BI or not BI – вопрос уже не стоит
Программное обеспечение Программное обеспечение

Для эффективного управления и развития своего бизнеса современным компаниям необходимо рассматривать любую возникающую ситуацию под разными углами, оперативно принимать управленческие решения и иметь возможность анализировать формирующиеся тенденции.

Главная>Программное обеспечение>BI or not BI – вопрос уже не стоит
Программное обеспечение Тема номера

BI or not BI – вопрос уже не стоит

Дата публикации:
12.03.2013
Посетителей:
60
Просмотров:
54
Время просмотра:
1 мин.

Авторы

Автор
Анна Харитонова В прошлом - начальник отдела бизнес-анализа Центра программных решений компании «Инфосистемы Джет»
Для эффективного управления и развития своего бизнеса современным компаниям необходимо рассматривать любую возникающую ситуацию под разными углами, оперативно принимать управленческие решения и иметь возможность анализировать формирующиеся тенденции. Решающую роль в этих процессах играет наличие достоверной, консолидированной информации – разноплановой оперативной отчетности. Но получить ее на практике оказывается не так-то просто. Да, в компании может быть внедрено большое количество информационных систем, функциональность которых, в том числе, предусматривает подготовку отчетов. Может использоваться узкоспециализированное аналитическое приложение. Но проблема при этом не будет решена. Тому есть несколько причин.

 

 

 

Например, в компании разработаны стандартные отчеты, на основании которых бизнес с определенной периодичностью получает аналитические данные. Но их зачастую не хватает для проведения более глубокого анализа – отслеживания тенденций, поиска взаимосвязей между событиями и т.д. Стандартная отчетность – это ограниченная область знаний.

 

Что же скрывается за термином Business Intelligence? BI – технологии по сбору данных, их консолидации, преобразованию и визуализации (то есть обеспечению доступа к ним пользователей). Это могут быть как достаточно простые решения по формированию отчетов, так и сложные интеллектуальные системы, включающие в себя функцию Data Mining (о ней читайте в статье «Data mining – Cито для данных»).

Вторая причина заключается в том, что BI-инструменты, даже самые мощные, нередко бывают медлительны. Для формирования сложных отчетов требуется достаточно большое время. К чему это приводит? Допустим, топ-менеджеру компании нужно срочно принять решение о том, заключать ли сделку с поставщиком. Для этого ему необходимо здесь и сейчас получить информацию о потенциальном партнере, его продукте и т.д. Он делает запрос в корпоративных системах и во внешних источниках. Но к тому времени, как менеджер получит ответ, он уже может потерять актуальность.

 

 

Еще одной проблемой с точки зрения эффективного использования стандартных BI-решений является возникновение критических для бизнеса ситуаций. В такие моменты руководство обычно хочет с помощью BI-инструмента получить ответы на нестандартные, произвольные запросы. Но отчетность, изначально построенная на основании совершенно определенных, жестких запросов, не может это обеспечить. Шаг влево, шаг вправо просто невозможен.

 

Итак, что компании имеют на выходе – мало гибкости, много времени. В этой ситуации они зачастую идут по пути максимального привлечения к процессу подготовки отчетности своих ИТ-служб – специалистам без конца поступают задачи по доработке старых отчетных форм и/или разработке новых. Но основная задача ИТ-службы – поддержание нормального функционирования корпоративных ИС. Поэтому вопросы, касающиеся отчетности, идут вторым приоритетом. В итоге объем работы ИТ-подразделения весьма впечатляет, а бизнес по-прежнему недоволен, поскольку информация предоставляется не оперативно.

 

И тогда возникает Excel – второе по гениальности изобретение после счетов, тем не менее, не всегда оптимально подходящее для подготовки отчетности. Во-первых, в этом случае высока вероятность ошибки – человеческий фактор дает себя знать. Во-вторых, специалисты компании по-прежнему тратят большое количество времени на создание отчетов, разница лишь в том, что теперь это бизнес-пользователи. В нашей практике были случаи, когда финансовые консультанты вместо выполнения своих прямых обязанностей в компании тратили буквально недели на создание сложных отчетов в Excel для руководства.

 

Собственно, как могут быть решены все эти проблемы? Для этого BI-средство должно обладать особой функциональностью: позволять осуществлять быстрый, гибкий и удобный анализ, давать возможность отслеживать связи между показателями, проводить глубинные исследования. И на рынке в последнее время появляются подобные продукты, например, платформа бизнес-аналитики QlikView от компании QlikTech. Наш опыт работы с этим решением – реализованные проекты в Группе компаний Danone-Юнимилк, Корпорации «Центр», Фонде РЖС, банковском и страховом секторе – показывает, что уровень удовлетворенности им бизнес-пользователей очень высок. Дополнительным преимуществом является наличие приложения QlikView для мобильных устройств, позволяющего работать с аналитическими данными вне офиса (подробнее читайте в статье «Новые BI-возможности: ассоциативно, мобильно, одновременно»

.

Немного о внедрении и использовании

 

Одна из особенностей проектов внедрения BI-систем, построенных на базе QlikView, – короткие сроки их реализации (1–2 месяца) по сравнению с использованием традиционных, «тяжелых» решений. Кроме того, разработку отчетности можно разбить на этапы, и после окончания каждого из них предоставлять компании отдельную функционально законченную часть решения. То есть модули поступают в распоряжение пользователей еще до окончания проекта.

 

Кроме того, у нас существуют наработки в различных областях (в госсекторе, ритейле, банковской сфере): как технологические – на базе платформы, так и экспертные – знания, полученные нашими аналитиками в ходе проектов. Поэтому мы можем оперативно собрать требования пользователей к системе, унифицировать их и, собственно, начать реализацию решения.

 

Стоит сказать несколько слов о технологической особенности платформы QlikView: она, в отличие от большинства других систем, может работать без отдельного хранилища данных (ХД). Когда строится стандартное BI-решение, предполагается, что есть системы-источники, из которых поступают данные, и прежде чем формировать на их основе отчеты, нужно помещать их в специальное хранилище. QlikView позволяет исключить этот этап, поскольку у решения существует собственное внутреннее хранилище. QlikView способна интегрироваться практически с любой системой, которая имеет так или иначе формализованный интерфейс. Подчеркнем, что этим мы нисколько не хотим умалить значимость ХД для систем бизнес-анализа. В этом номере вы найдете статью о том, какие задачи можно и нужно решать с их помощью, а также как строить правильные хранилища («Корпоративное хранилище данных – как его построить?»).

 

Зачастую проекты по внедрению QlikView мы начинаем с пилотов – в течение нескольких дней демонстрируем возможности решения по построению отчетности на ограниченном объеме данных компании. В итоге возникает представление, как система будет работать в конкретной организации и какие задачи она способна решить. Пилот в данном случае является хорошей отправной точкой для полноценного проекта.

 

Если говорить о возможности легкой интеграции QlikView с множеством разнородных источников данных, можно привести наглядный пример – проекты, которые мы реализуем в области информационной безопасности. В компаниях зачастую существует множество разнородных систем ИБ разного функционала (системы мониторинга событий безопасности, защиты от утечек, контроля деятельности пользователей и т.д.). Быстро получить обобщенную отчетность по этим системам – увидеть профиль нарушителя под разными углами, всесторонне оценить угрозы и т.д. – практически невозможно. Собирать эти данные вручную из различных систем долго и трудозатратно, что совершенно не приемлемо, например, при расследовании инцидентов ИБ. С помощью QlikView мы, аккумулируя информацию и визуализируя ее, строим единую аналитическую панель для подразделения ИБ. Причем на этот процесс зачастую уходит всего лишь от одного до двух месяцев. Подобный функционал системы интересен компаниям из самых разных отраслей: топливно-энергетический комплекс, промышленность, телеком-операторы, о чем свидетельствуют реализованные нами проекты (подробнее об этом читайте в статье «Нестандартное применение BI: на страже информационной безопасности»).

 

В то же время современные BI-системы вызывают у компаний ряд вопросов. Например, считается, что для их полноценной работы необходимы мощные серверы. Другой аргумент против их использования – невозможность обеспечить доступ к бизнес-аналитике для тысяч пользователей. Кроме того, подобным решениям ставятся в вину медлительность и неумение работать с метаданными. В статье «Легенды и мифы о QlikView» мы подробно рассматриваем эти положения.

 

С течением времени задачи BI не только не теряют своей актуальности, но и становятся все более значимыми для бизнеса, далеко выходя за рамки привычных систем отчетности. С точки зрения отраслевой специфики область применения аналитических систем для решения разных классов бизнес-задач практически не ограничена. BI действительно нужен всем.

 

Мы очень хорошо осознаем важность проектов по внедрению BI-решений для наших заказчиков и поэтому активно применяем при их реализации высокую квалификацию и опыт наших специалистов наряду с использованием современных технологических платформ. Об особенностях наших проектов и технологий – этот номер.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Анализируй это, или Тренды рынка BI

Как Артур Конан Дойл описал ожидания от работы BI за 100 лет до его появления.

Business Intelligence – модная тема или реальный источник конкурентного преимущества?

Термин Business Intelligence (BI) был введен в обиход в 1989 году Говардом Дреснером, аналитиком компании Gartner Group. Это понятие определяло набор концепций и методов, используемых для повышения эффективности процесса принятия бизнес-решений и базирующихся на информационных системах, которые содержат основанную на фактах информацию.

Использование инструментов бизнес-анализа в ритейле

Сегодня ритейлеры все чаще внедряют BI-системы, поскольку им все более необходим качественный анализ успешности проводимых маркетинговых кампаний, программ лояльности и эффективности работы персонала. Как правило, интересующая ритейлеров информация содержится в системе обработки клиентских данных – CRM.

Золото может и не блестеть

Но пора было заняться и лич-ными делами – застраховать квартиру, которую бабушка оставила Джети в наследство

BI в формате Oracle

Компания Oracle представлена на рынке систем бизнес-анализа достаточно давно. Первоначально основой BI-платформы, предлагаемой вендором, служил Oracle Discoverer, однако после приобретения компании Siebel за основу был взят продукт Siebel Analytics.

Будущее банков. Технотренды в банковской сфере

Несмотря на сложность экономической ситуации и сокращение бюджетов на автоматизацию, банки остаются в числе наиболее высокотехнологичных компаний.

Self-Service — новый вектор эволюции платформ BI

Сроки проектов BI не соответствуют темпам изменения бизнес-требований, и причины не только в циклах согласования, но и функциональных ограничениях BI-продуктов.

ETL – технология, сопутствующая любой BI-инициативе

Десятилетия прошли с тех пор, как ИТ-индустрия начала предпринимать первые шаги по построению систем, направленных на анализ данных для планирования дальнейшей деятельности компании и поддержки принятия управленческих решений.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня