ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

BI – всегда? BI – везде?

BI – всегда? BI – везде?

Под термином Business Intelligence (BI) чаще всего понимается набор программных средств, позволяющих производить анализ данных (как оперативных, так и исторических) из информационных систем компании и прочих источников. При его выполнении зачастую возникает проблема разрозненности и разнородности данных: информация хранится в разных форматах, в различных системах или вообще в файлах, находящихся на локальных компьютерах разных сотрудников. При этом ее актуальность не гарантирована, а на то, чтобы свести все данные в один сводный отчет, требуется много сил и времени. Кроме необходимости консолидации данных из большого количества различных источников, существует проблема их недостаточной визуализации и, как следствие, низкой информативности отчетов. Обе проблемы эффективно решаются при использовании для разработки аналитических систем современных BI-платформ, таких как, например, платформа QlikView от компании QlikTech.

Помимо технологического аспекта, огромную ценность для компаний представляет решение бизнес-задач: как общих – характерных для этой отрасли или типа бизнеса, так и специфичных для конкретной организации. Это достигается путем построения так называемых аналитических моделей, представляющих собой набор взаимосвязанных между собой отчетных форм. Поскольку данные в модели взаимосвязаны, пользователь с помощью современных средств визуализации имеет возможность выполнять разносторонний гибкий анализ и быстро находить ответы на интересующие его вопросы.

Для промышленности

На сегодняшний момент в России достаточно широко распространены модели на базе QlikView для компаний из сфер ритейла и страхования. Мы же в этой статье предлагаем рассмотреть применение BI-подхода для других областей. Начнем с задач для промышленных предприятий.

Производственный процесс, будь то производство шоколадных батончиков или оптических приборов, стоит рассматривать как совокупность многих взаимосвязанных процессов, на выходе позволяющих получить конечный продукт. Поэтому для качественного управления им стоит анализировать ряд составляющих. Перечислим некоторые из них:

  • выручка и объемы производства;
  • поставки производственного сырья;
  • выполнение производственного плана;
  • эффективность производства;
  • загрузка производственных линий;
  • реализация продукции;
  • брак и неисправности.

Любой из перечисленных пунктов может быть представлен в отчете не просто в виде значения верхнеуровневого показателя эффективности. Обычно по каждому показателю отображается определенный объем информации, позволяющий выяснить, как было рассчитано это значение и как оно связано с другими показателями. Например, необходимо проводить анализ неисправностей, возникающих на производственных линях завода. В первую очередь инженер по эксплуатации должен иметь возможность анализировать за выбранный период количество неисправностей по их типам, критичности и сложности устранения. Очень наглядно выглядит представление количества поломок того или иного агрегата на схеме производственной линии или производственного процесса (мнемосхеме).

Рис. 1. Мониторинг производственного процесса

Также можно анализировать информацию о сотруднике, обнаружившем неисправность, плановом и фактическом времени ее устранения, а также о специалистах, работавших по этой задаче.

Для ресторанного бизнеса

Сейчас этот сегмент рынка развивается очень динамично. Сферу ресторанного бизнеса можно назвать многопрофильной (питание, досуг, коммуникации), что требует постоянного контроля высокого уровня обслуживания клиентов и удовлетворения их потребностей.

При этом ресторанные сети почти всегда являются территориально распределенными и нуждаются в централизованном управлении из головного офиса. В то же время огромный объем оперативных и статистических данных, находящихся в разных форматах, постоянное увеличение ассортимента продукции и торговых точек с каждым годом отдаляют возможность получить общую картину по всей сети в целом. Типовые задачи, которые встают перед ресторанными сетями:

  • повышение качества продукции общественного питания и уровня обслуживания посетителей;
  • мониторинг работы всех структур ресторана;
  • анализ факторов, повлиявших на выполнение планов;
  • анализ изменения динамики финансовых показателей за несколько периодов;
  • анализ посещаемости ресторана;
  • изучение и прогнозирование спроса;
  • оптимизация затрат и сокращение издержек;
  • анализ эффективности работы и повышение лояльности поставщиков.

 Михаил Андреянов, руководитель группы разработки Центра программных решений компании «Инфосистемы Джет».

Поскольку разработка BI-решения всегда связана со сбором данных из различных источников, в наших проектах частой задачей является разработка специальных технологий интеграции. Так, например, для ресторанных сетей характерно использование для хранения транзакционных данных так называемого «закрытого» формата ARK6, с которым приходится осуществлять интеграцию.

Кроме того, мы используем в наших решениях специально разработанные коннекторы. Так, коннектор для интеграции с системой мониторинга Distimo способен посредством веб-сервисов получать статистику загрузок любых приложений из любых мобильных маркетов, подключенных к пользовательскому аккаунту. Возможно получение статистики в разбивке по странам, а также раздельной статистики для закачек и обновлений. В качестве транспортного протокола используется JSON.

Коннектор к Windows Phone Store использует аккаунт службы Microsoft Live и собирает статистику всех приложений, подключенных к нему. Реализован коннектор на веб-сервисах службы Live и протоколе JSON. Возможна выгрузка данных с учетом страны местонахождения телефона, а также статистики в разрезе типа приобретения мобильного приложения.

Коннектор к Google Analytics использует многомерную модель данных и преобразует ее в табличный вид, понятный QlikView. Это решение позволяет выгружать данные на основе настраиваемых групп мер и измерений, а также ограничивать информацию при помощи задаваемых фильтров. В его работе используются Google Analytics API и система авторизации при помощи аккаунта Google.

Благодаря применению BI-решения появляется возможность в любой момент обрабатывать большое количество данных, позволяющих проанализировать динамику финансовых показателей и сделать вывод об эффективности выбранной стратегии развития сети, используя при этом требуемую степень детализации (например, от товарооборота за месяц перейти к конкретной позиции в чеке). Такой анализ, в частности, может позволить определить факторы, повлиявшие на отклонение различных показателей от плановых. Он также дает возможность разработать конкретные меры по увеличению товарооборота, выявить резервы повышения рентабельности, сократить экономические затраты, а также скорректировать ценовую и ассортиментную политику.

На службе ИТ-подразделений

На первый взгляд может показаться, что BI-решения целесообразно применять только бизнес-пользователям, а ИТ-подразделения компаний могут обойтись без них, но это не так. Одним из наиболее интересных наших проектов в этой области является реализация мониторинга доступности сетевого оборудования для ИТ-компании, поддерживающей систему платежных терминалов в сети автозаправочных станций. В разработанном BI-решении была объединена информация из двух систем мониторинга, одна из которых содержала данные о доступности сетевого оборудования, а другая – о доступности сервисов.

У каждой системы имелись свои отчеты, способные отображать собираемую информацию. Казалось бы, у компании были все инструменты для успешного мониторинга. Рассмотрим причины, по которым она все же обратилась к BI-средству:

  • неинформативные отчеты – в них не содержалась та информация, которая была интересна;
  • отсутствие возможности создавать собственные отчеты;
  • неудобства при переключении между отчетами из двух разных систем, отсутствие консолидированной отчетности.

Разработанное решение не только устранило все перечисленные проблемы, но и позволило компании использовать картографическое отображение (на базе Google Maps) доступного и недоступного на данный момент сетевого оборудования.

Как видно из примера, BI-решения, используемые даже для специфичных, на первый взгляд, задач, могут применяться в разных ситуациях и различных отраслях.

Рис. 2. Картографическое отображение доступности сетевого оборудования

Технология разработки BI-решений

Особенностью проектов по реализации решений на базе платформы QlikView является короткий срок их выполнения, особенно по сравнению с традиционными BI-продуктами. Высокая скорость разработки обусловлена не только особенностями самой платформы, но и используемым подходом: для ускорения процесса сбора требований используются прототипы, идет поэтапное внедрение, позволяющее распараллеливать работы, специалисты компании вовлекаются в процесс тестирования отчетов на самых ранних этапах. Хотя в целом методология разработки BI-решений соответствует принятой в нашей и в большинстве других компаний методологии разработки ПО, имеет смысл обратить внимание на некоторые особенности процесса.

  • Проведение обследования компании

Этап обследования является первым и самым важным во всей технологической цепочке разработки BI-решения. Именно на этой стадии нужно правильно сформулировать требования к модели, детально проанализировав все потребности компании и расставив приоритеты.

Бывают ситуации, когда компания уже понимает, что без бизнес-аналитики ей не обойтись, но конечное видение того, какие показатели бизнеса анализировать и как их рассчитывать, у нее еще не сформировалось. В этом случае, используя нашу экспертизу и лучшие практики в конкретной предметной области, мы помогаем определиться с системой показателей для анализа и методами их расчета.

  • Разработка консолидированной модели данных для разных источников

Особенностью QlikView является уникальная технология ассоциативного поиска информации, которая позволяет осуществлять комплексный поиск данных, полученных из разных источников, связав их лишь по одному ключевому полю. Например, связав данные из 1С и системы учета кассовых терминалов, можно понять, каким образом временная недоступность платежных терминалов повлияла на общую выручку магазина за выбранный день.

  • Разработка аналитических отчетов

Несмотря на то что требования к отчетам разрабатываются в самом начале проекта, они в большей степени относятся к составу данных, а не к способу их визуализации. Компания, привыкшая работать с «плоскими» отчетными формами, зачастую даже не представляет на первых этапах проекта всех возможностей отображения. Одной из особенностей QlikView является возможность практически моментального изменения способа визуализации, в большинстве случаев доступного даже бизнес-пользователям. Поэтому, предварительно согласовав эскизы будущих отчетов, уже в процессе разработки мы совместно со специалистами компании выбираем наиболее удобный способ представления данных из огромного количества разнообразных графиков, диаграмм и таблиц.

  • Тестирование

После окончания разработки все аналитические отчеты проходят внутреннее функциональное тестирование, а затем передаются на тестирование в компанию. Совершенно очевидно, что даже самые наглядные и информативные отчеты окажутся бесполезными, если пользователь не будет уверен в корректности данных. К сожалению, некоторые несоответствия, например, в разработанной системе показателей, могут быть выявлены только в процессе реального использования отчетов и должны быть устранены еще до их ввода в «боевую» эксплуатацию. Поэтому, понимая важность опытной эксплуатации, мы стараемся начинать ее как можно раньше для сокращения сроков разработки.

Таким образом

Качественно спроектированный и реализованный BI-инструментарий способствует решению практически неограниченного перечня задач для разных отраслей. Он помогает привести данные в порядок, постоянно поддерживать их в актуальном состоянии и получать оперативный доступ именно к той информации, которая нужна в этот момент. Использование решений, построенных на базе таких BI-платформ, как QlikView, позволяет реализовывать проекты в короткие сроки, предоставляя компании удобный инструмент для эффективного управления бизнесом.

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su