Cпособы повышения эффективности работы дисковых массивов.
СХД, СРК СХД, СРК

Представим вполне стандартные для ведения «ИТ-хозяйства» ситуации: мы добавили новый instance базы данных на сервер БД или новое задание резервного копирования (РК)

Главная>СХД, СРК>Как повысить эффективность массива
СХД, СРК Тема номера

Как повысить эффективность массива

Дата публикации:
26.03.2015
Посетителей:
108
Просмотров:
96
Время просмотра:
0.8 мин.

Авторы

Автор
Николай Ведяшкин Эксперт Сервисного центра компании «Инфосистемы Джет»
Рассматриваются способы повышения эффективности работы дисковых массивов.

 

 

Представим вполне стандартные для ведения «ИТ-хозяйства» ситуации: мы добавили новый instance базы данных на сервер БД или новое задание резервного копирования (РК), подключили дополнительный сервер к дисковому массиву и во всех этих случаях столкнулись со снижением его производительности. Далее действовать можно по-разному.

 

Например, добавить сервер БД и перенести на него экземпляр базы данных, «пристегнуть» дополнительные резервные накопители, чтобы ускорить процесс РК, провести апгрейд процессоров и т.д. Но нужно понимать, что этот путь – простого наращивания аппаратных мощностей – наименее выгоден с точки зрения временных и материальных затрат. Гораздо эффективнее решать подобные проблемы на уровне логики работы ИТ-решений.

 

Почему буксуем

Зачастую проблемы с производительностью дискового массива связаны с тем, что при его изначальном конфигурировании не учитываются его архитектура, принципы функционирования, существующие ограничения. Так, если рассматривать массивы старого поколения, то их ахиллесова пята заключается в относительно невысокой пропускной способности внутренних шин – около 200 Мб/сек. К нам не так давно обратился один с заказчиков с просьбой проанализировать работу его дискового массива и дать рекомендации по ее оптимизации. Массив по факту был не загружен, при этом его скорость периодически оставляла желать лучшего. Анализ показал, что он был неправильно сконфигурирован: если брать сутки в целом, все внутренние диски были загружены примерно одинаково, но пики нагрузки распределялись по ним неравномерно. В результате одна из внутренних шин перезагружалась. То есть дисковый массив «буксовал» из-за превышения максимально допустимого порога у одной компоненты. Мы порекомендовали переразбить его для равномерной загрузки внутренних шин, после чего производительность возросла на 30%.

 

Кроме того, ошибка может закрасться при подключении серверов к системам хранения данных. Можно неправильно сконфигурировать дисковую емкость, которая презентуется хостам. Дело в том, что часть современных дисковых массивов имеет ограничения по такому параметру, как очередь команд (Queue Depth, QD). Здесь предлагаем немного углубиться в историю. В стандарте SCSI-I SCSI-драйвер сервера должен был дождаться выполнения одной команды и только после этого отправлять следующую. Со стандарта SCSI-II и выше SCSI-драйвер может отправить SCSI-диску одновременно несколько команд (QD). Максимальное количество SCSI-команд, параллельно обслуживаемых диском, является одной из его важнейших характеристик. Параметр IOPS (Input Output Operation per Second) показывает, какое количество запросов (SCSI-команд) может выполнить SCSI LUN в секунду. Соответственно, QD и IOPS могут вступать в непримиримое противоречие друг с другом.

 

В результате не исключена следующая ситуация: на стороне сервера характеристики ввода-вывода неприемлемы, время отклика на запросы очень большое, а дисковый массив не нагружен. Причина – неправильная настройка очереди команд (выше допустимого). В этом случае команды зависают в буфере массива до тех пор, пока не подойдёт их очередь на исполнение. На сервере же регистрируются большие service time.

 

Если же QD существенного ниже оптимального значения, вы также столкнетесь с неудовлетворительной производительностью. Время отклика будет замечательным, дисковый массив будет не загруженным, но количество обрабатываемых массивом запросов будет очень маленьким. Виной всему – большое время ожидания в очереди перед отправкой запросов к СХД.

 

Как поймать IOPS за хвост и не упустить?

Что делать, если время отклика зашкаливает, а дисковый массив не загружен? Или если просто хочется «выжать» из массива еще чуть-чуть?

Можно:

  • посмотреть на настройки Queue Depth на сервере и сравнить максимально допустимую очередь команд с LUN массива. Сделать правильные настройки;
  • посмотреть на статистику с массива. Возможно, на нем копится очередь команд к LUN;
  • разбить один LUN на несколько и «склеить» на хосте в stripe или хотя бы в конкатенацию в зависимости от конфигурации. Конкатенация поможет в том случае, если нагрузка распределится по всем LUN.
  • выбирать размер stripe unit size на дисковом массиве и хосте таким образом, чтобы характерная операция со стороны приложения нагружала как можно меньше физических дисков в массиве.

 

Рис. 1. Stripe Unit Size

 

Здесь можно привести пример из нашего опыта: связка «сервер–массив» у заказчика не показывала заявленный уровень производительности. Анализ выявил, что серверу был дан очень большой LUN – на несколько терабайт, работа приложений была неудовлетворительной, а сам LUN был перегружен по очереди команд. Мы рекомендовали разбить этот LUN на несколько и разнести виды нагрузки на разные тома. На сервере «крутились» 4 instance баз данных, в итоге один из них начал работать в 6 раз быстрее, другой – в 2 раза.

 

Больше – не всегда лучше

 

Периодически мы сталкиваемся с тем, что ИТ-специалисты компаний-заказчиков не всегда понимают, какой тип RAID оптимальнее использовать для того или иного профиля нагрузки со стороны приложений. Все знают, что RAID 10 надежен, устойчив к потере нескольких дисков, показывает хорошую скорость на случайных операциях. Соответственно, чаще всего выбирают этот, весьма дорогостоящий вариант. Однако если приложение создает профиль нагрузки, подразумевающий мало операций случайной записи и много операций чтения или последовательной записи, лучше использовать RAID 5. На том же количестве дисков он может работать в полтора, а то и в два раза быстрее. Одна компания обратилась к нам с просьбой улучшить характеристики дискового ввода/ввода для одного из ее приложений. Приложение создавало большое количество операций чтения и незначительное число операций записи. На дисковом массиве был сконфигурирован RAID 10, и по анализу статистики было видно практически полное простаивание половины дисков в RAID-группе. Клиенту порекомендовали перейти на RAID 5 из точно такого же количества физических дисков, в результате удалось улучшить работу приложения более чем в полтора раза.

 

 

Практически каждая компания, эксплуатирующая вычислительный комплекс, сталкивается с проблемами производительности. Приведённые здесь примеры не единственные. Достаточно большое количество проблем, связанных с неудовлетворительной работой массивов, можно избежать, конфигурируя оборудование исходя из его архитектуры и предварительного анализа профиля нагрузки со стороны приложений. Дополнительно стоит отметить, что улучшение работы вычислительного комплекса не должно замыкаться на какой-то одной его составляющей – дисковом массиве, сервере, ПО или сети передачи данных. Наиболее продуктивные результаты будут достигнуты после проведения анализа всего комплекса в целом и изменения конфигурации не только массива, но и сервера и приложений.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Виртуальные ленточные библиотеки. Мифы и реальность

Современные системы хранения данных (СХД) обеспечивают исключительно высокий уровень надежности хранения благодаря отказоустойчивой архитектуре оборудования, включающей в себя дублирование компонентов, поддержку механизмов RAID и т.д., а также за счет применения средств создания копий данных, моментальных снимков (snapshot) и репликации.

Вызовы обслуживания Инфраструктуры 3.0

Что лежит в основе новых инфраструктурных трендов? Задачи, которые ставит перед компаниями Инфраструктура 3.0. Как и с помощью чего их решать?

Настоящий вычислительный центр

«Все! Надоело! Все эти пользователи, которые делают, что хотят, эти файловые сервера, которые расползлись по этажам и превратились в свалки мусора, а тут еще им Интернет подавай! Да они оттуда только вирусы будут тянуть, да картинки... ...

Архив без пыльных полок, или Способы организации архива предприятия

С древних времен человечеству приходилось решать проблему хранения информации накопленных многими поколениями знаний, культурных, технических, научных и прочих ценностей. Решение проблемы тесно связывалось с применением технологий ...

Как добиться единства противоположностей

Мы живем в мире, пронизанном идеями дуализма. Что первично – курица или яйцо?

Практика применения решений HDS

Мы тесно сотрудничаем со многими производителями систем хранения данных, что позволяет объективно оценивать качество дисковых массивов разных вендоров.

Замещать нельзя оставить. Часть 1

Долгое время ИТ-сфера в России развивалась без активного участия государства, инвестиции поступали только из частного капитала.

Что делать, если СХД болит

Сказать, что сегодня объем корпоративных данных растет, значит, не сказать ничего.

Современный SSD — расходный материал

Иногда приходится сталкиваться с тем, что к крутящимся жестким дискам (HDD) относятся как к расходному материалу. Отчасти это верно, так как механический износ со временем приводит к их поломке. Но само перемагничивание диска при записи данных может происходить нескончаемое число раз.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня