ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

Business Intelligence – модная тема или реальный источник конкурентного преимущества?

Business Intelligence – модная тема или реальный источник конкурентного преимущества?

Термин Business Intelligence (BI) был введен в обиход в 1989 году Говардом Дреснером, аналитиком компании Gartner Group. Это понятие определяло набор концепций и методов, используемых для повышения эффективности процесса принятия бизнес-решений и базирующихся на информационных системах, которые содержат основанную на фактах информацию. Позднее появились информационные системы класса BI. C 2005 года этот сегмент программного обеспечения показывает наиболее высокий рост в мире. По оценкам компании IDC, бизнес-аналитика является одним из двух важнейших ИТ-приоритетов в крупных компаниях.

В настоящее время под термином Business Intelligence принято понимать следующие процессы и связанные с ними технологии:

  • Хранилища и витрины данных
  • Отчетность
  • Анализ данных
  • Управляющие панели
  • Ключевые показатели эффективности и сбалансированные карты показателей
  • Бюджетирование
  • Прогнозирование
  • Стратегическое планирование

В чем же причина такого интереса к тематике Business Intelligence? Что это – модная тема или источник конкурентного преимущества? Компании – лидеры рынка в своем секторе  уже давно ответили на этот вопрос и используют возможности BI-технологий в конкурентной борьбе.

BI-технологии помогают компаниям эффективно использовать их финансовые, человеческие и материальные ресурсы. BI-методологии и связанные с ними приложения позволяют системно интегрировать стратегию развития компании с ключевыми процессами и задачами операционной деятельности, а также донести видение руководства до сотрудников и оперативно контролировать результаты их деятельности и вклад в достижение бизнес-целей.

Системный ландшафт решения по бизнес-аналитике могут составлять несколько систем. Это хранилища и витрины данных, использующие как реляционные, так и OLAP-технологии, статистические пакеты и опции Data Mining, ETL-системы, BI-платформы и системы класса EPM (Enterprise Performance Management).

Хранилища и витрины данных – технологическая основа BI-решения – обеспечивают основными данными другие его компоненты.

EPM-системы в качестве фундамента используют хранилища и BI-платформы и традиционно включают в себя такие функциональные области, как стратегический менеджмент, бюджетное планирование и прогноз, моделирование и оптимизация доходности, а также финансовая консолидация.

BI-платформа дает возможность получать регламентированные отчеты, строить произвольные запросы (ad-hoc), а также работать с управляющими панелями (Dashboards). С одной стороны, именно Dashboards представляют наибольший интерес для управленцев, раскрывая основные достоинства работы с BI-платформой. С другой, проектирование и реализация управляющих панелей – наиболее сложные задачи проекта. Процессы создания эффективных показателей, поддерживающих движение компании в сторону стратегических целей, определение их взаимосвязей и иерархий, обеспечение их правдивыми данными, а также правильная и удобная их визуализация существенно влияют на результат всего проекта. Понимая важность этих процессов, наша компания предлагает методику разработки управляющих панелей, позволяющую получить максимальный эффект от использования BI-платформы.

Business Intelligence – это прежде всего комплексный набор управленческих методологий, информационных систем и технологических решений. Именно эта комплексность и определяет высокий процент проектов в области BI, которые в итоге не решили поставленных задач. Для минимизации рисков проекта, а также формирования поэтапной программы развития BI-технологий с получением максимальной отдачи от каждого этапа мы предлагаем начинать BI-инициативы с проекта разработки BI-стратегии. Ее наличие позволит получить четкую последовательность действий, учитывающую технологическую и методологическую готовность компании, спланировать бюджет, подготовить команду, а также иметь формализованные требования для проведения необходимых конкурсов. Мы считаем, что использование технологий Business Intelligence действительно может дать конкурентное преимущество компании, но для достижения успеха необходим комплексный, системный подход к планированию и реализации подобных инициатив.

В истории менеджмента периодически появлялись концепции, меняющие взгляды на бизнес и дающие компаниям, использующим их, преимущества перед конкурентами. Вот несколько примеров прорывных бизнес-идей. В двадцатых годах прошлого столетия Альфред Слоан, ставший в 1923 году президентом компании General Motors, выдвинул идею сегментировать потребителей, предлагая различным клиентским сегментам машины разного класса и, соответственно, стоимости. Это дало существенный рост доходов General Motors, а в бизнесе появилась практика развития различных брендов от одного производителя.

Гарвардский профессор Майкл Портер в 1970 году опубликовал книгу «Конкурентные стратегии: техники анализа индустрий и конкурентов». Она стала фундаментом для стратегического планирования и появления подразделений, отвечающих за это направление в организационных структурах компаний.

В 1996 году Роберт Каплан и Дэвид Нортон издали книгу под названием «Сбалансированные карты показателей: трансформация стратегии в действия». По мнению авторов, проблема многих компаний заключается не в том, что у них плохо сформулирована стратегия развития бизнеса, а в том, что они уделяют недостаточно внимания вопросам ее внедрения. Руководители компаний должны доводить стратегию до сотрудников, используя визуальные карты, и смещать фокус при оценке результатов с контроля финансовой составляющей на нефинансовые показатели операционной деятельности, связанные со стратегическими приоритетами.

Многие эксперты считают, что новой, прорывной бизнес-идеей является концепция получения конкурентного преимущества за счет использования бизнес-аналитики. В 2006 году профессор Томас Дэвенпорт опубликовал в Harvard Business Review статью «Competing on Analytics», в которой указал, что следующим дифференциатором для получения конкурентного преимущества будет прогнозная аналитика. Изменения на всех уровнях происходят так быстро, что реагирование на них постфактум может быть для компаний слишком поздним и рискованным. Бизнес смещает управленческий фокус с контроля на планирование и прогноз. По мнению автора, компании должны быть проактивными, чтобы предвидеть изменения, и наилучший путь – это использование количественного анализа и прогнозной аналитики.

 

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su