Как IT поспевать за ростом объемов и нужд рынка и бизнеса ?
Вычислительные комплексы Вычислительные комплексы

Мы стали очень динамично жить: мы на работе и на связи практически 24 часа в сутки, совершаем ночные покупки в круглосуточных супермаркетах, проверяем состояние наших финансов через интернет-банк, находясь в другой стране/на другом континенте.

Главная>Вычислительные комплексы>ИТ на полной скорости
Вычислительные комплексы Тема номера

ИТ на полной скорости

Дата публикации:
01.06.2016
Посетителей:
56
Просмотров:
63
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Илья Воронин Заместитель директора технического центра компании «Инфосистемы Джет»
Автор
Сергей Андронов Директор Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет»
Мы стали очень динамично жить: мы на работе и на связи практически 24 часа в сутки, совершаем ночные покупки в круглосуточных супермаркетах, проверяем состояние наших финансов через интернет-банк, находясь в другой стране/на другом континенте. Технологии, чье развитие в свое время обусловило высокий темп жизни, теперь вынуждены ему соответствовать, а иногда и догонять. Естественно, бизнес тоже не избежал подобной участи. Новые услуги и сервисы должны выводиться на рынок с минимальными временными задержками, поскольку конкуренты всегда дышат в затылок и норовят обойти на повороте в гонке за клиента. То же касается технического обеспечения слияний и поглощений компаний – банков, операторов связи, «промышленников» и т.д.

 

 

"Сегодня, чтобы идти в ногу со временем, нужно брать ноги в руки"

 

Писатель Леонид Сухоруков

 

Происходящие экономические кризисы только добавляют масла в огонь, особенно характерен в этом смысле последний, в реалиях которого мы живем до сих пор. Резкое изменение цен на нефть и валютные скачки заставляли бизнес оперативно пересматривать «линию поведения»: банки были вынуждены корректировать процентные ставки по вкладам после каждого повышения/снижения ключевой ставки ЦБ РФ, ритейлеры меняли поставщиков и логистические цепочки в соответствии с политикой импортозамещения. ИТ на своем уровне должны поддерживать эти пертурбации. Другой вопрос – могут ли они это сделать?

 

C точки зрения крупного корпоративного бизнеса последние 5–7 лет шло постоянное вливание средств в ИТ-инфраструктуру и реализацию ИТ-проектов. Это обеспечивало гарантированный результат – поддержку возникающих бизнес-задач – с временными задержками от нескольких месяцев до полугода-года. Соответственно, у топ-менеджмента за это время сформировалось ощущение, что ИТ-ландшафт более чем насыщен и способен поддержать возможные, в том числе кризисные, изменения. Но, как говорится, не тут-то было. Временных задержек при классическом подходе к построению и развитию инфраструктуры избежать не удастся. Но лишних нескольких месяцев на ожидание (согласование, поставка оборудования и ПО, инсталляция, миграция и др.) у бизнеса теперь нет – есть максимум несколько дней. Таким образом, первое требование, предъявляемое бизнесом к ИТ, – высокая скорость их изменения.

 

Теперь вернемся к истории о слиянии/поглощении компаний. Мы в данный момент участвуем в нескольких подобных проектах и первое, что говорят финансисты на общих встречах: «Мы не готовы существенно инвестировать в объединенную инфраструктуру – перестраивать сеть, модернизировать СХД, переходить на новую серверную платформу. Нам нужно максимально быстро навести порядок в объединенном ИТ-хозяйстве – получить единую прозрачную инфраструктуру, "растянутую" на обе компании». То есть второе требование к ИТ – это сохранность прошлых инвестиций, сохранение КПД – высокой утилизации – используемых технологий.

 

Отметим, что параллельно с изменением самого восприятия ИТ происходит смена ИТ-управленцев. Старую гвардию, привыкшую мыслить в классической парадигме, постепенно сменяют новые кадры – поколение Y, а в скором времени их сменит поколение Google. Они не вдаются в технические вопросы, в первом приоритете для них – именно бизнес-задачи и их своевременное выполнение. Если ИТ не могут это обеспечить, значит, они не эффективны и нуждаются в изменении. В каком именно?

 

Ноги в руки и вперед

 

Если говорить упрощенно, бизнесу нужен универсальный «интернет-магазин» ИТ-ресурсов под управлением ИТ-подразделения. Бизнес стремится внедрять инновационные изменения для обеспечения своего динамичного развития и конкурентоспособности – минимизации Time2Market и вывода продуктов/сервисов на рынок раньше «коллег». Инновации, в свою очередь, требуют высокой скорости изменений в ИТ, а это подразумевает использование гибкой и адаптивной ИТ-инфраструктуры. О принципах ее построения и функционирования мы и поговорим ниже.

 

Это должна быть легко кастомизируемая среда выполнения приложений, позволяющая не думать о «железном» уровне – как устроен вычислительный комплекс, организован backup, осуществляется мониторинг и т.д. Речь идет о программно-аппаратном комплексе, предоставляющем набор базовых инфраструктурных сервисов и создающем среду выполнения, гарантирующую заданный уровень производительности и доступности для размещённых в ней бизнес-приложений. Комплекс должен обеспечивать автоматизацию типовых задач по предоставлению и учёту ИТ-услуг, а также иметь встроенные средства мониторинга и самодиагностики, работающие на базе заложенной в него «модели здоровья».

 

Для бизнес-пользователей система выглядит как корпоративное частное облако, при размещении в котором приложения автоматически кластеризуются, интегрируются с СРК, «встают» на мониторинг, проходят плановое обслуживание и т.д. При этом пользователи получают доступ ко всем высокоуровневым инструментам взаимодействия с платформой и регулярную отчетность о выполнении SLA, текущей утилизации и трендах роста нагрузок.

 

Поскольку подобная облачная платформа обеспечивает параллельное выполнение большого количества бизнес-приложений, разделяющих общий набор физических и логических ресурсов, уровень утилизации может составлять 70–75%.

 

Отметим, что такой комплекс можно построить на основе общедоступного оборудования и ПО ведущих мировых производителей/программных компонент с открытым исходным кодом. Ключевые аппаратные элементы комплекса общеизвестны – это собственно вычислительная платформа, СХД, сетевая инфраструктура и средства обеспечения информационной безопасности.

 

Набор системного ПО облачной платформы обеспечивает:

 

  • Базовые инфраструктурные сервисы.
  • Сервисы обеспечения высокой доступности и катастрофоустойчивости вычислительной инфраструктуры.
  • Сервисы защиты данных от потери, повреждения или недоступности в случаях физического или логического повреждения или ЧС.
  • Сервисы автоматизации предоставления ИТ-услуг (к примеру, создания и обновления тестовых сред на основе данных продуктивных окружений с автоматическим обезличиванием).
  • Сервисы мониторинга использования ресурсов и отчётности.
  • Сервисы контроля и самодиагностики.

 

Таким образом, инструментарий для оперативного предоставления ИТ-ресурсов бизнес-пользователям представляет собой комплексную систему, включающую десятки различных компонент и подразумевающий наличие сотен связей между ними. Поэтому в данный момент разработка, внедрение и обслуживание такой системы требуют наличия разнообразных компетенций у ИТ-специалистов – «операторов» облачной платформы, осуществляющих поддержку низкоуровневых сервисов.

 

В части разработки речь в первую очередь идет о создании набора алгоритмов – сценариев, по которым ИТ-услуги из «интернет-магазина» будут предоставляться конечным пользователям, а также web-интерфейса взаимодействия пользователей с системой. На рынке пока нет готовых решений, в которых воплощен подобный функционал. И это – «поле битвы» для системных интеграторов. Так, мы сейчас участвуем в нескольких проектах, в которых требуется реализовать логику работы сценариев предоставления ИТ-ресурсов разным группам пользователей. По нашим ощущениям, в ближайшие пару лет в этой сфере произойдет качественный скачок, который приведет к повсеместному использованию описанной сервисной модели.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Снижение показателя Time-to-Market

Как быстро и безопасно вносить изменения программного обеспечения в готовый продукт

Когда и зачем внедрять Scrum и Kanban?

Какие задачи решает Scrum-мастер и почему его наличие в команде обязательно

Круглый стол: будущее бизнеса и ИТ после коронавируса

Нужно ли сейчас внедрять цифровые места и кому это поручить? Что будет с бюджетами на ИТ? Как пандемия повлияла на промышленность?

DevOps нельзя покорить раз и навсегда

Зачем ИТ-подразделения регулярно пугают бизнес, если это уже не работает

Мы как саперы — не имеем права на ошибку

Как Сбербанк проверяет на производительность платежную систему для физических лиц

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня