть предоставление IoT-сервисов, запуск собственных мобильных мессенджеров, создание виртуальных операторов сотовой связи (MVNO), совместное использование телекоммуникационной инфраструктуры и т.д. При этом в ход идут как in-house-разработки, так и решения сторонних компаний — производителей специализированного оборудования и ПО, а также системных интеграторов.

Особой ценностью для телеком-операторов обладают технологии, позволяющие организовать принципиально новые каналы коммуникации с абонентами. Дело в том, что классические виды взаимодействия: SMS и голосовые звонки, — постепенно сходят на нет. Появляется все больше гаджетов (GPS-навигаторы, планшеты, смарт-часы), в которых они технически не предусмотрены. К тому же операторы зачастую не обладают достоверной/полной информацией об абонентах, что также не позволяет предлагать им действительно релевантные услуги. Такие решения, как Jet Toolbar, во многом нивелируют эту проблему.

Jet Toolbar дает телеком-оператору возможность коммуницировать с абонентом в тот момент, когда он пользуется Интернетом, в том числе показывать персонифицированные информационные и рекламные сообщения. Платформа обеспечивает показ настраиваемых элементов — виджетов — на любых web-страницах. При этом они выводятся поверх просматриваемых в браузере страниц. Это могут быть баннеры, видеоролики, стикеры, текстовые сообщения, в том числе бегущая строка, опросы и т.д.

С помощью стандартных сетевых протоколов инструмент легко интегрируется с операторской экосистемой — с системами управления трафиком (DPI, PCC, PCRF) и Business Support System (биллингом, CRM, Campaign Management и др.). При необходимости он использует их данные, что вкупе со специализированными инструментами самой платформы обеспечивает таргетирование предложений абонентам. Параметры показа могут зависеть от разных факторов и их сочетаний: местоположения пользователя (роуминг/домашняя сеть), его сетевой активности, поисковых запросов, объема и характера потребляемого трафика (тяжелый/легкий контент) и т.д.

В отличие от конкурентных решений Jet Toolbar легко инсталлировать, настраивать и эксплуатировать. Это не тяжеловесная платформа, поэтому она не требует предоставления большого объема вычислительных ресурсов от операторской инфраструктуры, инсталляция в среднем занимает не больше 1–2 недель и требует минимального числа участников проектной команды, как с нашей стороны, так и со стороны оператора. Мы подключаем к внедрениям 3 человек: менеджера проекта, архитектора и инженера.

Jet Toolbar работает на любых сетях — мобильных, фиксированных и Wi-Fi. При этом оно никак не затрагивает абонентские устройства, т.е. не требует инсталляции на них никакого ПО.

Jet Toolbar целесообразно использовать в качестве персональной информационной панели для абонента, содержащей данные о его текущем тарифе, остатке на счете, доступных услугах и опциях. Кроме того, с его помощью можно сообщать пользователям о новых тарифах и сервисах, напоминать о приближении дня списания абонентской платы и т.д.

Еще один вариант — сервис «Турбокнопка», позволяющий увеличить скорость интернет-соединения. Сценарий таков: Jet Toolbar в режиме реального времени определяет абонентов, которые качают контент на пределе скорости, установленной их тарифным планом. И на открытых этими пользователями web-страницах появляется «Турбокнопка», дающая возможность «докупить скорость».

Да и саму платформу адресной коммуникации с абонентами Jet Toolbar образно можно назвать турбокнопкой для операторов — двигателем нового поколения, позволяющим «бежать вдвое быстрее». Телеком-рынок осознает это в полной мере: платформа инстраллирована почти у двух десятков операторов. Помимо России и Европы, речь идет о Юго-Восточной Азии, Ближнем Востоке, странах Латинской Америки. Один из наших заказчиков — оператор широкополосного доступа с 5 млн абонентов, входящий в таиландский телеком-холдинг. Jet Toolbar необходим ему для продвижения новых тарифов и услуг. Аналогичные цели преследует и крупнейший оператор ШПД в Египте с базой в 3,5 млн абонентов.

Без партнеров как без прибыли

Помимо классических вариантов применения Jet Toolbar, упомянутых выше, операторы могут использовать программную платформу для продвижения партнерских продуктов и услуг. Миллионные абонентские базы — это потенциальные целевые аудитории для сотен рекламодателей.

Таким образом, благодаря использованию нашей платформы телеком-оператор становится привлекательной рекламной площадкой. Следующий логичный шаг — его интеграция с рекламными биржами. Это выгодно и операторам, и биржам. Глубокая сегментация абонентской базы оператора обеспечивает высокий процент попадания в цель рекламных предложений. Так, среднее значение click-through rate для стандартных интернет-баннеров — 0,5%. Опыт наших заказчиков показывает, что Jet Toolbar с его инструментами таргетирования позволяет увеличить этот коэффициент в десятки раз — до 15%. В настоящее время мы внедряем платформу у египетского оператора мобильной связи с 40 млн абонентов, и компания в том числе планирует использовать ее для продвижения партнерской рекламы.

И не только операторы мобильной или фиксированной связи могут использовать решение Jet Toolbar для получения дополнительной прибыли, но и Wi-Fi-провайдеры. Если пользователь мобильного телефона или планшета подключился к Wi-Fi-сети в торговом центре, Jet Toolbar позволит проинформировать его об акциях и скидках в ближайших магазинах, новинках меню в ресторане за углом, расписании местного кинотеатра.

Строго говоря, Jet Toolbar могут применять не только телеком-операторы, но и провайдеры Wi-Fi-сетей (городские власти разных уровней, аэропорты, торговые центры и т.д.). Показательный пример — инсталляция решения в крупной торговой сети в Малайзии. Заказчик с его помощью информирует потенциальных покупателей о рекламных акциях и предложениях. Кроме того, платформа используется для сбора данных об интересах и активности в сети посетителей торговых точек (отслеживается история посещений сайтов в привязке к посещениям торгового центра). Это позволяет осуществлять ретаргетинг — предлагать товары и услуги с учетом реагирования покупателей на предыдущие сообщения и предложения.

Показывать нельзя блокировать

Не так давно мы решили поставить запятую в этом предложении в неожиданном месте. Наш Jet Toolbar — решение, которое изначально было предназначено для показа различных, в том числе рекламных, сообщений, — получил функционал, позволяющий блокировать рекламный контент на web-страницах. Такой кардинальный поворот обусловлен двумя вескими причинами.

Во-первых, это дает возможность снизить нагрузку на операторскую сеть до 15%: рекламный контент, как правило, тяжелый, и его довольно много.

Во-вторых, это позволяет оператору сформировать новый тип тарифных услуг — план, предполагающий полное отсутствие рекламы на web-страницах. Такой тариф будет востребован, например, у туристов. Обычно они покупают местные SIM-карты с включенным пакетом трафика и, естественно, не желают тратить его на просмотр рекламного контента. Их интересует чистый трафик, пусть даже тариф, обеспечивающий такое преимущество, будет стоить несколько дороже стандартного пакета услуг.

Подобные сценарии мы реализуем для одного из ведущих операторов мобильной связи Вьетнама. На данный момент мы закончили первый этап внедрения Jet Toolbar: сервисы, разработанные на базе нашей платформы, доступны абонентам оператора в Ханое и Хошимине. Речь идет об адресном предложении тарифов и услуг, а также о продвижении рекламы партнеров. Второй этап проекта предполагает увеличение числа обслуживаемых пользователей в несколько раз и реализацию дополнительного функционала, уникального для местного телеком-рынка.

***

Телеком-операторы вынуждены вести бизнес во все более усложняющихся условиях. Время их монополии на услуги связи безвозвратно прошло, конкурентов, предлагающих сервисы, аналогичные операторским (OTT-провайдеры, мессенджеры и т.д.), становится все больше. При этом абоненты требуют все более высоких скоростей, и мы говорим не только о передаче данных. Нужно быстро реагировать на запросы пользователей, предлагать им свои сервисы, что называется, в нужное время и в нужном месте. Решения, подобные Jet Toolbar, призваны помочь операторам быстро откликнуться на запросы своих абонентов, простимулировать абонентскую активность, что в свою очередь приведет к росту прибыли. Абоненты были и остаются основным источником прибыли операторов связи, и залог успеха — в правильном взаимодействии со своей аудиторией.

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: